Главной новостью на прошедшей неделе стало возвращение из США губернатора области. Информационная жизнь сразу закрутилась вокруг этого события: обсуждались темы, инициатором которых стал Сергей Морозов. Благодаря незаметности основных информационных поводов в лидеры выбилась даже сводка о погоде.

В информационной ряби на завершившейся неделе преобладали сообщения с криминальным оттенком. Чего только стоит зверское убийство ульяновским гопником двух свидетелей по его делу и гибель самого убийцы в устроенном им же пожаре в Железнодорожном районе.

Незамеченными прошли сообщения о несостоявшемся уголовном деле по поводу областного 3D ГИС и распрях в азербайджанской диаспоре, продолжающие старые истории Светланы Опёнышевой и Ислама Гусейнова. Тянется и давняя тема Сергея Удальцова, кассационное решение по его делу на прошлой неделе так и не было оглашено и ожидается в понедельник.

Зато замечены на неделе были новые медийные проекты. Первым опытом культивации креатива в сфере пира в Ульяновске стал фестиваль рекламщиков «Лампочка Ильича». Твиттеряне стали следить за новой программой «Воробушки», авторы который по зёрнышку собирают информацию в твит-ленте. Набирает обороты и наш новый проект обзоров прессы за день.

Холод тестирует город
В таком круге информационного самопиара на одно из самых заметных мест вырвалась тема о приходе холодов. Об этом написал даже губернатор в своём твиттере, посоветовав сменить летнюю резину на зимнюю. В ответ на такую заботу комментаторы предложили ввести единый день наступления зимы для всех автолюбителей.

Холода – это не только гололёд и закономерное увеличение количества аварий и пробок. Холода ударили по здоровью горожан и разогрели ситуацию с бытовыми пожарами. Действительно, погодные условия требуют от общества максимальной мобилизации, только вот управлять ситуацией только с помощью твиттера весьма непросто.

Из реальных шагов в этом плане пока можно отметить тестовый переход дорожных служб города на зимний режим. К учениям не подоспел лишь снег. С его приходом грядущая зима станет серьёзным тестом для сити-менеджера Александра Букина и для всей системы разделения власти в городе на политическую и хозяйственную. Мы будем следить за ходом испытаний.

«Самое интересное» – за кадром
Надеемся, что американский опыт борьбы с последствиями стихии, который губернатор Сергей Морозов смог лично изучить в Америке, будет полезен этой зимой для борьбы с извечными ульяновскими проблемами. Пока же можно отметить лишь необычайный всплеск критического отношения главы региона к ульяновской действительности после его возвращения из штатов. В ходе заседания правительства он сделал несколько выговоров и пообещал отправить всю свою команду в отставку. Обычное, как говорят, для главы региона повышение уровня критики и креатива после отсутствия на рабочем месте было усилено, как отмечают комментаторы, примером громких скандалов в федеральном правительстве. Сейчас в моде резкие кадровые решения.

Избежала критики шефа, пожалуй, только министр открытого правительства Татьяна Кириллова, которая рассказала об успехах на своём фланге работы. Рассказ был долгим и, возможно, поэтому мы пропустили в нём конкретную информацию. Инновационным и подтверждающим тренды стал обзор твиттера, впервые сделанный ею на заседании правительства региона. Если ситуация будет развиваться в том же русле, то скоро на таких он-лайн заседаниях будет вестись прямая трансляция комментариев зрителей.

Пока же отметим, что открытость была не полной. Трансляция правительства после завершения доклада Кирилловой была закрыта, но собравшиеся не разошлись, а стали свидетелями того, как губернатор вспоминал русский язык после заграничной поездки. Сидевшие в зале журналисты написали коротко, что губернатор обматерил правительство. На этом заседание завершилось, а его комментаторы отметили, что стиль управления, основанный на крепком словце, транслируется членами правительства ниже по вертикали, что выливается в хамство даже самых мелких столоначальников. Культурная столица, ё.

Кто в ответе за солнце?
Темой о равнодушии можно назвать продолжение истории вокруг Полины Кудряшовой. Хороший обзор мнений по поводу её случая сделал Игорь Корнилов. Авторы и комментаторы, как это и не удивительно, разделились на два лагеря. Одни винят в сложностях судьбы детей с проблемами здоровья государство, другие считают, что не всё в этом мире решается по воле чиновников. К первому лагерю принадлежит, пожалуй, большинство комментаторов. В их числе и непосредственные участники этой сложной судьбы – мамы детей с ДЦП из общества «Солнце для всех».

Как можно спорить с женщинами, которые не понаслышке знают о безразличии врачей и чиновников по отношению к своим детям и разделяют со своими детьми все тяготы? Между тем нашёлся человек из врачебной среды, который заявил, что в данном конкретном случае накат на государство не оправдан. Дмитрий Малых попытался встать на сторону государства. Из спора Корнилова и Малых появилось несколько пунктов плана по изменению положения детей-инвалидов помимо предложенного уже несколько раз создания специального портала.

Не пытаясь занять чью-либо сторону, объективно отметим, что чиновники на этой неделе обратили на проблему своё внимание. Полину посетил Сергей Морозов. Он также отругал своих министров и зампредов, что они не сделали этого в его отсутствие. Областные власти взяли на себя лечение девочки, трудоустройство отца и выделили дополнительно 50 тысяч рублей. Глава города Марина Беспалова дала поручение проработать вопрос о включении в спортивную и культурную жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья и обвинила ульяновцев в отсутствии толерантности.

Параллельно с этой активностью общественность собрала необходимые средства на дорогостоящее лечение последствий ДЦП. Вместе с тем, на благотворительный концерт, который состоялся в пятницу, пришло очень мало горожан, желающих поддержать семьи с особенными детьми. Это, действительно, говорит о равнодушии, которым поражено наше общество. Мамы из «Солнца для всех» вновь остались без общественной поддержки.

Получается, что нам легче переложить ответственность на государство, чем самим принять участие в решении проблемы. Вот и остаётся семьям с больными детьми надеяться только на государство. И нужно отдать должное ульяновским чиновникам, что за полтора года их отношение к детям с ДЦП изменилось кардинально. Теперь должны измениться и дела. Но для этого власть и общество должны действовать сообща.

Дельные советы
Для координации совместных действий органов власти и граждан в Ульяновской области формируются общественные советы. Как сообщила министр Татьяна Кириллова, новая система формируется в связи с открытым правительством. Образцовыми оказались выборы в общественный совет минобра. В число победителей вошли не только учителя, но и директор торговой сети, директор благотворительного фонда и даже медийщик – телерепортер Алексей Мацкевич. Надеемся, что новизна советов проявится не только в новом формате выборов, но и в ощутимых изменениях к лучшему в деятельности органов власти.

Пока же все подобные институции типа открытого правительства создавали лишь видимость решения проблем. Так на прошедшей неделе общественная палата Ульяновской области обсудила проблемы сохранения памятников истории и культуры. Обсуждение было бурным. Хотелось бы почитать о предложениях общественников, а самое главное о конкретных действиях, но пока на сайте палаты по прежнему размещён только анонс мероприятия.

Общественные дискуссии развиваются в Ульяновске по экстенсивному пути. Они не становятся продуктивнее – их становится больше. На прошедшей неделе бурное обсуждение развернулось на площадке «Единой России», что соответствует декларируемому движению партии к большей открытости. Подобные попытки предпринимались и ранее. Однако подметим, что всякие обсуждения без реального движения как в партии, так и в околовластных советах будут только снижать доверие к этим институтам.

Чтобы повысить качество дискуссий структуры гражданского общества должны быть более самостоятельными в выборе и инициировании тем обсуждения, а также в высказывании своей позиции.

«Точечка»
Улпресса уже ни один раз инициировала темы для обсуждения, высвечивая острые проблемы, тем самым, выполняя функции экспертного совета для власти. Вот и в последние несколько недель на страницах портала размещаются материалы, посвящённые проблеме архитектурного облика города. Случайно ли совпало, не знаем, но вопрос «точечной застройки» обсуждался неделю назад в областной общественной палате, а на этой неделе на проблему обратил внимание и губернатор Сергей Морозов. Он требовательно запретил заниматься уплотнительной застройкой в Ульяновске.

По словам председателя общественной палаты Нины Дергуновой, горожане нередко узнают о строящемся у них под окнами новом объекте уже «по факту». Получается, что общественность созрела для обсуждения перспективных планов строительства и требует информировать о том, где и что будет строиться. Между тем механизма согласования интересов относительно строительства не существует, отсюда и «скрытность» властей. Городские чиновники в лице Алсу Садретдиновой уверяют, что в строительной отрасли у нас всё хорошо и законно.

На самом деле вопрос гораздо шире, чем точечная застройка и трудности с информированием жителей. В Ульяновске существуют проблемы в строительной отрасли: техника требует модернизации, инфраструктура – инвестиций, а строительные компании – земли. Губернатор и городские власти ни раз заявляли о грандиозных планах строительства новых микрорайонов, однако одни проекты сменяются другими, а земля всё пустует. Кроме того, очень много говорят о реновации жилья, то есть о строительстве новых домов на месте ветхого фонда с расселением его жильцов. Но пока этим способом строится незначительное количество домов. Отсюда и искушение предпринимателей и городских чиновников точечно втиснуть дома между существующими строениями.

Чтобы разобраться с проблемами системно, нужно обсуждать вопросы развития города не в узком кругу общественников и уполномоченных, а привлекать к нему экспертов строительных компаний, архитекторов и урбанистов. Тогда чиновникам не удастся заявить, что проблем нет или они существуют по каким-то объективным причинам.

Предлагаем обсудить ситуацию в строительстве системно. Город наш – мы можем сами решать, каким ему быть.

Читайте Улпрессу. У нас общие интересы.