За последние полгода в прессе неоднократно размещалась материалы по школьному питанию. Вопрос действительно болезненный и касающийся самой дорогой для всех темы – темы детства. В вопросе существует две основных позиции, две стороны, две силы. В четверг была опубликована одна точка зрения. Сегодня мы публикуем другую. На вопросы отвечает руководитель компании здорового питания ” Альтернатива” Андрей Толмачев.
Андрей, как ни странно, основные претензии оппонентов связаны именно с тем, что вы, как представитель бизнеса, на конкурсе снизили цену лота по школьному питанию до нуля. С чем связаны эти действия, и насколько обоснованы высказывания, что это негативно отразится на питании наших школьников?
– Во-первых, последнее время в публикациях больше домыслов нежели фактов, что позволяет подозревать направленную информационную атаку.
Тем более что притом, что мы максимально открыты к работе с масс-медиа, прямые вопросы нам задавать не спешат. Мы регулярно проводим различные мероприятия, в рамках которых готовы отвечать на любые вопросы, знакомить с нашим производством и принципами работы с клиентами и персоналом. Поэтому, те, кто хочет, действительно, объективно разобраться в ситуации, такую возможность имеют.
Что касается ситуации с конкурсом, то в рамках данного электронного аукциона, наша компания действовала строго в рамках закона. Это подтверждено проверками, которые проводили по просьбе прокуратуры представители ФАС. Чего, кстати, нельзя сказать о действиях муниципального предприятия школьного питания. Дело в том, что МУП на момент проведения конкурса не имело соответствующего согласования своего учредителя.
Получается, что муниципальное предприятие не соответствовало требованиям конкурсной документации, и, тем не менее, торговалось на аукционе, сознательно снижая цену?
– Да и это подтверждено решением конкурсной комиссии. Мы готовы предложить вам
копию протоколов.
И все – таки, сложившаяся ситуация, скажем так, нестандартна и, естественно,вызывала беспокойства в отношении того, не пострадает ли качество питания. Были заявления, что это приведет к росту цен для тех школьников, кто питается за свой счет.
– На этот вопрос мы уже ответили, причем единственно возможным способом – своей работой. Те, кто действительно хочет её увидеть, подтвердит, что качество питания по многим аспектам стало лучше, это показывает и рост охвата питания во многих школах. Цена обеда для школьника составляет 50 рублей, как, кстати, и было заявлено в максимальной цене лота. Мы не делаем разницы между питанием школьников за счет бюджета и за счет родительской платы. Все дети должны получать сбалансированное, качественное питание по адекватной стоимости. Кстати, когда мы начали работу в школах, где раньше кормило КШП, то обратили внимание, что их завтрак на 5 рублей дороже нашего, причем в меню, например, присутствует обед без супа. Пришлось исправлять этот перекос.
Каким образом составляется ваше меню? Насколько действующим нормам и требованиям соответствует оно?
– Меню составляется как раз исходя из требований действующего законодательства. Составляется оно технологом нашего предприятия, и, в обязательном порядке, согласовывается с управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области. Кроме того, мы регулярно проводим встречи с родительской общественностью, учениками, педагогами. Нами проводятся дегустации блюд, различные открытые мероприятия, например, ” день супа”. Все это мы делаем с одной целью, максимально сбалансировать здоровое питание и сохранить предпочтения школьников.
Но ведь мы все хорошо знаем, что предпочтения современного школьника, увы, – это гамбургеры и кола.
– Не соглашусь. Мы привыкли перекладывать ответственность за предпочтения на детей. Действительно, часто приходится слышать, что ребенок бы целыми днями только и ел гамбургер и запивал его газировкой. Но давайте задумаемся, откуда у первоклассника, пришедшего в школу, взялись эти самые вкусовые пристрастия? Вероятнее всего, что они сформировались именно в семье. Поэтому мы уделяем внимание программе по формированию навыков именно здорового питания. Причем, наша программа нацелена именно на взаимодействие с семьей в целом: мы не только стараемся влиять на пристрастие ребенка через родителей, но и стараемся через обучение детей дать новые знания всей семье.
А конкретнее? Каковы механизмы?
– В первую очередь, участием в этом процессе нас, как оператора питания. Мы стараемся быть в этом плане полноценными партнерами педагогического коллектива школы. Часто это приводит к серьезным дискуссиям. Например, так было с комплексом обеда. Опять же до нашего прихода в систему питания многих школ там существовали так называемые обеды без супа. При этом данный комплекс также учитывался в охвате горячим питанием. Мы все хорошо понимаем, что полноценным обед без первого блюда назвать нельзя. Именно поэтому в нашем меню обед именно полный. Мы проводили большое количество встреч с родителями, в ряде школ организовывали обеды, в рамках которых ученикам предлагали суп бесплатно, что бы они могли войти во вкус, привыкнуть к нему. Кроме того наша компания за собственные средства разработала и читает курс лекций по здоровому питанию. Для младших школьников мы разработали систему интерактивных уроков, серию короткометражных фильмов, которые родители вмести с детьми могут увидеть в электронных дневниках школьника.
Как вы относитесь к заявлениям о том, что вас, как частную компанию, очень сложно проверять согласно требованиям закона?
– Еще раз подчеркну, что наша компания собирается работать на рынке социального питания долго и эффективно, поэтому мы в большей степени заинтересованы в контроле за нашей деятельностью. Это, конечно, не означает, что мы готовы брать на себя ответственность за любые замечания, если мы считаем, что нарушений в нашей деятельности нет, то будем, в том числе и в судебном порядке, доказывать свою правоту. Вместе с тем отмечу, что мы открыто обращались в прокуратуру Ульяновской области с просьбой проводить проверку под их руководством. И, кстати сказать, именно после этого проверки стали носить нормальный организованный характер, появилась возможность быстро реагировать на замечания. Но все-таки главным своим контролером мы считаем учеников и их родителей, они наши непосредственные потребители. Поэтому мы ввели дополнительные формы контроля со стороны родительских комитетов: каждый день родители в каждой школе, в которой работает наша компания, могут получить такую же порцию, как их дети и все свои пожелания отразить в журнале дегустации.
Вы хотите сказать, что сложная процедура конкурса не оказала влияния на качество питания? Но бизнес не может работать без прибыли.
– Конечно. Увы, это отразилось на инвестиционной программе нашего предприятия. Мы вынуждены были сократить помощь школам в плане замены и модернизации оборудования пищеблоков. Хотя, тем не менее, в очень сложных ситуациях мы приобретали и оборудование, и посуду. Компания продолжила внедрение системы “электронной карты школьника” Мы взяли положительный пример с правительства Ульяновской области и стали отправлять работников на санаторно-курортное лечение. Другое дело, что при нормальном конкурсе мы смогли бы установить программные комплексы не в 4, а в 30 школах, отправили бы отдыхать не 5, а 15-20 наших сотрудников.
Подробности проекта ” Электронная карта школьника”?
– В первую очередь, он нацелен на открытость наших финансовых отношений с потребителем (учениками и их родителями). В рамках проекта ученик бесплатно получает пластиковую карту, по которой идет расчет за питание и буфет. Родители сами выбирают удобную форму оплаты: либо, как раньше, через диспетчера, либо через салоны сотовой связи, либо с помощью банковской карты через он-лайн перевод. Через электронные дневники родители могут отслеживать траты (только своего) ребенка. И кстати, там же получать полную информацию по меню.
При том, что основной задачей мы считаем качество и полезность питания, открытость – один из важных инструментов, опираясь на который, мы сможем сделать питание школьников именно здоровым. Поэтому мы готовы отвечать на любые вопросы, в том числе и читателей вашего портала.