Дмитрий Долин
Ульяновск стал первым городом России, где власть услышала велосипедистов.
Ульяновск имеет все шансы стать «велосипедной столицей» России. Местный губернатор Сергей Морозов приобрел велосипед и экипировку, а некоторые министры возглавляемого им областного правительства уже пересаживаются с иномарок на двухколесный транспорт. Город на Волге, пожалуй, стал первым в России, где велосипедисты заставили чиновников пойти им навстречу.

Традиционно в России любители передвигаться на двух колесах негласно причисляются к той категории граждан, права которых так или иначе ущемляются. Не секрет, что владельцы автомобилей явно не жалуют тех, кто предпочитает разъезжать на велосипедах. Впрочем, и езда на велосипеде в России – занятие почти экстремальное. В российских городах трудно отыскать специальные велодорожки и обустроенные велопарковки. Именно по этой причине велосипедисты чаще всего передвигаются по автомагистралям в общем потоке. Однако отсутствие соответствующей инфраструктуры не позволяет велосипеду стать настолько же массовым средством передвижения, как, к примеру, в странах Европы.

Члены ульяновского велоклуба Simbike, который насчитывает не одну сотню участников, сумели организовать своего рода «велореволюцию». За последние несколько лет велосипеды в городе становятся массовым явлением – на них ездят как подростки, так и пожилые люди. Но, пожалуй, главное, чего удалось добиться «симбайковцам», – привлечь внимание местных властей. «Об этом говорит хотя бы тот факт, что наш губернатор тоже сел на велосипед. Конечно, он – человек занятой, не может часто кататься. Но вот областным министрам – попроще, бывает, что некоторые из них даже на работу на великах приезжают», – рассказала «Эксперту Online» одна из участниц велоклуба Татьяна Державина.

По ее словам, то, что випы пересаживаются на велосипеды, – хороший знак, их пример может оказаться заразительным. «В это лето новичков в клубе и просто катающихся по городу одиночек заметно прибавилось. Конечно, стоит сказать спасибо велопромышленности – нормального качества и выше велосипеды теперь стали доступны практически всем», – отмечает Державина. По ее мнению, до статуса «велосипедной столицы» Ульяновску, конечно, еще далеко. «На это нужно много времени – инфраструктуру потихоньку расширить, культуру вождения подлечить, подрастающих байкеров заранее готовить», – перечисляет собеседница «Эксперта Online».

Однако взаимодействие с местными властями Татьяна Державина считает вполне успешным. «Отрадно, что власть стала идти навстречу велосипедистам. Если раньше мы к властям ходили – дескать, примите нас, послушайте, то теперь уже чиновники напрямую нас спрашивают – что вам нужно, чем помочь? Признаться, к такому отношению мы еще не привыкли», – отмечает активистка велоклуба. Участники Simbike считают, что ульяновский губернатор Сергей Морозов, который в этом году, несмотря на ненастную погоду, даже участвовал в закрытии велосезона, «действительно увлекся велосипедом, а не занимается показухой». «Экипировку для показухи редко покупают», – констатируют опытные велосипедисты.

«Симбайковцы» надеются, что интерес власти к велодвижению не угаснет, потому как планов у поклонников двухколесного транспорта – громадье. «Необходимо увеличить прокат в городе – чтобы было как за рубежом. Тогда будет видно, что город пользуется повседневно велосипедом. Все ульяновские велосипедисты благодарны властям за то, что они открыли велодвижение по Президентскому мосту, соединяющему две части города. Я долго не верил, что такое возможно, но запрещающий знак сняли», – добавляет активист клуба Simbike Алексей Имайдайкин. По его мнению, одно из основных клубных достижений заключается в том, что «велосипеды стали массовым явлением». «Основная задача нашего клуба – это популяризация велодвижения и организация совместных покатушек. Приятно, что в некоторых из них участвует и сам губернатор», – резюмирует Алексей.

«Сегодня мы видим, что у нас есть огромное количество инициативных граждан, которые по-настоящему “болеют” велосипедным спортом. И крайне неправильно, что пока правительство региона недостаточно участвует в развитии велодвижения. Это не только вопрос здорового образа жизни, это вопрос экологии и повышения культуры поведения наших граждан на дорогах», – заявил Сергей Морозов. Он также поручил проработать вопрос об обязательном оснащении прилегающих территорий новых комплексных застроек велосипедными дорожками и парковками. По мнению Морозова, велопарковки должны появиться в каждом бюджетном учреждении региона.

Напомним, что в прошлом году пересадить подчиненных на велосипеды попытался и губернатор Пензенской области Василий Бочкарев. По мнению главы региона, такой способ передвижения позволит лучше контролировать ситуацию с благоустройством, а также оценить состояние дорог в районе. «Поселок можно объехать и на мотороллере, и на велосипеде, – заявлял Василий Бочкарев на встрече с руководителями районов. – Тогда и дороги сразу начнут ремонтировать, и руководитель увидит реальную ситуацию не через окно автомобиля».