смогли совершить ульяновские любители прекрасного.

А экскурсоводом выступил сам мастер.

В арт-фойе Ульяновского Дома Музыки прошел камерный вечер под названием “Густав Климт. Живопись и музыка”, приуроченный к 150-летию знаменитого австрийского художника.

Мероприятие организовано в рамках нового проекта “Вечерний Симбирскъ”, целью которого является синтез нескольких видов искусства, а также классики и современности. Первым событием акции стал вечер, посвященный творчеству Марины Цветаевой по случаю 120-летия со дня рождения поэтессы. Он имел большой успех, и было решено продолжить общение ульяновцев с прекрасным, соединив изобразительное искусство и музыку в разговоре о Густаве Климте. Автором программы вечера стала заведующая Музеем современного искусства имени А.А.Пластова доцент кафедры художественного проектирования УлГУ Елена Сергеева.

Задача программы – не только знакомство ульяновцев с творчеством Климта и путешествие в его внутренний мир, но и воссоздание атмосферы Вены XIX века, родного города Климта. Именно поэтому вечер начался с рассказа о достопримечательностях Вены под музыку самого великого австрийского композитора – Моцарта. Она звучала в исполнении струнного квартета филармонии под руководством заслуженного артиста Республики Татарстан Александра Виноградова.

После лирического вступления автор программы Елена Сергеева начала свое повествование о жизни Климта. Не прошло и пяти минут, как зрители получили приятный сюрприз – перед ними появился… сам Густав Климт. Роль художника исполнил актер театра-студии “Enfant-terrible”, доцент кафедры актерского искусства УлГУ Алексей Храбсков. В дальнейшем он вел повествование от первого лица, рассказывая о своем бедном детстве и тяжелой юности, а также о любви всей своей жизни – Эмилии Флёге. Зрители будто проходили вместе с Климтом весь его жизненный путь. С ним они учились в Венском художественно-ремесленном училище, писали первые картины…

Отец Густава Климта также был художником, специализировался на гравюрах, но большой славы не снискал. Тем не менее все три сына Эрнеста Климта пошли по его стопам и стали живописцами. Один из них – Эрнст – учился с Густавом, вместе с братом знаменитый художник начинал свой путь с работ в австрийских театрах, которые они украшали фресками. Братья работали и над оформлением венского здания “Бургтеатра” и Художественно-исторического музея.

В 1888 году Климт получил первую государственную награду от императора Франца Иосифа – “Золотой Крест” за заслуги в искусстве. В 1892 году Густав пережил страшную трагедию – умерли сначала его отец, а затем брат и соратник Эрнст. Но именно эти трагические события свели художника с Эмилией Флёге, сестрой вдовы его брата Эрнста. Несмотря на его отношения с другими женщинами, Эмилия осталась его верной спутницей до конца дней.

В 1894 году художник получил заказ на создание трех картин для украшения потолка главного здания Венского университета. Картины “Философия”, “Медицина” и “Юриспруденция” закончены к 1900 году и были резко раскритикованы за их откровенное содержание, что сильно задело художника, и он до конца жизни отказывался от выполнения любых государственных заказов. Именно с этого времени начался “золотой период” в творчестве Климта. Он продолжал бросать вызов общественности, рисовал картины “Обнаженная истина”, “Юдифь” и свое самое известное полотно – “Поцелуй”. Примерно в это же время Климт стал одним из основателей и президентом Венского сецессиона. Но мастеру этого было мало. Оставаясь художником – новатором, он смешивал стили и иногда, по мнению некоторых художников – членов сецессиона, позволял себе слишком многое. Климт был чересчур горд, чтобы оставаться в сообществе, имея расхождения во взглядах с его членами, и поэтому в 1905 году он покинул сецессион. Тем не менее именно в рамках сецессиона он создал один из самых крупных памятников эпохи – знаменитый Бетховенский фриз, посвященный Девятой симфонии. В 1904-м Климт, не любивший путешествовать и почти никогда не покидавший Вену, отправился в Бельгию, чтобы выполнить частный заказ и расписать дворец Стокле. Работу он назвал одной из своих самых лучших.

…Зрители получили возможность насладиться великолепными картинами Климта под музыку, отражающую атмосферу старой Вены, – произведения Бетховена и Штрауса. Организаторы не обошли и не самую известную сторону творчества Климта – его пейзажи. Большинство из них написаны на озере Аттерзе, куда Густав часто выбирался с семьей Флёге.

Вплоть до самой смерти Климт продолжал рисовать, создавая великолепные портреты, а также свои знаменитые картины “Жизнь и смерть”, получившую приз на Всемирной выставке в Риме, а также “Адам и Ева”, написанную незадолго перед смертью. В 1918 году Густав Климт скончался от пневмонии. Множество его картин осталось незаконченными…

Евгений НИКОЛАЕВ