“Хоботье,озадки,ухвостье- мякина,что при вейке хлеба ложится хвостом…»
Словарь В.Даля
С чего начать размышления о городе, которому я лично не обязан ни рождением, ни половиной уже прожитой до встречи с ним жизни? Появился я здесь случайно; точнее сказать – по жизненной необходимости. И не понравился мне честно говоря, Ульяновск с первого взгляда (после Москвы, Казани, Перми и прочих крупных мегаполисов не только в родном “фатерлянде» – но и за его пределами). Был март 1970 года, готовился Ульяновск к столетию Ленина. В городе пыль столбом — все ломают, крушат, сносят и строят. Думалось тогда: поработаю- и вон отсюда! Но вот живу уже здесь сорок с лишним лет – и прирос город к моему сердцу. Да так крепко, что даже стихи о нем стал писать ( а ведь их адресуют только любимым).
Приведу одно:
ВОЗВРАЩЕНИЕ В СИМБИРСК
Где бы я ни бывал — ты всегда со мной рядом.
Вижу даже во снах над рекой обелиск.
Мое счастье, мой дом, моя светлая радость —
Вознесенный над волжской долиной Симбирск.

Мне тебя не забыть, мой единственный город.
Греет душу мою твоих улиц уют.
А твоих площадей ветровые просторы
Из немыслимых далей зовут и зовут.

Обойди хоть весь свет-не отыщешь красивей
Навсегда дорогих для меня отчих мест.
Здесь с крутого Венца мне видна вся Россия-
А над ней куполов возрождаемый блеск.

И над тихой Свиягою пух тополиный
Обещанием счастья в июне плывет…
Даже с края земли не покажется длинной
Та дорога, которая к дому ведет.

Я от Волги к Венцу отсчитаю ступени.
И вздохну, и замру на седой крутизне…
Ты со мною опять, милый город весенний-
А ведь большего счастья не надобно мне…
В этих строчках- вся суть моего восприятия города Симбирска-Ульяновска. Куда только не звали переехать — в Москву дважды! Но- оторваться от города на Венце так и не смог… Отсюда и стихотворение.
Однако,перейдем от поэзии к суровой прозе жизни. Поводом для написания моих размышлений стали бесконечно повторяющиеся в некоторых местных газетах — а особенно в развязном донельзя интернете – всхлипы, уничижительные реплики и даже плевки в сторону Ульяновска. Дескать , это «клоака», «мухосранск», «болото»….И так далее.
Как возникает это хамоватое, презрительно-высокомерное отношение к месту своего существования?. Что побуждает некоторых ульяновцев так цинично оценивать город, в котором они живут? Говорят, каждый кулик свое болото хвалит- а тут все наоборот? Не дремучая ли ограниченность людей, которые не способны здраво рассуждать, которые плохо знают свою страну и и вообще мало что видели побуждает к хуле? Поселить бы таких на недельку в Магнитогорск, Дзержинск, Нижний Тагил или на худой конец в промзону Ярославля! ….Возможно, изменили бы свой взгляд?
Конечно,восприятие города у каждого свое. Один оценивает его достоинства по количеству ночных клубов; другому нужны библиотеки и музеи, третьи восхищаются свежим воздухом, четвертые возмущаются транспортными развязками и отсутствием общественных туалетов ; пятые прикидывают свои карьерные возможности – и так далее. Нельзя сбрасывать со счетов и туповатую дебильность маргиналов, взбадривающих свои хиловатые умственные способности любым, как говорится , возбудителем.
Позволю себе одну оговорку. Дабы не обвинили меня в квасном патриотизме( а тем паче-в неискренности) поведаю сначала (кратко, пунктирно) о том, что лично мне в Ульяновске не по душе .
Архитектура. Ее не зря называют каменной летописью времени. Пройдут годы, сменятся поколения, но строкой, вписанной в фолиант эпохи, останутся воплощенные в камень и бетон, стекло и металл, дома и театры, памятники и школы, стадионы и музеи – короче, все то, что создается на наших глазах и для наших нужд. И – может быть – в большей степени, чем по другим приметам, будут судить наши потомки о нас, о наших талантах и способностях, о чувстве прекрасного, о мироощущении, наконец. Конечно же, это накладывает особую ответственность на тех, кто проектирует, строит и украшает любой город – в том числе и Ульяновск.
Но я отнюдь не назвал бы все новостройки Ульяновска удачными. Разрабатывая проекты, вычерчивая контуры еще не существующих улиц и площадей, вытягивая полосы трасс и магистралей, часто не ощущают симбирские зодчие всю сложность и ответственность своей миссии. Идут путем примитивизма и сугубой утилитарности.
Вот я не могу без возмущения взирать на громадный «утюг» возле Пушкаревского кольца. Мало того, что это чудо-юдо просто некрасиво- оно еще и поставлено так, что перекрывает ужу одну из основных транспортных артерий города- выход на трассу Ульяновск-Москва.
Нелепо, недальновидно. Но ведь кто-то из городских начальников давал разрешение, подписывал ,одобрял?
В наши дни, архитекторы и строители, художники и дизайнеры имеют возможность создавать, следуя завету старых зодчих, – “как красота и мера скажут.” Но всегда ли примечает глаз в содеянном эту “красоту и меру”? Увы, чаще мы примечаем стандарт, шаблон, скоропалительность.
Тут надо подчеркнуть вот что. Старый Симбирск еще в советские времена сильно изуродовали. Тогда были утрачены главные архитектурные доминанты, которые, собственно, и придавали городу “лица необщее выраженье”. Я имею ввиду в первую очередь храмы и прочие заметные здания. Истребили прелестную улицу Стрелецкую -да разве ее одну?Вот, скажем, никак не могу понять, зачем надо было сносить прекрасную водонапорную башню на Соборной площади?Зачем еще не так и давно (в начале восьмидесятых )доламывали церковь на “Гончаровке”?
Таких утрат много. Они были сотворены не сегодняшними администраторами. Но почему вину за эти утраты адресуют сегодняшним властям?…
А новострои советской эпохи?Взять город на левобережье. Казалось бы – что могло помешать созданию гармоничного, удобного для жизни людей места? Как говорится, все началось с нуля, все возможности были налицо. Денег государство выделило немерено! Твори, выдумывай, пробуй! А что “натворили”? Расселив сто тысяч человек в новых домах, градостроители не добились создания изящного, благоустроенного городского ансамбля. Получился типичный “спальный район”.! Но вот заявил губернатор Морозов, что проектировать дальнейшее его развитие будут лучшие иностранные зодчие. И опять раздаются по этому поводу смешки, намеки,хмыкания…
Еще один повод для моего ворчания: привязка домов следует шаблонным принципам «точечной застройки»“. Неправильно,нехорошо. Когда с этим покончат городские власти?
А освоение присвияжского амфитеатра?
Это божий дар Ульяновску.Где найдешь в Поволжье город, которому природа и судьба подарили такую роскошь – широкую речную пойму в самом центре !? По сути – второй “фасад” Ульяновска, да к тому же еще и выходящий на солнечную сторону – юго-запад. Каким ярким, оригинальным может стать район города, спускающийся полого к речной излучине! Какой прекрасной рекреационной зоной могут стать свияжские берега! Какой роскошный парк можно здесь разбить!С освещенной лыжней, с пешеходными и велосипедными дорожками, с аквакультурной инфраструктурой!
А между тем убогость градостороительной мысли ни-че-го не смогла породить в отношении свияжской поймы, кроме застройки “пустых площадей”. Городской “перешеек” между Волгой и Свиягой все еще намерены использовать в первую очередь как стройплощадку.
Еще. Каждый “денежный мешок” какими-то неведомыми путями уже успел “ухватить” у городских властей лакомые куски территории- и возвел…ну, да: торговые комплексы!Что еще может породить мозг, охваченный горячкой сиюминутной наживы!? И ведь это “пришлось по вкусу” предыдущей мэрии!
Ульяновск – город высокий. В первую очередь – по ландшафту. По его положению в истории страны. Учитывают ли эту высоту градостроители? Сомнительно.
, Ну, а теперь перейду к тем, кто пытается не просто критически осмыслить достоинства и недостатки города- а просто одержим стремлением смешать его с го…скажу так: с грязью.
Итак,как писал Маяковский, «… поговорим о дряни!»
Признаюсь : мне ужасно не хотелось бы отнести это определение ни к одному из ульяновцев. Можно было бы считать всех горожан добропорядочными,благодетельными, достойными гражданами.
Но! Кто же тогда сутками распивает пиво и водку на детских площадках во дворах, обдавая презрением бабушек на скамейках? Кто регулярно сдирает на прибранном Венце шары со столбиков ужу второй год подряд? Кто заваливает Ульяновск бутылками, пакетами и блевотиной? Кто гадит в подъездах, бросает мусор мимо урн и бесчинствует в пьяни ? Да, это то ( по В.Далю) «хоботье, охвостье», которое кичится своими приматными устремлениями; кто пытается всем навязать свое представление о человеческом счастье на уровне «Эллочки-людоедки» ; кто думает, что удовлетворение судьбой можно обрести только там, где «шикарно»…У этих типов извращенное убогим образованием и убогими устремлениями шкала ценностей. Они не слишком хотят лично трудиться во имя совершенствования жизни в своем «доме»- но всегда готовы пожинать плоды ,выращенные до них другими. Не потому ли им все время мерещатся Москва, Париж,Нью-Йорк,Лондон ( где им,в лучшем случае,досталось бы лишь улицы подметать)…
Сами же способны лишь гадить в своем городе.При этом любое движение в сторону улучшения того же Ульяновска представляется им «неправильными». Облагородили центральную улицу-? «Зря!» Заменили асфальт на тротуарах брусчаткой? «Глупо!» Поставили милые памятники на улицах? «Испохабим их!» Построили новый мост через Волгу… «Да он и не служит городу!»- разразилась одна из местных газет.И как ( кроме как дурью) это «глубокое суждение» назвать!?
И даже финансовые инвестиции из других стран в экономику области кое-кто считают «продажей Родины и суверенитета»… И обзывают эти «прорехи на человечестве» и город, и людей,которые пытаются его улучшить, непотребными словами…
Понятно, что гены «Шарикова» у многих россиян в крови. Понятно, что варварство и вандализм -это почти инстинкт. Но ведь противостоять этому надо!
Вот, скажем, в обновляемом Владимирском саду уже распохабили своими надписями типа «Здесь были Вася и Надя» всю летнюю эстраду. Уверен, что и случившееся однажды постыдное размалевание надписями городских зданий- это совсем не политическое противостояние. Это- проявление «шарикизма»,проявление того маргинального самосознания , которое ныне овладело мозгами (или их подобием) отравленными пивом или наркотой …Это они срывают шары, гадят на стенах, жарят колбасу и алконаливаются у Вечного огня на том же Венце…
Я не знаю, что с этим делать . Но делать все же что-то надо. Не должны ли о том задуматься те «члены» многочисленных «молодежных правительств, комитетов, палат и прочих образований,которые постоянно повествуют нам о своей созидательно-творческой работе? Естественно, вместе с властями нашего не самого плохого в России города.
А иначе- зачем стараемся, если не можем сберечь сделанного?
Это все происходит только потому, что «там, наверху» сидят мерзавцы ? А может, все это становится возможным и по той причине, что в глубине наших натур давно угнездилось нечто мелкое, подловатенькое, хитренькое и мерзопакостное?!Может, нам стало удобно жить , закрывая глаза на все, смиряясь с любой пакостью типа «Возьми , гаишник, денежку в лапу- и отпусти!»?Может , мы сами уже путаем благородство и приспособляемость, правду и ложь, дутую значимость и истинную сущность? Может , мы чрезмерно любуемся собой- а зеркала , как водится, «врут»»?
И причем тут ВЛАСТЬ? Ведь не зря же еще не только до нас- а до наших прадедов было сказано: «НЕЧА НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ,КОЛИ у самого РОЖА КРИВА!»
И напоследок еще некоторые соображения.
Конечно, деньги играют весьма существенную роль в жизни любого человека. Как говаривал один из моих учителей:»Деньги-это возможность сделать жизнь удобней и приятней». Помолчав, добавлял: “Нелепо ради денег делать жизнь неудобной и неприятной”.
В этих словах- глубокий смысл. Множество сегодняшних людей озабочены лишь одним: “рубить бабло”! Но ведь наша жизнь куда обширней и существенней, чем примитивная погоня «за баблом». Кроме денег, на Земле есть нщн много чего:книги,природа,искусство(отнюдь не «шарики-фонарики»)- и нщн много чего.
Дань убогому тщеславию. Попрание здравого смысла. Смещение жизненных ценностей…
Увы! Такое встречается все чаще и чаще. Здоровая, разумная, полноценная повседневная жизнь заменяется погоней за… как бы это поточнее выразиться? – за внешними проявлениями «шикарной жизни». Или – если проще – погоней за мишурой бытия, за видениями «фата-морганы»…
Обретение «все новых и новых аксессуаров состоятельности»; неуемное желание «быть не хуже людей» подавляет все прочие потребности, заполняет существование.
Тусовка на ярмарке тщеславия – вещь азартная, она затягивает, лишает покоя, ведет к неврозам… Забота о культурном развитии – это прежде всего утверждение моральных принципов: забота о развитии библиотек, театров, музеев; строительство храмов, обустройство опрятного и не кичливого быта. Ну и, конечно, забота о здоровье народа. Все это и есть фундамент культуры.
Жан Миндубаев
P.S.
И в завершение. Конечно, Ульяновск( как и все прочие города мира) отнюдь совсем не идеален. Мало парков; невероятно унылая серятина спальных районов; скупердяйство местных ньюкапиталистов, думающих только о собственной роскоши-а отнюдь не о повышении зарплат свои работникам; убогий полет фантазии архитекторов; местечковое кумовство;замшелость сознания;неприязнь к более способным и талантливым согражданам; чиновничья заскорузлость — прочее, и прочее…Все это имеет место быть( как и везде). Но дает ли это право охаивать все , что делается хорошего?
Вот в чем вопрос.
А общественные туалеты в Ульяновске все же организовать нужно. Крайне нужно! На себе испытал, честное слово…та газета «Симбирский курьер» абсолютно права,к сожалению….
Ж.М.