Торговым сетям РФ могут разрешить продавать безрецептурные лекарства. Это, по мнению правительства, усилит конкуренцию на аптечном рынке, снизив в свою очередь расценки на лекарства.
Лекарства в супермаркетах
На долю лекарств под грифом «совершенно без рецепта» приходится почти половина реализуемых в России препаратов – 220 млрд руб.
К 1 декабря правительству должен быть представлен доклад Минздрава совместно с Минпромторгом, Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Федеральной службой по тарифам (ФСТ) на тему «Возможности реализации отдельных лекарственных средств в торговых сетях». С теоретической точки зрения, это якобы позитивно и для покупателей, и для продавцов, однако у нашей страны нет подобного опыта, поэтому неизвестно, каким боком это может нам выйти.
Идею продавать безрецептурные лекарства за пределами аптек еще в 2009 г. озвучил Минпромторг. Но на сторону аптек тогда внезапно встал Минсоцздрав, и предложение «заморозили».
«За» и «против»
На долю безрецептурных лекарств в аптечных продажах сейчас приходится примерно 47,2% в денежном объеме. Крупнейшими аптечными сетями по обороту в прошлом году стали «36,6», «Ригла», «Имплозия», вместе занимающие 7,2% рынка. Самыми популярными брендами среди безрецептурных лекарств являются «Арбидол», «Эссенциале», «Нурофен», «Линекс», «Мезим Форте», «Терафлю».
Появились уже и ярые противники инициативы, они считают, что продажа лекарств требует определенного уровня квалификации продавца-консультанта, в магазине покупатель окажется один на один с лекарствами, к тому же в России несмотря ни на что еще высоко доверие к людям в белых халатах. Максимум, что заступники аптек доверяют торговым сетям – это продажу контрацептивов и леденцов от кашля, с чем они неплохо справляются.
Так или иначе, по факту, прибыль аптек на 70% зависит от продаж безрецептурных препаратов, и за счет этого аптеки покрывают затраты на выполнение социальных функций (выдача бесплатных и льготных лекарств). Сами понимаете, что за собой потянет новая «удобная» инициатива.