• В благоустройстве найдут крайних

     

     

    Завтра в 15.00 в администрации города состоятся общественные слушания по поводу принятия новых Правил благоустройства Ульяновска. Судя по всему, результат известен заранее – Правила примут с минимальными изменениями, слушания будут простой формальностью.

    В начале недели мы получили информацию, что наиболее активных потенциальных участников слушаний вежливо попросили сильно Правила не критиковать. Иначе, мол, придётся ещё раз собираться и оттягивать принятие… Может быть Правила настолько идеальны, что администрация города уверена в том, что их критика будет априори неконструктивной? Попробуем разобраться.

    Шаблоны правил

    Действующие сейчас Правила благоустройства города серьёзно устарели, причем не только морально. Серьёзно изменилась и нормативная база. Например, в действующих сейчас Правилах нет отсылки к Правилам содержания имущества в многоквартирном доме, принятых постановлением Правительства РФ ещё в 2006 году. Примерно такая же ситуация и с другой нормативной базой, на которую ссылаются параграфы Правил. Вдобавок, структура документа оставляет достаточно много «белых пятен», которые позволяют достаточно вольно трактовать параграфы Правил.

    Стоит отметить, что подобная проблема назрела не только в Ульяновске. Муниципалитеты по всей России столкнулись с подобными проблемами в 2010-2011 годах, когда по всей стране прокатился вал внесения изменений в Правила благоустройства.

    На помощь пришло Министерство регионального развития страны, которое в конце декабря прошлого года приняло «Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований». Вслед за этими рекомендациями регионы начали довольно быстро принимать правила благоустройства, в том числе и модельные.

    Основной вал разработки и принятия новых Правил пришелся на весну этого года. При этом Правила в большинстве регионов оказались весьма и весьма похожи, вплоть до полной идентичности большинства разделов. Ульяновская область тогда пошла своим путём – разработанные областью модельные Правила благоустройства и содержания территории оказались достаточно оригинальными и федеральным требованиям не следовали.

    Но город, имея сразу два примера правил, пошел своим путём, взяв за основу Правила благоустройства, которые уже были приняты целым рядом регионов. Например, Челябинском. Конечно, эти Правила были переработаны и дополнены «зеленым» разделом из старых Правил, который создавался в своё время ещё Андреем Салтыковым, в бытность его главным экологом города.

    За квартиру будем платить больше?

    Особое внимание в проекте новых Правил уделено вопросам определения размера прилегающей территории и разграничению ответственности за соблюдение Правил. Согласно новым Правилам, границы прилегающей территории определяются проектами межевания территории. В случае, если проекта нет, между администрацией района города и владельцем (на праве собственности или аренды) помещения заключается письменное соглашение, в котором и обозначаются границы той территории, за которую отвечает владелец сооружения.

    В проекте подробно расписано как определяются эти границы. Сравнив проект с действующими Правилами, можно сделать вывод, что практически для всех типов объектов «зона ответственности» за благоустройство увеличится. Цель этих изменений понятна – назначить ответственных за максимально возможную площадь городской территории.

    Увы, но механизма фиксации и отображения размеров и месторасположения прилегающих территорий, определенных соглашениями, в документе не предусмотрено. Это означает, что до момента межевания того или иного участка размеры и границы прилегающей территории будут известны лишь лицам, подписывающим соглашение. По-видимому, именно по этой причине в проекте Правил подробно расписаны размеры прилегающей территории для большинства объектов и выделен отдельный пункт, описывающий ситуацию наложения «соседских» прилегающих территорий друг на друга.

    Проект Правил практически ставит знак равенства между понятиями придомовая и прилегающая территория для случая многоквартирных домов. В случае, если на объект составлен кадастровый паспорт, вопросов не возникает. Но, как нам известно, межевание прошли далеко не все территории многоквартирных домов, а лишь около половины. Как же определяется размер прилегающей территории домов, земля рядом с которым продолжает оставаться в муниципальной собственности?

    Четкого ответа на этот вопрос в Правилах нет. Зато расписан способ разрешения спорных ситуаций, когда соседние прилегающие территории накладываются друг на друга. В этом случае границы благоустройства предполагается проводить с учетом площадей многоквартирных домов. Особо отметим, что в этом случае, согласно Правилам, границы прилегающей и придомовой территорий могут не совпадать.

    И тут возникает очевидная проблема. Соглашения город будет подписывать с управляющими компаниями, которые далеко не всегда заинтересованы в уменьшении прилегающей территории. Очевидно, что в первую очередь могут пострадать жители небольших домов – всё финансирование благоустройства ляжет на их плечи. При этом вряд ли кто-то спросит у жителей – а хотят ли они вообще заниматься благоустройством прилегающей территории, которая им не принадлежит?

    Впрочем, подорожание в любом случае неизбежно. В новых Правилах в разделе о содержании придомовых (а не прилегающих!) территорий указывается, что работы должны проводиться в объёме, не меньшем, чем указано в «минимальном перечне…». Речь, по-видимому, идет о Проекте Постановления Правительства РФ “Об утверждении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядка их оказания и выполнения”.

    Отметим, что этот проект подготовлен взамен постановления Госстроя от 2003 года, на который ссылаются действующие правила благоустройства Ульяновска. По сравнению с существующим, предложенный в Проекте список существенно расширен и заключает управляющие компании в гораздо более жесткие рамки. Это означает, что в случае принятия Проекта Правительством РФ в существующем виде, жильцам и управляющим компаниям останется гораздо меньше «места для маневра». А это неизбежно скажется на размере счетов.

    Для справедливости отметим, что Проект Правительства получил резкую критику со стороны Минэкономразвития и его дальнейшая судьба остаётся под вопросом. Тем не менее, в проекте Правил впервые появилось прямое указание на нормативы «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» от 2006 года и четкое перечисление видов и периодичности работ по благоустройству. Если четко придерживаться буквы новых Правил, то получается, что платить по повышенному тарифу (за механизированную очистку дворов и т.д.) придётся всем.

    Разберемся и с другими важными пунктами новых Правил.

    Красить дом без разрешения будет нельзя

    Согласно новым Правилам, окрашивать фасад можно будет лишь по согласованию с управлением архитектуры администрации Ульяновска, определяемому постановлением (!) администрации города. При этом нигде в Правилах не указано о каких именно «зданиях и сооружениях» идет речь. Получается, что требование относится ко всем без исключения зданиям, включая и индивидуальные жилые дома.

    При этом согласование потребуют и «все виды внешнего оформления» нежилых зданий, а также изменение фасадов. И опять же правило не имеет исключений – под него попадает и исторический памятник в центре города, и склад на промзоне. В соответствии с Правилами, и в том и в другом случаях необходимо получить разрешительные документы в администрации.

    Рядом с палатками будут туалеты

    Впервые в Правилах четко прописана необходимость установки туалетных кабин у разнообразных палаток, тиров, летних кафе и других подобных заведений если вблизи заведения нет другого туалета.

    Вытряхивать ковры будет нельзя

    Согласно Правилам, станет запрещено «производить какие-либо изменения балконов, лоджий», выходящих на улицы, в не во дворы, вплоть до прямого запрета сушить на балконах одежду и белье. Более того, нельзя также и «загромождать балконы разными предметами домашнего обихода», а также вытряхивать с них ковры или бельё.

    Парковаться будет нельзя

    Согласно Правилам, парковка на разнообразных дворовых проездах разрешена исключительно в один ряд. Прямо запрещается парковка на газонах, а также парковка на прилегающих территориях грузового транспорта и транспорта для перевозки пассажиров. При этом нигде в Правилах не даётся определений ни понятия «газон», ни понятия «грузовой транспорт», ни, тем более «транспорта для перевозки пассажиров». То есть, если Правила будут приняты в существующем виде, то вряд ли кому-нибудь удастся доказать, что Вы припарковали именно грузовой транспорт и именно на газоне.

    Отметим, что с этой точки зрения гораздо лучше проработаны областные модельные Правила, где даны определения и газону, и уничтожению зеленых насаждений, и нарушению целостности газона, и понятию проезда.

    Зелень надо вырубать

    Методические рекомендации, утвержденные 613 приказом Минрегионразвития, среди прочего регламентируют и количество зеленых насаждений. При этом нормируется (напомним, в порядке рекомендации) не минимальное, а максимальное количество зеленых насаждений. Так, согласно рекомендациям, на 1 Га городской территории должно приходится максимум 100 – 150 деревьев (не считая городские леса и парки). А что делать, если деревьев в городе больше?

    Вопрос риторический и относится, скорее, к области курьезов. Но в каждой шутке, как известно, есть доля правды…

    Весь прошлый год прошел под знаком активной общественной борьбы за зеленые насаждения в городе. Была проведена масса разнообразных круглых столов, общественных слушаний и прочих мероприятия «по налаживанию диалога с общественностью». Общественность, по сути, требовала одного – усилить контроль за сносом зеленых насаждений.

    В итоге стали проводиться общественные экспертизы насаждений, которые планируется сносить, пошли разговоры о разнообразного плана мораториях на снос зеленых насаждений и т.д. По мнению тех людей, которые активно боролись за городскую зелень, все эти меры оказались не особо полезными, скорее успокоительными. Реальная польза была бы от усиления административных барьеров, а именно – от передачи полномочий по выдачи разрешений на снос насаждений всех типов с уровня районов на уровень города. Увы, но в новых Правилах всё осталось по-старому…

    Впрочем, обещания переработать раздел про озеленение городская власть всё-таки выполнила. Раздел переработали – выкинули из него минимально допустимые нормы озеленения и условие, согласно которому при озеленении должен быть использован определенный процент хвойных деревьев. Лишним посчитали и учет биологических особенностей растений.

    Очевидно, что в существующим виде Правила выглядят весьма сырыми и требуют серьёзной доработки. Будет ли она сделана или Правила уже 8 ноября примут в существующем виде?