Гостем Ульяновска на этой неделе стал немецкий фотограф Генрих Фелкель, который заглянул в редакцию «УС» и рассказал, с чем связан его приезд в Россию.
– Я – участник проекта «Shot stories», – сообщил Генрих. – Его авторы – менеджеры в сфере культуры Фонда Р. Боша в России Констанция Зедер из Ульяновска и Анкатрин Топ из Волгограда. Идея состоит в том, чтобы сделать снимки городов, которые неизвестны либо мало известны немцам, которые, возможно, захотят сюда приехать. Это будет мой взгляд на эти города, основанный на чувствах и ощущениях. Тексты к фото напишет писатель и поэт Хендрик Джэксон. Из Ульяновска мы отправимся в Волгоград, а в следующем году – в Астрахань и Челябинск. Конечным продуктом станут открытки об этих городах. Будет открыт веб-сайт и, возможно, даже выйдет книга.
– Предполагается, что каждому из городов Вы посвятите пять дней. Наверное, это слишком малый срок? И из чего Вы исходите в своей работе?
– Приходится концентрироваться, быстрее находить темы и сюжеты для съемок. Мне не интересны достопримечательности, их всегда можно найти на сайтах и в книгах о путешествиях по России. Важнее увидеть «маленькую сказку». Например, одну из них я нашел в облкинофонде, где хранятся бабины с пленочными фильмами. Вообще, в работе у меня нет жесткой концепции и есть много импровизации.
– Не окажется ли, Генрих, Ваш взгляд на Ульяновск слишком мрачным, потому что Вы снимете город в начале зимы, когда непогода, туман?..
– Это неважно. Снимать в тумане особенно интересно.
– Вы говорите, что для Вас в работе над проектом важны чувства. Какие из них возникли при знакомстве с Ульяновском?
– Город красивый, старинный, много старых зданий. Его история видна на улицах, здесь не только следы советской, но и более ранних эпох. Далеко не во всех городах увидишь такое сочетание старины и современности. Это соприкосновение с прошлым волнующе и прекрасно.
Вы неплохо говорите по-русски. У Вас корни в России?
– Я родился в 1974 году в Москве, Моя мать – русская, отец – немец. Они встретились, когда учились в строительном университете. Наша семья переехала в Восточную Германию, в Лейпциг, где я вырос. Мне было 15 лет, когда развалилась ГДР. Повзрослев, переехал в Берлин, поступил в школу фотографии. Работал для журналов и газет Германии как внештатный фотограф. В 2005 году поступил в репортерское агентство «Оstkreuz». Оно также устраивает фотовыставки. Недавно в Берлине открылась одна из них на тему границ. Подразумеваются не только границы физические, но и те, что внутри самого человека.
– Вы ощущаете себя русским в России?
– В детстве я часто гостил здесь у бабушки. Когда приземляюсь на самолете в Москве, всегда испытываюрадость. Летал два года назад на свадьбу к родственникам в Ангарск. Но я также и немец, и жена моя немка. Дома в Висбадене у меня висит русский алфавит для наших двоих маленьких детей, чтобы они знали, что, например, «фиш» – это также «рыба» и так далее. Получается, у меня как бы два сердца, потому что я люблю и Россию, и Германию.