Как в полном объеме осуществить требования федерального и областного законов «О противодействии коррупции»? Как повысить эффективность муниципальной антикоррупционной деятельности? Об этом шел обстоятельный разговор на VI сессии Совета региональных и местных властей.
Напомним, что в августе 2009 года было подписано Соглашение о сотрудничестве Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области Александра Павлова и муниципальных образований региона, создана единая организационная структура предупреждения коррупции в регионе с централизованной системой управления и ежеквартальной оценкой эффективности ее работы.
По словам Александра Павлова, за прошедшее время количественно и качественно улучшилась антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов. Сегодня этой процедуре подвергаются от 90 до 100 процентов муниципальных проектов с общим числом более 8 тысяч и процентом возврата от прокуратуры не более 3 процентов за год. С участием муниципальных и областных контрольно-счетных органов и Уполномоченного введена в действие система неотвратимости ответственности за нарушения в использовании бюджетных ресурсов на всех уровнях исполнительной власти региона.
К числу основных итогов взаимодействия относится организация системы антикоррупционного образования и воспитания. Сегодня одними из первых в России в общеобразовательных и средних школах Ульяновска и области используют эту систему по учебным предметам «История», «Обществознание», «Экономика» и «Право». Появились авторские методики, с которыми учителя выступают на всероссийских конкурсах.
– Сформированные в области муниципальные общественные Советы по профилактике коррупции, – заявил Александр Павлов, – стали не только аккумулятором общественного мнения и социально-значимых проблем, но и катализатором их решения. Только за 9 месяцев текущего года в работе этих Советов приняли участие более 4 тысяч человек.
В числе других результатов совместной работы следует назвать содействие средствам массовой информации в широком и объективном освещении мер антикоррупционной политики. Стимулирование участия муниципальных СМИ в работе по освещению темы коррупции привело к росту публикаций на эту тему с 18 материалов в 2009 году до почти 800 в этом.
Александр Павлов заявил, что учебно-методический этап формирования действующей антикоррупционной структуры закончился. Работа элементов организационной структуры противодействия коррупции будет максимально переориентирована на достижение практического эффекта.
Мероприятия программ должны решить вопросы, связанные с проблемами эффективного использования бюджетных финансов, имущества и земельных ресурсов. Сравнительный анализ потерь бюджетных средств в муниципальных образованиях из-за нарушений в их использовании, выявленных по проверкам внешнего и внутреннего финансового контроля, показывает их неуклонный рост. В 2011 году сумма нарушений превысила 1 млрд. 100 млн.рублей. Причина этих потерь не столь безобидна, как кажется на первый взгляд. В каждой из них есть признаки коррупционной составляющей. Почему и за что прощаются долги и, более того, опять выделяются деньги должникам при отсутствии их на решение самых насущных проблем – таких, как школьное питание, освещение и т. д.? Почему в проектно-сметную документацию закладывается пятая часть работ, которую не нужно делать? А та, которую нужно делать, не делается в необходимом объеме и качестве, и летом у нас повсеместно зимнее удорожание строительно-монтажных работ? На обустройство скважины в Павловском районе в сумме 3 млн. рублей показывают произведенные затраты на строительство грунтовой дороги к ней на 600 тыс. рублей. В Карсунском районе при строительстве газопровода низкого давления на сумму 3,8 млн. рублей потери составили 700 тыс. рублей, а в целом по «району по этому виду работ за прошлый год потеряно 13 млн. рублей. Что это, как не аффилированность к должникам и подрядчикам?
Кому выгодны неполноценные реестры имущества и неопределенность кадастровых границ, отсутствие генеральных планов обустройства на уже выделенных земельных участках? В Чердаклинском районе к острым земельным вопросам прибавился новый – захват неким предпринимателем участка земли, выделенного общим собранием СПК «12 лет Октября» пайщикам этого кооператива.
Широкий спектр потерь финансов присутствует в диапазоне от неправовых увеличений заработной платы и фиктивного участия в исполнении трудового договора, как это было в Радищевской ЦРБ, до неоправданного списания бензина.
Особая статья потерь – это потери по субсидиям для малого и среднего предпринимательства. От 60 до 80 процентов их безвозвратно исчезают, поэтому Александр Павлов внес предложение о приостановлении их выделения до обеспечения эффективности и возвратности при их использовании.
Для исключения всепрощенчества и безразличия к использованию бюджетных средств создана и делает первые шаги система мер по неотвратимости ответственности. Основана она на распоряжении губернатора Ульяновской области от 12 марта 2012 г. №110 и подкреплена контролем за соразмерностью нарушения и ответственности, по которым ведется постоянный учет, и всякое несоответствие здесь рассматривается на рабочей группе в Правительстве области с участием руководителей контрольных и контрольно-счетных органов. Исполнение рекомендаций этой группы, равно как и освещение результатов ее работы в СМИ, контролируется Уполномоченным.
– Как меры, повышающие ответственность,- заявил Александр Павлов, – сегодня рассматриваются предложения об уменьшении суммы ассигнований на сумму потерь, проведение ежемесячных коллегий в Департаменте госимущества и земельных отношений по задолженности по аренде с приглашением провинившихся, разработка компьютерной программы по контролю за движением земельных участков и имущества, создание в этих вопросах управленческой вертикали «область-муниципалитеты», разработка методик по оформлению договоров и сокращению задолженности. В числе их – разработка положения о материальной ответственности работодателей за отсутствие контроля по использованию бюджетных ресурсов.
Эти и ряд других предложений по повышению эффективности антикоррупционной работы вошли в проекты ведомственных и муниципальных программных мероприятий на 2013-2015 годы. На это же направлена инициатива губернатора Сергея Морозова о введении с 1 января следующего года должности помощников Уполномоченного по противодействию коррупции, которые будут прикомандированы к ряду министерств. Проект распоряжения на этот счет уже подготовлен, идет разработка регламента с учетом имеющегося российского и зарубежного опыта. В июле-августе следующего года на областном Координационном совете по реализации антикоррупционной политики будет рассмотрена практика реализации этого проекта.
Подготовил Александр Лайков