НЕкогда прославленное предприятие, конезавод Лавинский, что в Сурском районе постепенно разваливается. Сходит на НЕТ и результат многолетнего труда коневодов.

250 рысаков, 80 конюхов. Таков был процветающий лавинский завод в далеком советском прошлом. Сегодня он потихоньку умирает. Треть табуна недавно продали, чтобы накормить оставшихся лошадей. В век личных автомобилей и сельхоз техники они стали не нужны. А ведь когда-то, между посевной и уборочной, здесь устраивали бега. От гостей не было отбоя. Сегодня нас встречают лишь пара конюхов и местный котенок.

Работаем, куда деваться… Да и нравится, интересно с ними…

Завод уже объявляли банкротом, меняли директоров, отдавали в аренду. Хорошо хоть смогли в этом году заготовить ячмень, но плохо, что хватит его, всего на месяц.

Александр Родионов и.о. начальника конной части Лавинского конезавода.

Вот пока кормим этим ячменем. Сена у нас, немножко, тонн 15 в поле есть. Ну на октябрь, на середину ноября хватит. А дальше…

Держится конезавод, уже несколько лет, на энтузиазме отдельных людей. Власти сюда наведывались ни раз, говорили сочувственные речи. Этим обычно все и заканчивалось. Хотя и их можно понять. Убыточное предприятие – серьезное бремя для баланса. В советские времена и поддержка была солиднее, да и нужда в лошадях была. Особенно на селе.

Государство все брало на себя все. И зарплату, и все. Мы занимались выращиванием и испытанием рысака. Наша, была, цель – улучшить его. Что б он бегал хорошо, хорошее потомство приносил.

От крупного завода по разведению русского рысака сегодня остались полуразваленные конюшни, пустующие дома, 60 лошадей и несколько, верных своему делу, работников.

У нас, в свое время, маточного состава было в 2 раза больше чем сейчас поголовья.

Земли конезавода, где некогда выращивался корм для рысака, сегодня отданы в аренду. Пока погода позволяет выпасать лошадей, но скоро зеленые поля покроет снег, запасы зерна кончатся, и вновь встанет вопрос о продажи очередной партии коней. Как ни печально, но итог этой истории уже сейчас просматривается очень ясно.