На прошлой неделе в городской администрации состоялся семинар, посвященный проблемам выявления
коррупциогенных факторов в проектах нормативно-правовых актов. На встречу были приглашены сотрудники различных структурных подразделений администрации.
– Многие из нас имеют юридическое образование, и при создании того или иного нормативно-правового акта мы нередко забываем, что наши документы в дальнейшем читаются обычными гражданами. Другими словами, порой наши акты создаются таким образом, что они толкуются неоднозначно, а иногда в них обнаруживаются «лазейки» для использования требований и норм документа в корыстных целях. Именно с этой целью – для того, чтобы указать на наиболее типичные «дефекты норм», которые могут привести к коррупции, – и проводится данный семинар, – пояснила начальник отдела правовой экспертизы Любовь Земскова.
К распространенным ошибкам, провоцирующим коррупцию, ведущие семинара отнесли нечеткое указание сроков или порядка предоставления муниципальных услуг, а также «юридико-лингвистическую неопределенность».
– К примеру, в наших актах зачастую не уточняется, с какого именно момента следует отсчитывать время оказания услуги – от подачи гражданином документов в МФЦ или когда эти самые документы поступили в администрацию. Понятно, что в зависимости от этой даты меняется и реальный срок оказания услуги, – отметила консультант отдела правовой экспертизы Ольга Волгина.
Другой показательный пример связан с составлением адресных перечней: по словам консультанта, проекты нормативно-правовых актов необходимо прописывать более детально.
– Так, если речь идет о целевой программе «Наш уютный двор», то должны быть четкие указания, по каким критериям тот или иной дом заносится в адресный перечень, как именно принимается решение в том случае, если есть несколько объектов с одними и теми же параметрами, но выбор падает только на один из них, и т.п., – заявила Волгина.
Что касается «юридико-лингвистической неопределенности», то под этим термином имеется в виду использование в документах двусмысленных терминов, понятий и формулировок, категорий оценочного характера с неясным, неопределенным содержанием.
Вот несколько образчиков таких формулировок: «принимает решения по отдельным вопросам», «по ряду вопросов вправе принимать решения единолично», «обладает иными полномочиями». Очевидно, что понять, какие такие «отдельные вопросы» или «иные полномочия» в данном случае подразумеваются, мало кто в состоянии. Именно здесь и кроется «лазейка» для возможной коррупции.
– Вообще, очень полезно привлекать к проверке созданных проектов документов иных специалистов – например, независимых экспертов. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что документы читаются не только юристами, у которых уже, что называется, «замылился глаз»: то, что для нас само собой разумеется, для обычного гражданина может быть вовсе не так, – еще раз напомнила в завершение встречи начальник отдела правовой экспертизы.
Стоит добавить, что в этом семинаре принял участие и главный специалист-эксперт отдела по профилактике коррупционных проявлений городской администрации Юрий Мордовкин. Он рассказал собравшимся о деятельности общественного Совета по профилактике коррупции и призвал сотрудников различных подразделений активнее участвовать в его заседаниях.
Кроме того, он обратил особое внимание на необходимость соблюдать сроки подготовки материалов (тезисов выступлений) к проведению заседаний Совета.
Сергей Иванов