Работа по ускорению прохождения корреспонденции из-за рубежа российским получателям ведется по двум основным направлениям: сокращение сроков пересылки и сокращение времени обработки и таможенного оформления.
Актуальность темы возросла в условиях популярности интернет-шоппинга в России, особенно в преддверии новогоднего пикового периода. В настоящее время наблюдается устойчивый рост количества входящих международных отправлений с товарными вложениями – до 42%. Доля таких отправлений составляет уже 8% в общем объеме почты. Основной прирост объемов входящей почты обеспечен четырьмя странами: США, Германия, Китай, Гонконг. Доля этих стран – 69,6%. Темп прироста входящих мелких пакетов выше аналогичного показателя для посылок: 44% против 36% соответственно.
Столь существенная динамика поступлений почты из-за рубежа является серьезным вызовом для федерального почтового оператора, который должен обеспечить своевременную обработку и доставку повышенных объемов отправлений. Кроме того, возникают риски задержек на этапе транспортировки корреспонденции в Россию: иностранные операторы далеко не всегда справляются с задачей быстрой пересылки в страну назначения большого количества посылок и мелких пакетов.
Ранее общепринятая международная схема обмена почтовыми сообщениями через столицы государств в российских условиях, при большой географической протяженности страны с ее особенностями транспортной инфраструктуры, не только приводила к увеличению сроков доставки, но и создавала дополнительные риски скопления почты в пиковые периоды.
В связи с этим российские почтовики проводят работу с коллегами из Соединенных Штатов, Великобритании, Германии и других стран. На встречах с коллегами обсуждались вопросы предварительной сортировки почтовых отправлений и усовершенствования почтово-авиационной логистики, чтобы письма и посылки направлялись из-за рубежа не в Москву, как это сейчас делается в большинстве случаев, а в ближайшие к месту нахождения российских получателей почты аэропорты. Такое решение поможет существенно сократить сроки доставки россиянам международной корреспонденции. Уже сейчас Почтой России достигнута договоренность с иностранными партнерами о том, что они будут подсортировывать 18% посылок, 15% письменной корреспонденции и 15% отправлений EMS.
Отметим, что прошлогодний пиковый период Почта России прошла достаточно ровно и без серьезных задержек и срывов, успешно решив одну из сложнейших задач, стоявших в последние годы перед компанией, — обеспечение своевременной обработки и доставки растущих объемов корреспонденции из-за рубежа. Однако в связи с прогнозируемым ростом объемов входящих международных почтовых отправлений дальнейшее решение вопросов логистики их доставки в Россию становится особенно актуальным.