Создание нацпарка «Сенгилеевские горы» длится уже более десяти лет. Инициативу в этом вопросе в свое время проявлял еще Горячев, передавший ее аки символ власти Шаманову. Тот тоже вроде как тоже был не против создания нацпарка. Теперь инициатива исходит и от губернатора Морозова, однако Сенгилеевские Горы по-прежнему существуют только в виде ООПТ Местного значения, созданного в 2008 году.

Создавался заказник с целью сохранения территории до создания нацпарка. Только вот его площадь составила 39 га, вместо изначальных 50. Часть земель, которые некогда должны были войти в состав особо охраняемой территории, просто исключили из ее состава, часть отдали в аренду,  часть продали под цементное сырье.

«Сенгилеевские горы – это яркий пример того, как при создании особо охраняемых территорий сталкиваются интересы ученых, экологов и промышленников, – комментирует ситуацию эколог научно-исследовательского центра «Поволжье», член Экологической палаты  Михаил Корепов, – при этом ситуация сегодня складывается в пользу последних.

Создание нацпарка – процесс сложный и теоретически он должен проходить в дискуссионной  форме: промышленники доказывают важность земель  для  разработки, добычи сырья и так далее, а экологи – ценность территории как природного объекта. Однако этого в Ульяновске не получилось. Никаких дискуссий не было. Мнение ученых до настоящего момента вообще мало кого интересует».

В 2007 году из федерального бюджета была выделена сумма в 1,3 миллиона рублей на проведение комплексного обследования территории и подготовку эколого-экономического обоснования по созданию нацпарка. Согласно законодательству проводятся торги, правда с минимальным количеством участников (по мнению ученых, суммы в 1,3 миллиона для проведения таких масштабных работ явно мало). Конкурс выигрывает Архангельский институт.

«Естественно они присылали студентов, которые больше изучали положение вещей на бумаге, нежели на деле, – говорит Михаил Корепов. – Потому учтены были, в первую очередь, интересы промышленников. Однако это эколого-экономическое обоснование было принято на региональном уровне».

Таким образом, к 2008 году все документы для создания нацпарка были собраны, не хватало только экологической экспертизы, проводить которую уполномочен Росприроднадзор. Стоимость такого мероприятия составляет порядка 100 тыс. рублей.

«Проведение данной экспертизы – наши полномочия, но Росприроднадзор не может заказать ее сам у себя», –  говорит Александр Каплин. Ни в федеральном, ни в региональном бюджете средств на проведение экологической экспертизы предусмотрено не было. Потому вопрос о создании нацпарка «подвис в воздухе». На сегодняшний день документация устарела, ее необходимо перерабатывать, а значит снова искать деньги. Финансирование при этом должно происходить из федерального бюджета.

Инициатива в создании нацпарка сегодня исходит от губернатора. Как стало известно, на прошлой неделе Дмитрий Федоров посетил федеральное Министерство природных ресурсов и обсудил некоторые вопросы по его созданию.

«Говорить о том, что нам удалось продвинуться в этом деле пока рано, – поясняет Дмитрий Федоров. – В конце этой недели ожидается встреча членов Правительства Ульяновской области с руководством Министерства природных ресурсов РФ». Возможно, именно федералы решат судьбу Сенгилеевских Гор, так как финансирование должно происходить именно от них.

Кроме того, на следующей неделе должно состояться заседание Экологической палаты, на котором было предложено рассмотреть вопрос о создании Сенгилеевского нацпарка. Однако нет никаких гарантий того, что дело сдвинется с места. Тем временем часть территорий нацпарк  уже потерял: в случае создания его площадь будет существенно меньше  изначально предполагаемых 50 гектаров.


Важнейшие степные сообщества Сенгилеевских гор


Проект нацпарка