или От населения требуют дачи показаний.

Меня вот, что удивляет. Отчего ж это наши власти так любят хвалиться по поводу даже самых маленьких достижений, но в реальности, когда наступает момент реальных действий и решений, выясняется, что они и не намерены заботиться о жителях города или региона.
Все знают, как много говорится чиновниками о внедрении информационных технологий во все сферы взаимоотношений с государством.
Но вот пример.
Вчера, 24 октября, на дверях подъезда появилось объявление управляющей компании о том, что теперь положено платить за жилищно-коммунальные услуги по-новому, в соответствии с уже небезызвестным постановлением федерального правительства №354 (от 6 мая 2011 года), которым введены новые правила предоставления коммунальных услуг и взаимоотношений жильцов с теми, кто эти услуги предоставляет.
Объявление гласило, что теперь надо сдавать в расчетный центр показания приборов учета расхода коммунальных ресурсов до 26 числа отчетного месяца, в противном случае, мол, будет начислена сумма намного бОльшая «в соответствии с законодательством». Что это за законодательство такое, в соответствии с которым хотят начислить намного больше, не указано, сам я такого тоже не нашел. Но что касается даты сдачи показаний приборов, то увы, это не чья-то самодеятельность, а требование, установленное Правилами, введенными 354-м постановлением. Правда, там звучит несколько иначе:
«при наличии индивидуального прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца…».
Логика авторов постановления и новых Правил понятна: жильцы сдают данные приборов учета в УК или РИЦ, расчетный центр высчитывает разницу между показаниями общедомового прибора учета и потребленного условного (по нормативу) и реального (по индивидуальным счетчикам) ресурса (ГВС, ХВС или электроэнергии) и делит эту разницу на всех жильцов как общедомовые расходы, и уже только после этого, должен быть жильцу выдан платежный документ, по которому тот заплатит.
Так вот, сегодня, 25-го, увидев объявление и поняв, что «началось», я еле успел прибежать в РИЦ и сдать листочек с показаниями приборов учета, в ответ на что получил выговор, мол, «это в последний раз принимается 25-го в следующий раз сдавайте раньше». А как же пресловутое 354 постановление, согласно которому я могу сдать эту несчастную бумажку хоть 26 числа, хоть за минуту до закрытия? Полагаю, самоуправство монополиста на рынке расчетов ЖК-услуг будет устранено. Но это так, мелочь.
Проблема в другом. Теперь нас заставляют дважды бегать в РИЦ. Первый раз – чтобы сдать бумажку с показаниями, второй – чтобы за эти показания с доначислениями заплатить. Как точно заметил мой коллега Геннадий Антонцев, большинству придется не просто бежать – ехать на маршрутке туда и обратно, а это новые дополнительные расходы, которые опять перекладываются на плечи жильцов.
Вслед за Геной Антонцевым я тоже попытался найти на сайте своей управляющей компании и на сайте РИЦ место, где бы я мог внести показания счетчика, не выходя из дома и экономя на этом как минимум час своего времени. Увы. Этим, как говорится, и не пахнет. На сайте РИЦа висят рекламные баннеры сервисов «Плати дома» и А3, берущих за свои услуги комиссию, а вот чтобы так, по-честному, без дополнительных процентов, простому гражданину заплатить или ввести данные своих счетчиков невозможно, при входе на ссылку «подомовой учет» получаем предупреждение браузера о том, что «соединение является недоверенным», и «www.ric-ul.ru использует недействительный сертификат безопасности».
И где же наша развитая IT-индустрия? Или никому дела нет, что жители города (региона) должны делать по два раза в месяц пробежки по городу, в то время как вообще можно не тратить время на эти путешествия и стояния в очередях?
Никто – ни власти, ни управляющие компании, ни РИЦ – не озаботились тем, что рано или поздно этот день настанет, и лишняя морока падет на головы жителей региона. Хотя времени с 6 мая 2011 года у них было предостаточно.
Впрочем, менее чем за 2 недели до часа Х комитет ЖКХ Ульяновска все же обеспокоился и направил письмо управляющим компаниям (его нашел и разместил в своем блоге Геннадий Антонцев http://antontsev.livejournal.com/199579.html), где предложил им в каждом подъезде установить специальные навесные ящики для сбора листков с показаниями приборов учета. Увы, и этого нет.
Полагаю, что сейчас может начаться полная неразбериха. БОльшая часть жильцов просто не обратила внимание на объявления, а из тех, что обратил внимание на объявление, бОльшая часть не посчитает это настолько обязательным, чтобы тратить время на повторные походы-поездки. В итоге ничего с расчетами не получится, потом что одни свои бумажки принесут, другие – нет. Это Россия, а не Германия с пунктуальными немцами, которые, раз написано, исполнят до буквы. Наши будут думать, а зачем это, а нужно ли, а что будет, если не сделать.
И если раньше все было просто и понятно – пришел платить, принес показания счетчиков, не будет показаний – не заплатишь, а если не заплатишь, будет пеня с долгом – то теперь для похода с несчастной бумажкой нет никакого реально-материального стимула (новые показания войдут в следующий месяц). Так может, не стоило огород городить, в очередной раз напрягая жильцов? Ну, перейдут показания на следующий месяц, ну задержатся деньги для поставщиков коммунальных услуг. Так ведь не исчезнут же. Ведь когда ветеранам вводили монетизацию по льготам на ЖКХ, требуя сначала заплатить по полной стоимости, обещая выплатить компенсацию только через месяц (а то и позднее), власти не возмущались.
Но для этого надо будет менять Правила, на что никто не решится (можно ли перечить федеральному центру?!). Полтора года было у чиновников от ЖКХ и у управляющих компаний в запасе, чтобы подумать. В очередной раз властям выпала необходимость комплексно и оперативно решить проблему, созданную властными же решениями. И в очередной раз власть отнеслась к населению не лучшим образом.