Впервые в России использовать детские рисунки как полноценный инструмент изучения городского пространства стал известнейший урбанист В.Л.Глазычев. Методика оказалась действенной, так как именно дети наиболее открыты и честны в плане выражения своих чувств и своего отношения к городской среде. Анализ рисунков показал, что иногда дети умудряются вскрывать такие пласты «городского подсознания», которые для взрослых попросту недоступны. А это значит, что рисунки становятся не просто инструментом, но и способом взглянуть на город «чистыми глазами».

Мы, совместно с УРОО «Городская среда», решили провести подобный эксперимент среди детей 8-10 лет. Всего мы получили около 30 рисунков, нарисованных как мальчиками, так и девочками из самых разных районов города.

Их анализ мы поручили профессиональному детскому психологу. Ниже мы приведем методику, которая позволит нашим читателям самостоятельно проанализировать приведенные рисунки, а пока сосредоточимся на выводах.

Как дети видят город в будущем?

Оказалось, что видение будущего города у подавляющего большинства детей имеет массу общих черт. Если внимательно посмотреть на рисунки, то можно заметить, что более чем на половине из них справа изображена зелень самого разнообразного типа. Это – зона будущего. В ней дети рисуют деревья, траву, зелень, парк, малоэтажные дома, добрых животных.

Уникальность детского рисунка как способа передачи чувств и ощущений в непрерывности временной шкалы. Прошлое и будущее – это не два отдельных домена, как в сознании у взрослых, а непрерывная временная шкала, где прошлое и будущее имеют равнозначное отражение в «сейчас» и плавно перетекают друг в друга. Это – зона перемен, способ смягчить контраст между «завтра», «вчера» и «сейчас».

Каков город сейчас?

На множестве рисунков «сейчас» изображено в виде многоэтажных конструкций. При этом ни на одном рисунке в окнах этих конструкций (домов) нет людей. Нет их и около домов. Многоэтажный город ощущается детьми как среда неживая, лишенная собственного содержания. Лишь на одном рисунке сделана попытка как-то эту среду оживить – в окнах нарисованы занавески, на подоконниках – цветы.

Область «активной деятельности» оказывается вне среды изображаемой зоны «домов», жилья. На всех рисунках «зона человеческих взаимоотношений» оказывается обособленной, при этом изображается на переднем плане. Тем самым дети отображают «зону перемен», «двигатель» перехода в будущее. Это – люди и их взаимодействие, которое ценится детьми выше, чем город как набор физических объектов.

Символы города

Интересно проследить за тем, какие точки города для детей символичны. На некоторых рисунках можно легко их опознать.

Часы на улице Гончарова

Вид с Венца на левый берег Волги

Обелиск

Новый мост через Волгу

Инфраструктура

Интересно, что из элементов инфраструктуры, которые создают образ именно города, являются символами отличия городской среды, большинством детей отмечены всего три. Первый – это детская площадка в том или ином виде. Второй – пешеходный переход, который изображен на большинстве рисунков. Третий – светофор. При этом светофорам и пешеходным переходам уделено повышенное внимание.

С полной коллекцией рисунков можно будет ознакомиться со следующего вторника в новом кафе «Кошкина пижама» в культурном бизнес-инкубаторе «Квартал» (ул. Ленина, 78, второй этаж).

Методика анализа рисунков

Композиция

Первое, на что смотрим, – это композиция. В частности, на то, что является главным на рисунке. Как правило, это наиболее хорошо прорисованный объект. Он не обязательно должен находиться в фактическом центре листа.

В некоторых случаях, если рисунок сложный, главным объектом напротив может являться пустота. По такому принципу, как правило, строятся пейзажи. Также на рисунке может быть несколько центральных объектов. Это говорит о некой конкуренции мотивов на данный момент.

Объекты композиции могут находиться в разных частях рисунка, а части рисунка (листа) имеют свои определённые значения:

Главная диагональ из нижнего левого в верхний правый угол. Это – временная диагональ. Соответственно, рисунок может относиться либо к прошлому, либо к будущему.

Гамма

Цвета бывают двух типов: ахроматические (чёрный, белый и серый) и хроматические. Проявление ахроматических цветов говорит о подавлении чувств в данный момент.

Зачастую агрессия является одной из концентрированных форм подавления чувств.

Хроматические цвета могут быть смешанными и несмешанными, интенсивными и тусклыми. Здесь проявляется большая зависимость от средств выражения. Например, если человеку достались карандаши с жёстким стержнем, то следует обратить внимание на нажим как на попытку сделать цвет более выразительным. По сути своей все цвета являются выражением чувств. По цвету рисунка можно судить как выражаются эти чувства – ярко или нет, смешиваются ли они.

Тон

Ярко выраженными холодными или тёплыми тонами на рисунке обозначены отталкивающие объекты. Особенно хорошо это заметно именно на детских рисунках. Например, симпатичный объект может иметь тёмно-синий цвет (выражение неприязни).

Форма фигур

Здесь следует уделять внимание очертаниям объектов. Округлые формы выражают спокойное отношение ребёнка к данной фигуре. Заострённые формы – агрессивность. Обычно это хорошо видно на не несущих смысла объектах и на текстурах.

Данил Наумов.