Вон в небе журавли

Вон в небе журавли… Куда стремится
Высокий и нестройный их отряд?..
Под ними сёла курские горят,
И негде отдохнуть усталым птицам.

О, как бы я, солдат, был нынче рад
В Чувашию родную возвратиться!
Но я с врагами должен расплатиться…
Так пусть на Волгу журавли летят.

Я из окопа им кричу: «Туда,
Туда летите, к солнечным затонам.
Переливаясь синим и зелёным,
Там плещется спокойная вода.

Там соловьи поют на берегу,
Там – я клянусь – вовек не быть врагу!»

Песня про Волгу

Лейся, песня, долго-долго
По-над Волгою рекой!..
Хороша ты, наша Волга,
Славен берег твой крутой!

В былях, в памяти народной
Ты осталась на века
Непокорной и свободной,
Волга-матушка река!

Ты купала нас при свете
Разгоравшейся зари.
Не с того ли твои дети,
Погляди, богатыри!

И в глазах, и в душах наших
Чистый свет твоей воды.
Всех ты рек, родная, краше,
Мы родством с тобой горды.

Враг завистливый, жестокий
На тебя пошёл войной,
Замутить хотел истоки
Нашей радости большой.

Но назад поворотили
Мы непрошеных гостей
И на Одере поили
Наших волжских лошадей.

Лейся, песня, долго-долго
По-над Волгою рекой!..
Хороша ты, наша Волга,
Не найти второй такой.

Волга
(Отрывок из поэмы)

У Волги нрав богатыря.
В грозу, в порыве нетерпенья,
Её широкая волна
Дробит утёсы и каменья.

И та же сила у волжан,
И та же ширь и мощь размаха.
В их песнях дышит ураган,
Они в бою не знают страха.

Чтобы огонь зажечь в ночи,
Чтоб сбросить гнёт с народа долгий,
Чтоб трепетали палачи, –
Ульянов родился на Волге.

Его любимый старший брат
В темнице был казнён жестоко;
Он, твёрд и крепок как булат,
Погиб, бросая вызов року.

Так одинокая волна
И гибнет, и упорно бьётся,
Но скоро, скоро вся страна,
Как Волга в бурю, встрепенётся!

Так юный Ленин размышлял,
Вздымая вёсла над водою,
И лодку лёгкий вал качал,
И шелестел Симбирск листвою.

Заря семнадцатого года…
«Авроры» выстрел. Зимний пал!
«Земля принадлежит народу», –
Ильич стране в ту ночь сказал.

Земля! Но вместе с той землёй
Мы реки и затоны брали,
И захребетники толпой
От нас поспешно удирали.

Мы потрясли тогда купцов,
Узнали лиха кровососы!
Мазут и дёготь этих псов
Пусть не марает наши плесы.

Со стерлядью сковорода
Пусть и не снится дармоеду!
Ту стерлядь человек труда
Поджарит к своему обеду.

Везде звезда труда горит,
Повсюду рыбаку раздолье.
И Ленина благодарит
Весёлый люд в любом застолье.

В Ульяновской чувашской школе

«Творчество Якова Ухсая – счастливое достояние не только чувашской, но всей нашей многонациональной литературы, одна из ярких её страниц» – писал известной русский поэт Владимир Туркин. О поэзии Ухсая высоко от-зывались Александр Фадеев, Александр Твардовский, Мустай Карим, Степан Щипачёв, Николай Чуковский, Юрий Олеша, критик Александр Макаров и многие другие писатели.
Герой Социалистического Труда русский поэт Егор Исаев говорил, что Яков Ухсай – удивительное явление во всей мировой литературе. Эти слова как нельзя лучше определяют прекрасный и волшебный мир поэзии чувашс-кого гения.

Он приехал в Ульяновск в августе 1938 года из Чебоксар и стал преподавать в чувашской школе родной язык и литературу. Об этом периоде его жизни в книге «Я.Ухсай в воспоминаниях современников» (Чебоксары, 2005) пишет журналист Константин Петров.

Новый преподаватель открыл в училище литературный кружок, где он вдохновенно читал свои новые стихи, говорил о теории стихосложения, рас-сказывал о классике чувашской литературы К.Иванове. Самая большая ауди-тория не могла вместить всех желающих, многие слушали стоя. Ухсай удив-лял всех, читая наизусть бессмертную поэму Константина Иванова «Нарспи» (литературоведы её называют энциклопедией деревенской жизни чувашей). У молодого поэта уже тогда были изданы несколько книг. Узнав об этом, учащиеся толпой ринулись в библиотеку. В их сознании случился переворот. «Мы, любители физики и математики, стали поклонниками литературы» – пишет К.Петров.

Вскоре по инициативе молодого преподавателя в стенах училища начина-ет выходить рукописный литературный журнал, в котором активно участ-вуют учащиеся Виктор Янрав (В.Шуреков) и Николай Хастар (Н.Фёдоров).

В те годы чувашская школа располагалась в шести двухэтаж-ных домах. Яков Гаврилович жил на втором этаже второго корпуса в небольшой отдельной комнате. Учащиеся часто заходили к нему. Он всегда встречал их приветливо, принимал как дорогих гостей. Бросал работу, ставил чайник. Вел непринуждённый разговор, анализировал стихи учащихся, угощал чаем. Нуждающимся ученикам помогал деньгами. Без возврата. Суммы были небольшие, но важно, что он спасал человека в трудную минуту. Говорил, заходите в любое время, не стесняйтесь.

И учащиеся отвечали ему взаимностью. Ухсай пользовался большим авторитетом, ребята не пропускали его уроков. К.Петров пишет: «Мы были горды тем, что у нас есть такой преподаватель. Ухсай был моим любимым преподавателем».

Нужно отметить, что настоящая фамилия поэта – Иванов. Только при поступлении в Уфимский институт народного образования он избирает фамилию по имени деда (по отцовской линии) – Никифоров, так как Ивано-вых было очень много. В штатном расписании Ульяновского педагогического училища так и было написано – Никифоров, а книги он издавал под псевдонимом Ухсай.

О том, как Ухсай попал в Ульяновск рассказала дочь поэта Елена Ухсай, проживающая в Москве, в статье «Меня жизнь била нещадно, научила не плакать» (журнал «Лик», 2011, №3, Чебоксары). Поэт, как и другие предста-вители тогдашней чувашской интеллигенции: Педер Хузангай, Виктор Рзай, Максимов–Кошкинский, Патман, Николай Шубоссынни, Метри Юман и другие – попал в жернова репрессий. Он оказался «врагом народа». Причина в том, что он вместе с Хузангаем в стихотворном варианте написал письмо чувашского народа Сталину и был в близких отношениях с Метри Юманом (его коммунисты провозгласили «националистическим зубром»). После того, как покинул Чебоксары, Ухсай приезжает в Батыревское педучилище препо-давателем, но через несколько дней ему приходится бежать оттуда.

В январе 1938 года в Москве прошёл Пленум ЦК, где Сталин выступил с докладом «Об ошибках при исключении коммунистов из партии, о формаль-но-бюрократическом отношении к апелляциям исключённых из ВКП (б) и мерах по устранению этих недостатков». Сталин на Пленуме осудил развёр-нутую в стране им же самим кампанию тотального доносительства, свалив всю вину на исполнителей.

Ухсая же в феврале 1938 года всё-таки заключают в тюрьму, но знакомые люди помогают ему бежать оттуда. Потом он садится на товарный поезд и уезжает в Москву, одно время лечит ногу, которую он сломал до этого в аварии. В мае 1938 года Президиум ЦИК Чувашской АССР реабилитировал Ухсая, сняв с него беспочвенные обвинения.

«Я никогда не забуду Фадеева, ему я обязан своим спасением», – говорил Яков Гаврилович. Именно известный писатель А.Фадеев хлопотал о нём и помог снять клеймо «врага народа». После всего этого Яков Ухсай решается на отъезд из Чебоксар – лишь бы подальше. И приезжает в Ульяновск. Но это лишь первая причина.

О второй причине в статье «Чёрный рок Ухсая» в журнале «Кил» (№1-2, 2011, Чебоксары) пишет другая дочь поэта – Ольга Ухсай: «Жизнь и твор-чество Константина Иванова – вот что привело Якова Ухсая осенью 1938 года в город Ульяновск».
Известно, что ЯковУхсай и К.В.Иванов родились в одном селе – Слакбаш (ныне входит в Белебеевский район Башкортостана). Более того, они являют-ся близкими родственниками, из рода Кашкар (Волк). Поэтому нет ничего удивительного в том, что Ухсай приехал в бывший Симбирск, где сначала учился, а потом работал классик чувашской литературы К.В.Иванов – его дядя. В его планах было исследование жизни и творчества дяди.

Яков Гаврилович, кроме основной работы, много трудился в архивах, книгохранилищах и библиотеках города. Находил там малоизвестные мате-риалы и ценные документы. Внимательно просмотрел и архив Ульяновского чувашского педагогического училища, где были ценнейшие бумаги, написан-ные рукою великого просветителя чувашского народа И.Я.Яковлева. Также он знакомится с ленинскими местами, изучает семейную дружбу Ульяновых и Яковлевых.

В Ульяновске поэт продолжает писать начатые произведения, творит новые: поэмы «Магнит гора», «Симбирская хроника», «Дед Кельбук», эпическая поэма «Мечта». Начинает писать роман в стихах «Симбирск» (это произведение автор так и не закончил). После того, как он закончил поэму про Ленина «Симбирскую хроника», рецензент советует внести изменения (время-то было какое!), с чем автор категорически не соглашается. По этой причине поэма в книжном варианте так и не появилась. Позднее поэт тоже писал про Симбирский период, в том числе и поэму «У дома Ленина».
Есть у автора такие строки: «Основной книгой моей жизни остаётся «Симбирская эпопея» в тридцати поэмах. Я горячо надеюсь, что эта книга, продукт раздумий многих лет, не пройдёт мимо сердца читателей». Но эта книга в свет не вышла…

На основе материалов, собранных в Ульяновске, Ухсай пишет трагедию в пяти актах «Чёрный рок». Она в 1941 году вышла в Чебоксарах отдельной книгой. Это произведение критики встречают «в штыки», потому что автор здесь описал противостояние К.В.Иванова и И.Я.Яковлева. Встретились две сильные личности. На одной стороне – умудрённый опытом жизни Яковлев, хозяин чувашской школы. У него единственная цель – не дать закрыть шко-лу. На другой стороне – талантливый, светлый, с юношеским максимализ-мом, только начинающий жить, но уже знающий свой предназначение –Иванов. Народ, Земля, Родина, вот о чём его лебединая песня – поэма «Нарспи». Из-за того, что Ухсай по-своему правдиво, близко к истине описал ситуацию, произведение подверглось резкой критике. Б.Бассаргин писал, что автор допустил крайнюю субъективность в трактовке существенного мотива. Может быть, поэтому эта трагедия не включена в Собрание сочинений в 5 томах Якова Ухсая (Чувашское книжное издательство, 2001-2005 годы).

Про это произведение Ольга Ухсай пишет: «Чёрный рок» – трагедия луч-ших сынов чувашского народа… «Чёрный рок» – трагедия не только К.Ива-нова и И.Яковлева, но и Я.Ухсая, а также всего чувашского народа».
Во 2 томе Собрания сочинений (Чебоксары, 2002) в статье «Земля и поэ-зия» Яков Ухсай пишет: «Хотя в разных курсах за неделю проводил по 12 уроков, я находил время работать в библиотеках и архивах. Также встречался с пожилыми людьми, любил слушать рассказы пенсионера Кузнецова. Здесь я написал поэму о Никифоре Охотникове». А.Власенко в книге «Яков Ухсай» (Москва, 1976) подтверждает, что Михаил Кузнецов был однокурсником Владимира Ульянова в гимназии, хорошо знал его. Следовательно, чувашский поэт расспрашивал его о знаменитом однокашнике.

В педучилище Ухсай дружил с преподавателем истории А.И.Ирбахтиным (он был родом из Тереньгульского района, впоследствии работал в Среднетимерсянской школе Цильнинского района). Они часто проводили вместе свободное время.

Однажды Яков Гаврилович шёл по улице Ульяновска. Смотрит, идёт распродажа личных вещей известного поэта Н.Языкова. Он решает купить большой резной стол. Эта мебель потом в Чебоксарах верой и правдой служила семье Ухсаев многие-многие годы.

Свадьба.

Елена Ухсай в своей книге «Слово об отце» (Чебоксары, 2009) вспоминает интересные моменты из жизни отца.

Яков Гаврилович в Ульяновске находит свою любовь, женится. В училище русский язык и литературу преподавала уроженка села Карачево Козловского района Чувашской АССР Мария Мухина. Ей предстояло провести открытый урок, сказали, что на уроке будет присутствовать маститый поэт. Мария Дмитриевна начинает волноваться. Увидев маститого поэта, она пришла в удивление: им оказался красивый парень, приятный с виду человек. По воспоминаниям, Мария Дмитриевна от сильного переживания плохо провела урок. После завершения урока стали его анализировать, критиковать. Тут встаёт Ухсай и начинает хвалить работу молодой учительницы и полностью переворачивает ход событий. Так происходит знакомство молодых преподавателей. После этого они часто вместе ходят на собрания, разные вечера.
А в 1939 году состоялась их свадьба. Там присутствовали В.Янрав и К.Петров, они молодым подарили солидные тома Пушкина и Лермонтова. А родственники жениха из Слакбаша надели на невесту чувашский национальный головной убор из серебряных монет – тухью, утверждая, что это — тухья самой Нарспи, красавицы из одноимённой поэмы. Мария всю свадьбу просидела в ней. После свадьбы молодые переселяются в комнату в городе, где до этого жила Мария. Перевезти вещи им помогают учащиеся.

Пытаясь выяснить день свадьбы, я связался с Еленой Ухсай. Она сообщила, что свадьба была весной 1939 года, день неизвестен. «В нашей семье не было традиции отмечать день свадьбы»,- написала она. К.Петров в воспоминаниях пишет, что свадьба состоялась в субботу.После окончания учебного года, в мае 1939 года, Мария Дмитриевна и Яков Гаврилович уезжают из Ульяновска в Чувашию.Позднее, вспоминая ульяновский период своей жизни, Яков Ухсай напишет: «Ульяновский период – самое счастливое время в моей жизни!»

Возвращение через 44 года.

Народный поэт Чувашии ешё раз побывал в нашем крае через 44 года. В мае 1983 года он был приглашён в деревню Средние Алгаши Цильнинского района, где первый раз проводили День чувашского языка. 12 мая Яков Ухсай побывал в Ульяновске, заехал в Мемцентр. Встретился с секретарём обкома В.Н.Сверкаловым, писателем и краеведом Жоресом Трофимовым, с ним прошлись по территории Симбирской чувашской школы, по набережной реки Свияги. Также он заехал в редакцию газеты «Ульяновская правда», где состоялась беседа с заместителем главного редактора И.А.Хрусталёвым. Встретился Ухсай и со своим бывшим учеником – председателем комитета областного телерадиовещания И.Н.Милюдиным. Также Яков Гаврилович местным краеведам помог найти точное место нахождения лавки купца Шайтанова.

В этот же день делегация из Чувашской Республики – Яков Ухсай, журналист газеты «Советская Чувашия» А.Дмитриев, фотожурналист газеты «Коммунизм ялаве» (Знамя коммунизма) Ю.Дмитриев — поздно вечером вернулась из Ульяновска в село Большое Нагаткино. Там они поужинали в доме местного поэта Анатолия Юмана, а затем поехали ночевать в гостиницу.

Следующим утром гости из Чебоксар выехали в Средние Алгаши. Ухсай там оживлённо беседовал с ветеранами войны и труда, выступил на митинге с речью, подарил местной школе свои книги с автографом, оставил запись в Книге почётных гостей: «Посетил Среднеалгашинскую школу в торжественный день. Особенно тронуло пение малышей».
Николай ЛАРИОНОВ,
главный редактор Ульяновской областной чувашской газеты «Канаш», заслуженный работник культуры Чувашской Республики.