О плюсах и минусах сложившейся системы госзакупок и готовой прийти к ней на смену федеральной контрактной системы применительно к нашему региону говорили в четверг на пресс-конференции руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ульяновской области Геннадия Спирчагова.
Федеральный закон №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» активно критикуется с момента его вступления в силу в 2006 году. Причем недовольство им высказывают как заказчики, так и исполнители работ (поставщики товаров). Многие уверены, что критерий наименьшей цены не способствует развитию добросовестной конкуренции, а наоборот, поощряет недобросовестных предпринимателей.
Яркий тому пример – состоявшиеся в начале сентября торги на право организации питания школьников в Ульяновске. Напомним, один из участников аукциона выбрал стратегию обрушивания цены до минимума: во время торгов частник снизил цену, по которой брался кормить школьников, до нуля, а потом зашел по сути в минус, когда борьба шла уже просто за право заключить договор. И теперь он, заплатив порядка 300 тысяч рублей за победу, кормит бесплатников вроде бы за свой счет, но на самом деле – за счет тех родителей, кто оплачивает питание своих детей. В итоге, по словам родителей, увеличилась стоимость обедов (причем как для учащихся, так и для учителей) при сокращении выхода блюд.
– С просьбой проверить законность проведения торгов на право организации школьного питания к нам обращалась прокуратура. В ходе проверки мы не обнаружили никаких нарушений антимонопольного законодательства.
Произошел передел рынка, и это нормально.
Однако в том, что цена обеда снижена до нуля рублей, усматривается нарушение Налогового кодекса РФ, который запрещает реализовывать товары и оказывать услуги ниже себестоимости, – прокомментировал Геннадий Спирчагов.
К слову, недавно Госдума РФ приняла поправки в Закон «О размещении заказов…», которые уточняют требования при размещении заказов на поставку лекарственных средств, продуктов питания в дошкольные учреждения и исключения поручительства из списка видов обеспечения контракта. Школы в категорию особых объектов не попали, значит, борьба за право кормить детей по-ульяновски будет продолжаться.
За годы существования 94-го закона успело появиться множество коррупционных схем, открыто говорится об откатах, размер которых, по словам компетентных людей, доходит едва ли не до 70 процентов от сумм контрактов. Скажем, победителем конкурса на проведение каких-то серьезных работ, к примеру, ремонта дорог, становится фирма, располагающая лишь письменным столом и компьютером. Заполучив контракт, такие фирмы привлекают реальные дорожные организации в качестве субподрядчиков, часть суммы кладя себе в карман. В итоге страдает качество работ.
– Фирмы, которые отклоняются от исполнения контрактов, вносятся в реестр недобросовестных поставщиков, но нечистые на руку предприниматели регистрируют организации под новым именем, – говорит руководитель Ульяновского УФАС. – ФАС предлагает создать еще один реестр, куда вносились бы имена собственников хозяйствующих субъектов. Но инициатива вот уже два года игнорируется законодателями.
В последнее время в сфере размещения заказов появились и фирмы-шантажисты. Их деятельность заключается в подаче жалоб в ФАС по результатам тех или иных торгов. В этом случае антимонопольщики обязаны проводить проверки. На это время работы по контрактам приостанавливаются, чем и пользуются шантажисты. Выходя на фирму-победителя, они предлагают отозвать жалобу, но за определенную плату. В результате опять же страдает качество исполнения контракта, когда, к примеру, отодвигаются сроки сезонных работ.
– Проанализировав поступившие за последние годы жалобы, мы заметили, что чаще всего к нам обращаются три фирмы. Сведения о них мы передали в правоохранительные органы, – отметил Геннадий Спирчагов.
При всех минусах нынешняя российская система госзакупок крупными международными экспертами признана одной из самых совершенных в мире.
ООН, проанализировав законодательства всех стран в этой сфере, пришла к выводу, что самое совершенное в антикоррупционном плане законодательство в России и Южной Корее.
– Несмотря на все минусы 94-го закона, за время его действия у бизнеса появилась возможность вступить в честную конкурентную борьбу, предприниматели получили возможность более эффективно продвигать свою продукцию, расширив границы своего территориального присутствия. Конкуренция между ними способствует тому, что цены на товары падают, а качество предоставляемых услуг растет. От этого выигрывают потребители. Вместе с тем в системе госзаказа до сих пор остаются моменты, требующие доработки. Поэтому Россию ждет реформа систем госзакупок. В сентябре нашей службе и Минэкономразвития удалось согласовать проект закона «О федеральной контрактной системе». Новый текст законопроекта более комплексный, и его принятие позволит решить имеющиеся проблемы системы госзаказа, сохранив достигнутые положительные результаты. Сейчас закон готовится ко второму чтению в парламенте, – отметил Геннадий Спирчагов.
Существенным отличием федеральной контрактной системы от действующей системы госзакупок будет долгосрочное планирование государственных и муниципальных нужд. Законопроект предусматривает изменение правил определения начальной цены госконтракта, правил оценки заявок на участие в госзакупках, а также внедрение новых способов проведения госзакупок: конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса и запроса предложений.
Одновременно с этим предлагается ликвидировать такой способ госзакупок, как аукцион, оставив только электронный аукцион.
Вадим Пилюков