В адрес МУП “Ульяновскэлектротранс” поступает много обращений с предложениями, жалобами и тому подобным. Ни одно обращение не остается без внимания, ибо предложения исходят от пассажиров – клиентов, а клиент, как известно, всегда прав. Однако не все предложения можно реализовать одним днем, поскольку многие требуют долгой кропотливой работы как внутри предприятия – по изучению городских миграций, по отлаживанию график, так и с внешними силами – в нашем случае администрацией города Ульяновска и даже Ульяновской области.
В октябре неким товарищем saboteur_2 было опубликовано несколько статей, касающихся ульяновского трамвая.
В ответ на сии предложения был получен ответ от управления электрического транспорта:

“Вопрос по организации, точнее реорганизации трамвайных маршрутов – дело не такое простое, как кажется на первый взгляд. Трамвай – не тазик, просто так его повернуть его с одной улицы на другую нельзя. Для этого надо многое посчитать, многое сделать. Но обо всем по порядку.

Изменение 15 маршрута.

Началось все с того, что жители новых домов по улицам Репина, Скочилова и прочих имени великих деятелей Симбирска-Ульяновска стали взывать с мольбами к власти предержащим о том, как им плохо добираться в Завсияжье, что утром на маршрутках уехать сложно, а зимой и подавно, что вот было бы здорово завернуть к ним 15 трамвай. Все бы ничего, идея, казалось бы, здравая. Начали думать да гадать, как это лучше организовать. Была встреча с представителями ТОС «Репино». И был предложен вариант тот, который есть на данный момент, а именно: маршрут заворачиваем, но по различным обстоятельствам нет возможности увеличить выпуск на маршрут, а посему интервалы будут большими и для удобства жителей будет вывешено плановое расписание прибытия поездов. Мнения разделились: одни говорят: «ой, как здорово! Давайте». Другие сказали: «как мы его по полчаса ждать будем?!». Проблема очевидна: народ, увы, не приучен и не умеет абсолютно планировать свои поездки. Да-да, именно так. Даже в европейских странах в работе транспорта тоже бывают интервалы и 20, и 30 и 40 и даже 60 минут. НО. Там на каждой остановке висит расписание прибытия транспортного средства на данную остановку, эта информация есть в интернете и иногда на электронном табло, которое кажет время ожидания транспортного средства. Каждый это знает и планирует свой день так, чтобы попасть на нужный трамвай/троллейбус/автобус. В городе же Ульяновске коммерческие перевозчики избаловали жителей, теперь надо  так, чтобы трамвай подошел здесь и сейчас да еще и остановился у каждого столба. И ни минутой раньше/позже.  До запуска маршрута на остановках общественного транспорта проводился опрос о надобности трамвая №15 в данной местности. В результате 63% опрошенных выразили свое желание пользоваться трамваем.  При этом те, кто живут в домах, не расположенных непосредственно вдоль трамвайной линии, гораздо меньше выражали желание ездить на трамваях, объясняя свой ответ тем, что им ДАЛЕКО идти на трамвай (500 метров)

Может также возникнуть вопрос: «а если обещанного трамвая нет, что делать?». На этот случай на каждой остановке висит номер телефона центрального диспетчера, который всегда знает, что случилось и когда будет трамвай. Всякое бывает, особенно с нашими автомобилистами, большинство из которых совершенно не проявляют никакого уважения к рельсовому транспорту. Поэтому неизбежны задержки и простои. Но эта проблема разрешима ТОЛЬКО при участии нашей уважаемой власти, в плане ужесточения дисциплины на дорогах. По опыту некоторых российских городов, таких, например, как Пермь, можно сказать, что все это возможно даже в России.

Продление маршрута повлекло за собой увеличение интервалов. А почему так произошло? Да потому что не хватает ни вагонов, ни водителей, ни кондукторов. (Кстати сказать, на маршрутах коммерческого транспорта типа “Газель” тоже не хватает машин и водителей, поэтому в час пик они едут набитыми сверх нормы с огромными интервалами!!!) Для решения этой проблемы, необходима поддержка города, ведь любой общественный транспорт (трамвай, троллейбус, автобус и даже метро и пригородные ж/д перевозки) – это такая система, которая по определению не может быть прибыльной и самоокупаемой, потому что есть пенсионеры, студенты, дети и прочие льготники. Да и стоимость проезда существенно ниже своей себестоимости. Всегда и везде общественный транспорт был дотационным.

Поэтому участие в решении проблемы должны принимать не только пассажиры в лице отдельных граждан, не только руководители транспортного предприятия, но и администрация города, а, может, и области. Должен быть трехсторонний разговор, когда пассажиры предлагают, предприятие делает, а власти во всем помогают. В том числе и финансово.

Нехватка кадров связана во много также с отсутствием финансирования, что приводит к невысоким зарплатам. Тем не менее, есть и ряд других факторов, в первую очередь, связанных с ответственностью, возложенной на водителя трамвая. Ведь водитель, находясь за управлением транспортным средством, несет ответственность за жизнь и здоровье не только тех, кто находится в салоне, но и всех тех, кто наравне с ним является участником дорожного движения. К этому стоит прибавить и гражданскую ответственность за повреждение транспортных средств в случае ДТП. И при этом возможностей для предотвращения ДТП у водителя трамвая, да и троллейбуса тоже, практически нет: трамвай не свернет, моментально не остановится, руками его не удержишь. Ко всему прочему, у водителя есть расписание, которого он обязан придерживаться, и обязанность объявлять остановки и другую информацию по микрофону. Условия работы у водителей, мягко говоря, не сахар. А решение этой проблемы есть, но оно, как всегда, требует взаимодействия всех участников организации перевозок: пассажиров, предприятия и власти, потому что наведение порядка на дорогах – прерогатива администрации и ГИБДД.

Яркий пример: улица Марата. Совмещенное полотно, трамвай в центре дороги и с каждой стороны по одной полосе для движения автомобилей. По нечетной стороне улицы Марата почти на всем ее протяжении, начиная от центрального рынка, висят знаки «стоянка запрещена». При этом господа, работающие в конторах близь лежащих зданий чихали на эти знаки и их машины стоят там и по часу, и по полдня, и у некоторых – весь рабочий день, это при том, что знак «стоянка запрещена» разрешает лишь остановку для высадки-посадки пассажиров продолжительностью не более 5 минут. Вопрос: куда смотрит ГИБДД?! А из-за этого на улице Марата в течение всего рабочего дня затруднено движение: машины едут по рельсам, трамваи из-за них торкаются по полметра в полчаса, в итоге разрастается пробка, вагоны выходят из строя и все это приводит к массе ДТП. Аналогичная ситуация и с улицей Железной дивизии, где при наличии одной полосы в каждом направлении автомобили едут как минимум в два ряда.

И это лишь некоторые  улицы  из десятков им подобных. Поэтому стоит обратить внимание  на текущие проблемы, без решения которых все грандиозные проекты неизбежно потерпят фиаско.

Забота о пассажирах – первоочередная задача любого транспортного предприятия и она выполняется настолько, насколько позволяют возможности предприятия. Да, некоторые маршруты не везут тысячи пассажиров, и поэтому на них и интервалы побольше, и время работы поменьше. Это практика не только нашего города, но и других городов России. И вопрос не в том, что предприятие не хочет заботиться о пассажирах. Все дело снова в расходах на электроэнергию, которые никто не компенсирует, в нехватке подвижного состава и кадров. То есть в данном случае предприятие нельзя рассматривать как мерзкого капиталиста, гоняющегося только за прибылью. И все, что в силах и власти руководства предприятия, делается. Для всего остального  нужны чуткие руководители, которые не только указывают что нужно сделать, но и предлагают решения и помогают их реализовать советом и денежкой.

Вопрос изменения маршрутов не менее важен, поскольку город развивается и изменяются места тяготения пассажиров. Однако изменение маршрутов трамвая дело не одного дня и не одного месяца. Трамвай, да и вообще весь электротранспорт, – не «маршрутка», которую можно за 5 минут развернуть на другие улицы одним росчерком пера, лишь изменив план маршрута. Да и, к слову, маршрутные такси не всегда следуют по установленным маршрутам и очень часто нарушают график движения, так что «маршрутку» тоже иногда приходится ждать и 15 минут и полчаса, а бывает и дольше.

Прежде, чем вносить изменения в маршрутную схему движения трамвая, необходимо провести полномасштабное изучение пассажиропотока на вводимом маршруте. Это дело не одного дня, а как минимум нескольких месяцев, ибо по законам математической  статистики для устранения влияния случайных флуктуаций должно быть сделано максимально возможное количество измерений. Поэтому измерения проводятся в разные дни недели, при разных погодных условиях в разное время суток. В условиях дикого капитализма любое исследование – удовольствие недешевое. Между прочим, последнее серьезное исследование пассажиропотоков в городе производилось еще в советские времена.  «Исследование», проведенное МАДИ – не в счет, ибо даже уважаемый комитет по транспорту признает, что Институт дал лишь весьма приблизительные данные, во многом далекие от истины. Поэтому в городе  лишь немногие имеют  представление и весьма туманное о направлениях внутригородской миграции населения. Те маршруты коммерческого транспорта, которые сложились на сегодняшний момент, созданы либо на основе некогда востребованных автобусных маршрутов, либо  маршруты коммерсантов просто дублируют годами отработанные маршруты электротранспорта и паразитируют на них. Возникает вопрос отчего же такое безобразие, когда некоторые коммерческие перевозчики дублируют муниципальный транспорт не одним, не двумя, а десятком маршрутов, отбирая пассажиров у городского транспорта, да еще и создавая помехи движению электротранспорту, что приводит к возникновению опасных ситуаций на дорогах города. Ни в одной стране Европы нет подобной практики, да и во многих городах России начинают понимать, что не должно быть дублирующих маршрутов.

Итак, прежде, чем объединять, разъединять и изменять маршруты, необходимо всестороннее исследование. Это во-первых. Во-вторых, после изучения пассажиропотоков и признания необходимости какого-либо маршрута нужно грамотно составить расписание, таким образом, чтобы не появлялись «дыры» в расписании, вагоны не ходили друг у друга на хвосте и так далее. На это тоже нужно время и немалое.

К сожалению, многие не представляют всего объема работ, необходимых для внесения изменений, отсюда возникают ложные представления о простоте проведения изменений. Поэтому часто получается так, что сверху требуют исполнения того или иного предложения, как в сказке: «по щучьему велению, по моему хотению», совершенно забывая о помощи и поддержке в осуществлении задуманного.

Итак, проблемы в работе транспорта, в том числе электрического есть, есть предложения по их решению, и даже ведется работа по их внедрению. Но все эти процессы не одномоментные и нельзя требовать столь резких и глобальных изменений в столь короткий промежуток времени.”