Все чаще в прессе и на Интернет-форумах коррупцию стали увязывать с вопросами морали. Вспоминать ту жизнь, какой она была лет тридцать назад в большой и безопасной стране под названием СССР, сегодня очень модно. Среди всевозможных безделушек из поздних 70-х, дорогих сердцу поколения нынешних сорокалетних, газированной воды по три копейки, фарцованных джинсов и виниловых пластинок из 80-х регулярно вспоминают и про честность и неподкупность простых советских граждан, которым про коррупцию даже и слышать не приходилось. Почему лет тридцать назад про банальное воровство, хищения социалистической собственности, взятки и спекуляцию регулярно писали в газетах, говорили на кухнях, даже травили анекдоты, а вот о мудреной заграничной коррупции при этом и не слышали? Скажете, не было её? Сегодня выясняется, что была, не сравнить с нынешней, конечно, но была. Что же изменилось в современной жизни с тех пор, когда про коррупцию мы узнавали разве что из зачитанных до дыр детективов Джеймса Хедли Чейза или от журналистов-международников, под незабываемые позывные телевизионной передачи «Международная панорама»?

Да всё изменилось с тех пор, скажет уважаемый читатель и будет абсолютно прав. Изменился государственный строй, система управления, образ жизни и мыслей, личные приоритеты, наконец, изменилась общественная мораль. Но вот вопрос на засыпку: почему же многие наши соотечественники уверены, будто взятая ими за образец свободного предпринимательства и личного обогащения западная цивилизация как-то иначе трактует или закрывает глаза на воровство, хищения, взятки и злоупотребления? Напротив — в мире развитого капитала столетиями выстраивается система строгого баланса, система неотвратимости ответственности за коррупцию, система неписанных правил этики государственной службы, когда даже подозрение в коррупции становится несмываемым пятном на репутации, система строгих морально-нравственных запретов для всех и каждого, что и есть в итоге система общих для всех моральных ценностей. Это, между прочим, цивилизованный инструмент регулирования общественных отношений, который позволяет и волкам быть целыми и овцам оставаться сытыми. Общественная мораль — это залог справедливого разрешения острейших противоречий, существующих между различными группами и слоями населения с подчас противоположными интересами.

Думаю, инструменты для формирования общественной морали имеются сегодня в избытке, и нужна только политическая воля, чтобы они, наконец, заработали. Это и средства массовой информации, и духовное религиозное начало православия и ислама, других верований, ведь нравственность — основа любой религии, это и система образования, от начальной школы до университета.

На этой неделе руководитель Счётной палаты Сергей Степашин, комментируя последние антикоррупционные уголовные расследования, высказался в том смысле, что борьба с коррупцией, которую многие пока не воспринимают всерьёз, станет по-настоящему эффективной и не подлежащей сомнению тогда, когда вести её будут и государство, и общество совместными усилиями. Чтобы это объединение состоялось, необходима не только общая идея и общие моральные и нравственные принципы, построенные на взаимном доверии, открытости, предсказуемости и соблюдении законов, требуется совместное действие, в основе которого общественная мораль, лишенная материальной корысти. В этом смысле меня заинтересовала инициатива Премьера Дмитрия Медведева о проведении в 2013 году в СМИ кампании против насилия в отношении детей. На моей памяти это первое подобное заявление, сделанное на высшем уровне, но оно свидетельствует о фундаментальных изменениях в подходе к государственной информационной политике. Подчеркнуто, что цензура в СМИ невозможна, но направлять вектор общественных настроений в мирное и конструктивное русло необходимо. В том числе, и в отношении противодействия коррупции. На мой взгляд, действенным инструментом здесь мог бы быть экономический путь, такой как целевые гранты для журналистов, скажем, для проведения независимых общественных антикоррупционных расследований, правдивого и адекватного описания государственных усилий на этом направлении. Большой вклад способны внести православная церковь и ислам.

Научиться премудростям цивилизованного сообщества, построенного на традициях, мы сможем только тогда, когда прочувствуем на собственном опыте, почему коррупция — это позорное и недостойное занятие, когда перестанем удивляться и называть ненормальными западных чиновников, не раздумывая отправляющихся в отставку при одном только подозрении в коррупции, когда коррупция будет не только чревата крупными неприятностями с законом, но станет очевидно неприличной и неприемлемой