Дмитрий Ежов
Периодически приходится выступать перед молодыми журналистами в рамках разного рода образовательных и общественных программ. Из эгоистических, в основном, побуждений – с кадрами на региональном уровне все сложнее. Все чаще видишь неадекватное самомнение и все реже – реальную способность делать продукт.
«Профессионал» – это просто проекция умного, развитого человека на конкретную сферу деятельности»
Летом в рамках школы журналистики делал семинар и выступал перед старшеклассниками. Вновь удивился: школьники (!) уверены в своей способности начинать работать уже сейчас. Быть «профессионалом». «Приду, сниму сенсацию на телефон, завешу на Ю-тьюб – и будет миллион посещений. Пока вы все тут паритесь». Это не так невинно, как кажется. Это горько. Помните пиксаровский мультик «Валл-И»? Мы все более – те самые обездвиженные бездарные пассажиры. Да вот только созданный талантливыми предками и обеспечивающий нам комфорт космический корабль уже трещит по швам и сыплется всей инфраструктурой.
Понятие «профессионал» сегодня зачастую просто химера, мем, часть нашего все более разлагающегося на части без целого мира. Любая попытка реализовать «профессионала» как специалиста, локализованного одной сферой, провальна в самом корне. Почти секта «профессионалов» из некоей «Бизнес-молодости», например, гордится «успешным» воспитанником, который додумался продавать фантики от жвачки. «Профессионализм» в итоге всё чаще – прибежище профанов, дилетантов, сбивающихся в секту и прячущихся от многообразия так и непознанного ими, а потому пугающего мира в рамках одного прочитанного учебника и набора базовых навыков и компетенций. «Профессионал» – часть взращиваемой современностью простой схемы: побыл на работе «профессионалом» – в Ашан – и на Трансформеров.
Этот мем – антропологический аспект общего процесса упрощения, фрагментации, в итоге – разложения и деградации. Нет «профессионализма» как ценности самой по себе. Стремление к «профессионализму», стремление к повышению компетенции всегда необходимым образом содержит движение к развитию человека во всей совокупности его проявлений. Любое направление системы образования к фрагментации, к «профессионализации», любое сокращение объемов общего классического гуманитарного образования – это путь к дальнейшей деградации общества в целом. Это дорога к пропасти, к гибели страны.
В древнем Китае чиновники регулярно по графику сдавали серьезные экзамены на общий уровень знаний обязательного гуманитарного круга. В переводе на наш язык, условно, служащий должен был бы знать наизусть несколько стихотворений Мандельштама, а вот министром не назначили бы без цитирования в подлиннике Шекспира и способности к разговору на темы современной философии. Здесь вспоминается рассказанная журналом «Сноб» история с бизнесменом Фридманом, который еженедельно ходит в книжный и покупает художественную литературу. На недоуменный вопрос журналиста о том, когда же он все успевает, олигарх ответил: я работаю с людьми, самое важное – знать их. История из нашей оперы. Строго говоря, «профессионал» – это просто проекция умного, развитого человека на конкретную сферу деятельности. Помните выражение, что талантливый человек и окоп выкопает быстрее и качественнее? Это тоже оттуда. И это правда.
Уже давно вместо резюме я спрашиваю у молодежи простую ссылку на страницу Вконтакте. Достаточно увидеть, что человек слушает и читает, просто – чему ставит лайки и где – смайлы, и становится понятно, каков объем личности, каковы акцентуации и реальный потенциал. Я с завистью думаю о дореволюционной системе образования с её преподаванием мертвых классических языков. Сколько пришлось прожить, продумать, прочитать, чтобы только сейчас понять, насколько не хватает знания древнегреческого.
А школьникам летом я сказал: не спешите писать и снимать. Спешите читать и смотреть. Чтобы страдать и что-то чувствовать, и через это видеть, и понимать. Боюсь, не послушали.
N из города N
ничо не понял
+100500!
Так и есть. К сожалению.
123
побыл на работе «профессионалом» – в Ашан – и на Трансформеров. Формула быдла выведена. Можно добавить хомячковые митинги как “проявление демократии”.
=)
журналистика отстой, идите в лётчики )))))))))))
Юрий
Браво! хорошая статья.
Профи
Ну да. У нас же любой мент может губером стать. Главное, чтобы умом отличался.
У вас – это где?
Где любой преподаватель Питерского университета может быть назначен президентом? Очень демократично.
Мент
“У нас” – это тут, в глупьяновске. Родине колобка и столице столиц всего, что может родить воспаленное нездоровое, мягко говоря, воображение.
Вагиз Зелимов
+5.
Унылый дачник
Сжатая в пружинку эмоциональная статья о том ,что если Вам нечего поведать в творческом плане другим ,то лучше от этого воздержаться . А попытаться дозреть через самообразование и более тонкое восприятие окружающего. Адресована она молодым творческим людям ,начинающим. Стоит здесь согласится и с высоким качеством обучения дореволюционной школы ,и с тем и что сейчас любому успешному узкому специалисту , не стоит ограничиваться только чтением Герасима и Муму . И даже с творческим рытьем окопов . Пришлось как-то год зарабатывать рытьем лопатой шурфов , и тогда директор этого ООО приводил на экскурсии для показа образцового объекта недоумевающий персонал , и штатного фотографа . А вроде ерунда , яма да лопата ! И даже спустя время , уже с шуткой напоминает мне при встрече , о том былом, творческом подходе к так поразившему его тогда по сути весьма прозаическому делу. Упомянутая ситуация с расширением общего кругозора китайскими чиновниками в принудительном порядке , напомнила забавный эксперимент в одном отечественном учреждении описанный А. П. Чеховым . хоть и длинновато получится , но для минутной разгрузки думаю что сгодится . ” Как то в кабинет, к распекающему там подчиненного столоначальнику заглянул его приятель со стопкой книг . Вот видишь с кем приходится работать , посетовал он , показывая на вконец задерганного человечка – неопрятен ! Обшлага мундира и манжеты грязные и т. д. Никакой культуры ! Вот , чтобы вызубрил от сих до сих, и завтра мне доложил ! Выхватив первую попавшуюся книжку из стопки приятеля и ткнул пальцем в раскрытую страницу. И все остальным накажи ! Крикнул он в след еле волочившему ноги к дверям чиновнику ! Любопытствующий приятель, оставивший по просьбе столоначальника всю стопку книг для гуманитарных экзекуций, начал приходить на эти экзамены как на работу . Дела в этой конторе до того и так шаткие с этого времени резко покатились под гору . Страшный бич повышения культуры , как пронесшийся смерч ,выкашивал ряды привыкших к размеренному образу службы чиновный люд. Исайкин ушел в месячный запой вместе с Пташкиным , Сокольский попал под лошадь , от Петрова ушла жена ….Годовой отчет разваливался на глазах . Под конец с трясущимися от волнения руками и головой к столоначальнику пожаловал его зам и бухнулся ему в ноги – Батюшка ! Смилуйся ! Отмени ты эту науку ! Сорок лет работаю а ничего понять не могу ! Читаю ,читаю !…… Барыня какая то , куда то едет. Коляска какая то …гости разные ..ничего запомнить не могу ! И никто из нас выучить не может ! Завалим к чертям весь годовой отчет ! Смилуйтесь ради Бога ! Отмените эту культуру ! …. Ну да ладно , встань с колен Петрович ,передай -что я отменяю все ! Да ,вот еще что … книги эти выбросите к гардеробу , а швейцару строго настрого накажите просветителя этого больше и на порог не пускать !
Можно
вспомнить http://ulpressa.ru/2012/02/02/dmitriy-ezhov-epoha-profanov/
Ежов
Текст дали в связи в выходом на Взгляде. Как видим, большинство первую версию и не читали.
Хомяченко Юрий
Дим, многие слова из-за воздействия масс-медиа, превратились в слова-амёбы, и перестали звучать с первоначальным смыслом. Профессионал, одно из таких слов.
В одной книжке я прочитал, из ста Специалистов, появляется один Мастер, из ста Мастеров, один Гроссмейстер.
Школьникам этой закономерности не объясняют.
Ежов
Да и не “многие слова”. А вообще “слова”. Слова уже не слышат и не слушают. На повестке трансгрессия, выход за пределы уже этого круга. Действием.
Унылый дачник
В далекие времена за просчеты – плата жизнью и целостностью государства . Интересен такой пример. В живучести и мощи армии Тамерлана важную роль играли ее командиры и форма оплаты их должностей . Так условно рядовой получал 1 руб . Десяток сам выбирал старшего и он получал в (10! ) раз больше рядового . Десять десятских сами , из своей среды выбирали одного сотником и он получал 10 зарплат десятских. ( условно 100 руб) А вот дальше уже начиналась относительная демократия и справедливость. Командир 500 воинов получал 200 руб. ,а командир 1000 воинов триста руб. Нетрудно определить, что от немногочисленных сотников и выше ,соотношение которых к основному воинству было единицы основную прогрессирующую шкалу командования людьми составляли именно те , кто к ним был ближе- десятские т.е. сержанты , командиры отделений. Был и экономический стимул заменить павшего в бою младшего командира , так как разница в содержании с рядовым разнилась , повторяю в десять раз! Древние были по своему мудры в вопросах той невидимой арматуры , крепящий единый сплоченный организм. Это один , только малюсенький пример отсутствия нивелировки, и разумного подхода к предмету .
Унылый дачник
Да, с первой версией был не знаком . А Взгляд это … ?
Ежов
… сайт такой. Под текстом ссылка
Унылый дачник
Спасибо ,понятно.
Унылый дачник
Заглянул на компромат.ру с сегодняшней датой. В статье про Скрынник , видеовставка с крайней телепередачей Аркадия Мамонтова “Сластные правители ” о чиновниках . Коснулись и китайского образца оказывается после упорядочнения дел с бизнесом в стране перешли реально ко второй главной проблемы страны -классу чиновников. Разработана 10 летняя программа их подготовки на совершенно ином уровне в масштабе целого государства. Которые по мере подготовленности к новым требованиям будут постепенно заменять старых . В критериях подготовленности числятся и именно такие о которых в статье упоминал Дмитрий -понимание и свободное цитирование классиков ( а классика- безнравственности не учит ). В нашей же телепрограмме ,также единодушно пришли к выводу; что в стране , наряду с экстренным привлечением казнокрадов к ответственности , нужно всемерно возрождать и саму мораль , так как при отсутствии оной , дошли уже до крайностей , и потеряли всякие нравственные ориентиры . А без ее возрождения и укрепления во всех государственных институтах и жизненных сферах- это неминуемая прогрессирующая погибель. Если смысл статьи где хоть близко к этому то я конечно только за ! Причем на практике . А что за Взгляд действительно ? Отголосок давней телепрограммы или что- то иное ? Прошу извинения ,не въехал чисто по координатам …
Владимир I
Нравится искренность. Согласен с “любое сокращение объемов общего классического гуманитарного образования – это путь к дальнейшей деградации общества в целом. Это дорога к пропасти, к гибели страны”. Будет ещё убедительнее, если мысль иллюстрировать примером. Приведенную здесь цитату я бы подкрепил картинками из гуманитарных новаций нашего управленческого бомонда. Какой Мандельштам, когда чиновники сдавали зачеты по русскому языку, какой арамейский вместе с древнегреческим, когда по приказу министры ходили на курсы английского языка? Я не о том, что это плохо, а о том, что древний китаец удавился бы на своей косе от позора. У нас же этот ликбез был подан как великий почин на всю страну. И страна сказала: какие молодцы! Всем бы так!
можно вопрос
Морозов, Беспалова, Пинков, Опенышева, Гейнетдинов, Девяткина, Якунин, Мурдарасова, Рябов, Доронин и т.д. (имя им в нынешней рашке – легион) – состоявшиеся “профессионалы” или кто?
Унылый дачник
Профессионал -человек качественно выполняющий свою работу за 10% рабочего времени , а 90 % времени посвящающий решению личных вопросов , или делающий вид что трудится .
Данко
Думается искать таланты дело бесполезное! Более чем уверен, что Ульяновск не может похвастаться по настоящему талантливыми журналистами. А при отсутствии достойных наставников обучение превращается в рутинный и неинтересныйпроцесс.
Заинтересуйте молодых людей, научите их быть профессионалами и только после этого требуйте!