Ну вот и дожили…Уже не прогорающие (или разворованные ) предприятия и отрасли бизнеса- а конкретные ГРАЖДАНЕ,россияне ( то есть любой из нас) могут стать объектом АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ. То бишь: за вас ( за нас) начнут решать наши собственные запутанные финансово-имущественные проблемы. Так постановить надумали российские законодатели.
И не на пустом месте они так постановили. Выяснилось вдруг ( а в России все «вдруг»: зима, неурожай,убегание народа за границу, прощаемые недоразвитым странам миллиардные долги и прочее…) – так вот ,выяснилось , что СОРОК МИЛЛИОНОВ россиян уже набрали кредитов.А пять миллионов из них уже не в состоянии расплатиться за эти кредиты…
Отсюда и законотворческие танцы…
И захотелось мне в связи с этими обстоятельствами порассуждать «на тему».
Для начала-каринка с натуры.В угасающей деревушке Дубки, где не самые богатые горожане областного центра усердно занимаются огородничеством для поддержания своих скромных семейных бюджетов, «бэушный» вездеход «УАЗ» считается весьма желанным приобретением. Эта неприхотливая машина тут годна на все случаи жизни. И семья вся в один рейс влезает, и дрова на ней возят, и воду для полива из соседней речушки , и мешки с картошкой или капустой по осени в город тащат .Короче_ самый подходящий автотранспорт. Подходящий по всем параметрам: по цене приобретения, по функциональным способностям, по социальному статусу (так сказать).
Но вот случился на моих глазах некий переполох.
Случился он потому, что вдруг подкатили к неказистым огородным заборчикам два шикарных автомобиля «Ниссан-камри», каждый стоимостью под миллион рублей. И вылезли из них не какие-то олигархи или их детки — а вполне знакомые скромным хуторянам племянники одной из огородниц.
Народ ахнул:
– В лотерею, что ли, тачки выиграли!?
Парни (одному девятнадцать, другому двадцать один, оба работают на маршрутках, где зарплаты не превышают пятнадцати тысяч в месяц) горделиво ответили:
-Кредит в банке взяли!
-А что так размахнулись-то? На таких крутых тачках только олигархи катаются….
– А мы чо, не люди? Они ездят — а нам нельзя!?
Родители юных владельцев шикарных авто потеряли дар речи. И было отчего….
-Ты хоть понял, что ты натворил!?- набросилась на своего великовозрастного сынка одна из огородниц.- Ты же в петлю влез! Чем расплачиваться-то будешь? Где бащка твоя была, где?
Матушка непутевого сынка горевала. Парни живут на съемной «хате», зарплат едва хватает на еду и шмотки… Значит, в банковской кабале надолго. Значит, будут сидеть на родительских шеях до пенсии…
– Разума лишился!- причитала женщина..
Но пареньки не свихнулись. Они подражали. Тем «денежным мешкам», которые могут себе многое позволить . В том числе- и «крутые тачки»…
Отвлекусь. Население страны, совсем недавно не имевшее абсолютно никакого представления о «жизни в коедит», то ли наслушавшись о такой жизни в иных странах, то ли слишком высоко оценившее заманчивость заемного бытия яростно ринулось в банки за деньгами.. Процесс , в сущности, нормальный.Но в нашей стране он приобрел весьма специфические оттенки.Назову ( на мой взгляд) лишь некоторые.
Ну, скажем, безответственность молодых заемщиков. Занимая в банках средства, молодежь ( по моим наблюдениям) гасить свои долги интуитивно предполагает не столько за счет собственных усилий и стараний — сколько с помощью родственников (родителей, братьев, супруга и так далее.И если , допустим , молодому немцу такое и в голову не придет- то в России, учитывая наш менталитет, это- норма. Плохая норма, добавлю.
Еще. Россияне ( особенно молодые) одалживают деньги в банках часто не на первостепенные , неотложные нужды( обретение жилья, учеба и так далее) — а на некие заманчивые «прожекты»: покупку «клевых» автомобилей, дорогостоящие путешествия, шикарные свадьбы ( которым «и места было мало, и земли»…Как после похмелья будут расплачиваться — том и мысли нет: «Да рассчитаюсь как-нибудь!»
Ну и так далее.
А как оценивают ситуацию сами банкиры, для которых развитие кредитования- это просто способ зарабатывания денег? Вот что говорит заместитель управляющего Ульяновского областного отделения Сбербанка РФ Ризида Фатыхова:
Мы, естественно, замечаем нарастающую безответственность некоторых наших заемщиков. Естественно, принимаем некоторые меры. Узнаем финансовую и деловую состоятельность претендентов на кредиты, у нас налажена работа собственной безопасности…Недобросовестных заемщиков , так сказать, отсекаем еще «на подходе» к кредитам. И не только потому, что радеем о своих капиталах.Несостоятельный заемщик- это прежде всего головная боль для самого кредитующегося.Думаю, не надо объяснять , почему….
?: Да, кредит предоставляем не каждому.- говорят в региональном отделении «Россельхозбанка» – Почему? Да потому, что мы – «ОАО» – со своими интересами. Кредит-то надо возвращать нам, в банк. И потому мы должны предусмотреть все варианты возможных рисков .Отсюда- и положение о поручителях; и жесткие требования к четкому возврату взятых кредитов- вплоть до появления у занимателя судебных приставов.Чистота занимателя, наличие залоговой стоимости — все это контролируется.. То есть -гражданин, берущий у нас кредит, должен быть готов в случае чего поступиться своим имуществом.
Но соблазн «пожить красиво» манит!
Всю неудержимую силу соблазна ярче всего обозначил (на мой взгляд) Борис Пастернак словосочетанием «жар соблазна». Поэт имел ввиду, естественно соблазн любовный, чувственный.
Ныне в моде соблазны иного рода. Никакого отношения к гендерным отношениям они не имеют, ибо являются влечениями сугубо меркантильными. Да и не слово «жар» тут к месту — а «жор».
Суть этого термина, думаю объяснять не надо…
Так вот, «жор соблазна». Мне кажется, что в последние годы он крепнет не по дням, а по часам, оттесняя (расталкивая, раскидывая, опрокидывая) прочие человеческие чувства).
Попрание здравого смысла. Смещение жизненных ценностей… Неутолимый, вспобеждающий, всеотрицающий жор..
Он постепенно заполоняет все наше бытие. Здоровая, разумная повседневная жизнь заменяется погоней за… как бы это поточнее выразиться? – за внешними проявлениями «шикарной жизни». Или – если проще – погоней за мишурой бытия. Обретение все новых и новых “аксессуаров состоятельности»; неуемное желание «быть не хуже людей» подавляет все прочие потребности, заполняет существование.
«Подружка побывала на Канарах – а я нет!» И – страдания, ревность. «Кольке «десятку» купили – а вы мне на шестерку разорились!» И семейный скандал, конфликт «отцов и детей». «У Наташки шуба из шиншиллы? Спать не буду – а куплю покруче!» И – не спит несчастная, на трех работах себя изводит – но шубу «достанет»! Или болезнь наживет…
Я не знаю, чем объяснить этот нарастющий «хор соблазна». Может тем, что жили бедновато (да и сейчас не в достатке) – и разум затмевает притягательность «сладкой жизни»? (Хотя один мой собеседник на сей счет выразился так: «Живем не хуже, а глупее»). Или это форма социального самоутверждения: нечем похвастаться, Бог не дал ни таланта, ни трудолюбия, так возьму хоть «пылью в глаза»? Своеобразный «бунт нищеты». А, может, реклама или кинокарды сильно возбуждают неустойчивый национальный менталитет? Или общая ли незрелость мешает спокойно существовать в мире, полном соблазнов? Не знаю. Когда вижу обилие золота на плохо вымытых пальцах и шее, я просто впадаю в недоумение.
Возможности удовлетворить разные потребности явно возрастают; телеэкраны каждодневно демонстрируют блеск бытия избранных. Ах, как хочется хотя бы внешне быть на них похожими! Где уж тут до продиктованного разумом самоограничения! «Красивше, ярче, богаче» – вот общая устремленность. «Из грязи да в князи», – не про это ли сказано?
Мишура, позолота, видимость благополучия, стремление не быть, а казаться постепенно заполняют все сферы нашего бытия. Простота, естественность, разумность уступают место припудренности, пустопорожней многозначительности, хлестаковщине. И ведь вот какой парадокс: в странах, где благосостояние граждан действительно высокое, такой погони за мишурой не наблюдается. Вот, скажем, в той же Америке, на вполне достойной свадьбе могут потчевать гостей из одноразовой посуды: удобно. И никого это не шокирует. А попробуйте у нас? Позора не оберетесь, уничижительных оценок, пересудов. Нам хрусталь подавай, хотя бы и плохо вымытый.
И ведь это не только на бытовом уровне. Со стремлением выглядеть многозначительнее и презентабельнее сталкиваешься постоянно. На всех телеканалах мельтешат дурацкие передачи, где «дамы и господа» выигрывают миллионы; на каких-то шикарных «островах выживания» герои попсы дурачат зрителя мнимыми трудностями и страданиями – и тоже получают миллионы. Кружит головы юных бесконечный показ заманчивой «ночной жизни» столицы… И это – на фоне того, что в реальной российской действительности – особенно среди молодежи нарастает нежелание заниматься каждодневной, рутинной, вековечной – но необходимой работой. Скажем, быть врачом, растить сады, пахать землю, разводить леса, строить уютные города, изучать жизнь животных. В частности и потому, что демонстрируется и утверждается не культ нормальной жизни, а жизни непременно «красивой», гламурной и беззаботной. С полным набором соответствующих аксессуаров…
Только материальное – и исключительно оно – ныне является мерилом успеха, благополучия, достоинства. Соревновательность в обладании оным является сегодня главной заботой населения России. Перещеголять, похвастаться, обрести во что бы то ни стало то «самое-самое», что выделит тебя из общего ряда, – вот что является головной болью миллионов.
А отнюдь не образованность, добросовестность, трудолюбие, доброта, честность – ну и прочие качества человеческой личности.
При тошнотворной бессовестности нашего неокапитализма российское общество стало просто катастрофически дичать.
Как урезонить безудержный вирус стяжательства, как подняться выше оголтелого меркантилизма, как избавляться от ощущения, что только «золотой телец» сможет сделать тебя счастливым, – вот головоломка, свалившаяся на нас вместе с атрибутами «свободного рынка» и оголтелого «ньюкапитализма»…
Эти – возможно, наивные – размышления я хочу завершить рассказом о судьбе старой ветлы возле деревенского пруда моего детства. Росла она не одно десятилетие, крепка и осаниста, среди своих подруг.
Но однажды прошумела над прудом средней силы непогода. И увидели мы наутро вроде бы могучую, несокрушимую ветлу поверженной начисто. Завалившись в пруд, являла она зрелище печальное.
– Дупло виновато, – определил причину крушения ветлы колхозный кузнец. – Съело оно ветлу напрочь…
То дупло нам, пацанам, было хорошо известно. По нашей дурости оно и возникло: мы разводили костры под тем деревом, ковыряли его всячески… Потому что никто не объяснил нам, что этого делать не стоит, что ветлу надо беречь.
А народную мудрость, которая гласит: «С гнилым дуплом дерево не стоит», мы еще не ведали…