Наступил декабрь и мир погрузился в ужас и трепет ожидания конца света. Очереди к астрологам, колдунам даже в интернете. Все спрашивают: «Что будет со мной 21.12.12»?
А я по старой привычке решил посчитать чего же добилась моя область по сравнению с 1913 годом. На этот раз – за век минувший. И спешу сообщить обеспокоенным гражданам, что конца света в Ульяновске не будет!

У писателя Аркадия Аверченко есть рассказ «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина» о горьком житье рабочего человека в том самом 1913 году. Начинается он так: «… рабочий Пантелей Грымзин получил от своего подлого, гнусного хозяина-кровопийцы поденную плату за 9 часов работы — всего два с полтиной!
— Ну, что я с этой дрянью сделаю?.. — горько подумал Пантелей, разглядывая на ладони два серебряных рубля и полтину медью… — И жрать хочется, и выпить охота, и подметки к сапогам нужно подбросить, старые — одна, вишь, дыра… Эх ты, жизнь наша распрокаторжная!!
Зашел к знакомому сапожнику: тот содрал полтора рубля за пару подметок…
… — Ну, вот остался у меня рупь-целковый, — со вздохом подумал Пантелей. — А что на него сделаешь? Эх!..
Пошел и купил на целковый этот полфунта ветчины, коробочку шпрот, булку французскую, полбутылки водки, бутылку пива и десяток папирос — так разошелся, что от всех капиталов только четыре копейки и осталось. И когда уселся бедняга Пантелей за свой убогий ужин — так ему тяжко сделалось, так обидно, что чуть не заплакал…».

Это что же за рупь-целковый такой безразмерный был у рабочего Пантелея? По нынешним ценам 200 гр. самой дешевой ветчины будет стоить 52 рубля, банка шпрот 50 рублей, булка 10 рублей, полбутылки водки (250 гр.?) 90 рублей, бутылка пива 37 рублей, полпачки сигарет обойдется рублей в 20. Так что ужин стоил бы Пантелею сегодня в 259 рублей. А ведь и завтракать надо, и обедать, и за ЖКХ платить, и детей с женой обувать-одевать. Хватит ли 2 руб. 50 коп. на все, если даже подметки к сапогам не ставить?

В 1913 году хватало бы. Месячный заработок Пантелея Грымзина составлял 65 рублей (2,5 руб. умножаем на 26 рабочих дней). Если учесть, что перед первой Мировой войной рубль в России обеспечивался 0, 8 гр. золота, то хозяин- кровопийца одаривал рабочего 52 граммами золота в месяц. Сейчас грамм благородного металла стоит 1716 рублей, значит, в пересчете на наши деньги Пантелей зарабатывал 89232 рубля.

Правда, не хило? Живал в те годы еще один герой, но не литературный, а самый, что ни на есть, настоящий. Звали его Н.С. Хрущев, он оставил свои воспоминания о прошлой рабочей жизни. «Я женился в 1914 году, двадцати лет от роду. – вспоминал Никита Сергеевич. – Поскольку у меня была хорошая профессия – слесарь – я смог сразу же снять квартиру. В ней были гостиная, кухня, спальня, столовая… Как слесарь в Донбассе до революции я зарабатывал неплохо 40-45 рублей в месяц. Черный хлеб стоил 2 копейки фунт, а белый – 5 копеек, сало шло по 22 копейки за фунт, яйцо – копейка за штуку. Хорошие споги стоили 6, от силы 7 рублей…».

Вернемся в наши дни. Вот уже 20 лет мы опять живем вроде как при капитализме. Наш капитализм должен бы развиваться куда успешней, чем при царском режиме. Тогда вся индустрия строилась в чистом поле или в глухой тайге руками безграмотных темных крестьян. Сегодняшние буржуи получили даром готовые заводы и фабрики, квалифицированную рабочую силу, разведанные и освоенные месторождения нефти, газа, руды, золота, дороги, поезда, самолеты, пароходы и прочие богатства. И вот как теперь при них жил бы в Ульяновской области рабочий Пантелей Грымзин.
Получал бы он в месяц 20000 рублей «грязными», а «на руки» – не более 15 тыс. За съемную квартиру ему пришлось бы заплатить тысяч семь, на привычные ужины с ветчиной и шпротами уйдет ещё 7770 рублей. На водку не хватает. И на обеды с завтраками, и на маршрутку, и на одежду, и на кино. Загрустил бы Пантелей от такого капитализма пуще, чем от своего, старорежимного. Потому что при царе его затраты составляли: 49 % на питание всей семьи ( в среднем из 5 человек) , 19 % на жилье, 13—15% на одежду из зарплаты в 89232 рубля. Тогда ежемесячно в среднестатистической рабочей семье оставалось около 17—19 % свободных денег. Сейчас в Ульяновской области доходы на душу населения составляют 15781,9 рублей. Свободных денег не остается.

Еще хуже по сравнению с 1913 годом живут наши учителя. При царском капитализме самая молодая учительница получала 75 тогдашних рублей в месяц или 102960 рублей в переводе на нашу конвертируемую валюту. Сейчас ульяновский учитель, по заверению губернатора, должен получать 17,4 тыс. рублей. Есть разница?
Конечно, мы не уступаем каким-нибудь Светам из Иванова, мы тоже «стали одеваться более лучше». Но, по большому счету, время давно остановилось, наши социальные часы сегодня показывают даже не симбирское время 1913 года, а еще более раннее. И это даёт оптимистическую надежду: конец света в отдельно взятой области откладывается, по крайней мере, еще лет на 100. Ведь там, наверху должны понимать, с кем они имеют дело.