Лихой казачий атаман Степан Разин, руководивший бушевавшей в Поволжье в 1670 – 1671 годах Крестьянской войной, был и остаётся одной из самых популярных личностей российской истории.
О нём поётся в песне «Из-за остова на стрежень…», о нём, за девять лет до Октябрьской революции, был снят первый российский фильм! О нём – бесчисленное множество народных сказок, песен, преданий. Они гласят, что не ведавший поражений атаман был колдуном и знался с нечистой силой, благодаря чему и одерживал свои блистательные победы и не раз бегал из самых неприступных темниц. Награбивший неимоверные сокровища, Стенька зарыл множество кладов, на которые наложил страшные заклятья, не сняв которые, никто не в силах завладеть казной.
Количество мест, где Стенька Разин будто бы скрыл свои сокровища, кажется бесконечным. В самом Симбирске и его ближайших окрестностях таких мест указывалось не менее полудюжины – на волжском склоне у южной окраины; на свияжских склонах и в овраге реки Симбирки близ Московской (ныне Ленина) улицы; на сохранявшемся валу засечной черты в пригородной Конно-Подгородной слободе (нынешний 19-ый микрорайон).
В Алатырском уезде, на территории нынешнего Сурского района близ села Кирзять указывались сразу два древних городка, большой и малый, и в обоих «сокрыты клады Степаном Разиным или кем-то из его атаманов». На дороге между сёлами Промзино (Сурское) и Барышской Слободой, «на горах» – очередное городище и, соответственно, очередной клад. Разинские сокровища будто бы скрывала и знаменитая Николина гора близ Промзино. Действительно, место это не миновали события Крестьянской войны, что подтверждают если не клады, то весьма драматические археологические свидетельства. Весной победного 1945 года у подножия Нико-линой горы наводнением была вымыт долблёный гроб-колода с человеческим костяком. В 1973 году археологи раскопали здесь же подобное погребение – в хорошо сохранившемся гробу нашли крестик и серебряную монету XVII столетия, но у тела не было головы! Рядом наткнулись и вовсе на жуткое групповое захоронение обезглавленных людей – черепа их кучей были свалены отдельно. Все эти люди были казнены во время восстания Степана Разина.
В том же Сурском районе, у села Шатрашаны бывшего Буинского уезда также скрывался разинский клад. Записка, циркулировавшая между кладоискателями XIX столетия, перечисляет здешние несметные сокровища: «Сорок пудовок золота, многое множество сундуков с жемчугами. На те деньги, которые в кладе, можно всю губернию Симбирскую сорок раз выжечь и обстроить лучше прежнего. Не пропить их, не проесть всей губернии Симбирской».
В двух с половиной верстах от села Большое Шуватово Карсунского уезда (ныне Инзенский район), метрах в двухстах от реки Суры находился курган, именуемый «шелом», в котором в середине XIX века был виден вход в пещеру, вырытую будто казаками Разина. «Если на вершине холма ходить и стучать, то чувствуется, будто внутри холма есть пустота. Эти признаки и предания о разбойниках породили немало кладоискателей из местных жителей, Холм кругом изрыт ямами: в одной из ям лет пять тому назад было заметно отверстие в глубь», – писал в начале XX века археолог Владимир Поливанов. Кроме костей и битой посуды, кладокопы, впрочем, ничего не нашли.
Так что: уж так ли действенны разинские заклятия, или – не там искали?..
Ермил ЗАДОРИН