Сергей Морозов о том, как строит креативный мировой регион
Люди говорят о проблемах, а я анализирую и формулирую их предложения, становлюсь своего рода их рупором
В медиа-рейтинге глав субъектов РФ, подготовленном Институтом независимых политических исследований, губернатор Ульяновкой области Сергей Морозов вошел в пятерку лидеров по информационной открытости среди глав регионов России. В рейтинге влиятельности глав регионов Агентства политических и экономических публикаций (АПЭК) господин Морозов поднялся с 72-го на 45-е место. Его инициативы часто воспринимаются с улыбкой, но в дальнейшем получают распространение на всю страну. В интервью „Ъ“ глава области объясняет, почему всегда выбирает непроторенные пути.
— Ни для кого не секрет, что о вас говорят: «Старается бежать впереди паровоза». А политологи отмечают ваше особое чутье к только намечающимся трендам. Ульяновская область первая стала вводить ограничения на продажу спиртного, а через пару лет это стало нормой в общероссийском масштабе. Вы вводите принцип кластеров — сегодня о необходимости этого говорят на высшем уровне страны. И так далее. Как вам удается нащупывать эти тренды российской большой политики? Это чутье, или кто-то подсказывает

— Может быть, и есть какое-то чутье. Но главное — выстроенная система коммуникаций с населением. Это же не мои личные инициативы. Люди говорят о проблемах, а я анализирую и формулирую их предложения, становлюсь своего рода их рупором. Так было с организацией в 2005 году конгресса соотечественников, проводить который предложили ульяновцы, уже давно живущие за пределами малой и большой Родины, но желающие укреплять свои связи с ней. Теперь такие съезды проводятся в других регионах, на федеральном уровне. То же самое — с антиалкогольной компанией. Приезжаешь в село — и постоянно слышишь: мужья пьют, жены — пьют, милиция неизвестно, куда смотрит, а население сокращается — вместо планируемого прироста до 1,6 миллиона человек сократилось до 1,2 миллиона. И что я должен был отвечать? Что такое законодательство, и такая сложилась практика? Стали искать свои комплексные решения, предлагать их на федеральном уровне. И уже есть результат — мы стали первыми в ПФО по темпам снижения смертности. Так что, не только чутье. Главное все-таки — подпитка от населения.
— Как это стремление — «бежать впереди паровоза» — воспринимают в федеральном центре? Иногда кажется, что Ульяновская область для Москвы является чем-то вроде исследовательской лаборатории, испытательным полигоном…

— Я часто говорю нашим министрам, что надо привлекать в регион не только финансовые средства федерального центра, но и его лучшие идеи. Либо мы суетимся, либо придется, как предшественники, сидеть с протянутой рукой на паперти. Но теперь денег никто не дает. И мы прописали свою стратегию развития. Она, особо подчеркиваю, уникальна, потому что ни у кого нет такого явного бренда — мы строим мировой креативный регион. У других стратегии — как близнецы-братья: инвестиционная активность, деловой климат, инновационные рельсы с элементами нанотехнологий. И у нас это есть, но на первом месте — все, что связано с жизненной сферой человека — благоустройство, экология, культура, здоровье. Гиперпроект, задача которого решить проблему бедности (а у нас четырнадцать с лишним процентов за чертой бедности — слишком много для региона). Да, если мы хотим стать регионом-лидером, который создает комфортные условия для своих граждан и всех, кого сюда привлекаем, то мы должны быть впереди паровоза. И это принесет нам массу положительных результатов, в том числе в деятельности по привлечению инвестиций. И если в начале 2005 года консолидированный бюджет региона был чуть более 10 миллиардов рублей, то к 2020 году мы планируем иметь бюджет в пределах 70-75 миллиардов. И из расчета на душу населения Ульяновская область станет одним из самых богатых и самодостаточных регионов Российской Федерации. Под эту стратегию мы планируем нарастить свои человеческие ресурсы до 3 миллионов человек. И в правительстве России к тем, кто работает на перспективу, относятся очень хорошо. Да, наверное, на нашем регионе многое обкатывается. Область — член Ассоциации инновационных регионов — а там чуть больше десяти суперпродвинутых субъектов РФ — мы там. Всего пять регионов являются экспериментальными площадками инвестиционной политики — мы там. Шесть регионов входят в пул, на котором отрабатываются методы формирования делового климата. Мы там. Только два региона, на которых апробируется тема культуры как локомотива развития — мы там, наряду с Пермским краем. И таких «мытамов» много. Кто-то, может быть, глядя на непривычные проекты, начинает посмеиваться. Как госпожа Лахова (депутат госдумы от «Единой России» Екатерина Лахова. — „Ъ“), когда мы выходили с инициативами проекта «Роди патриота в день России». Но когда президент заговорил о нацпроектах, у нас уже все это было наработано.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/207666