За примером далеко ходить не надо. Едва началось движение по созданию садоводческих товариществ, стосковавшиеся по земле горожане ринулись из своих многоэтажек на выделенные «сотки» и с великим энтузиазмом принялись обрабатывать землю, строить домики, радоваться урожаям.
И пусть на выходные дни да долгие летние вечера, но горожане становились земледельцами. Получали они свои участки от предприятий, которые оказывали необходимую помощь по поддержке своих садовых товариществ. Потом не стало предприятий, поддержка садоводам практически сошла на нет, стаи бомжей и любителей закусить за чужой счет стали появляться на дачных участках чаще, чем их хозяева. В итоге многие садовые товарищества распались. Из постперестроечных времен люди запомнили только одно радостное событие – открытие нового трамвайного маршрута, ветка которого протянулась вдоль садов в северном районе города. Энтузиастов городского земледелия, нет, не убавилось, только вот получить участок при наличии большого количества брошенных, необрабатываемых земель оказалось весьма проблематично. Ситуация приближалась к тупиковой. Но благодаря стараниям наших «дачников» и основательной поддержке правительства области дело сдвинулось с мертвой точки.
О том, что меняется сегодня в садоводческом деле, во время «круглого стола», проведенного в нашей редакции, рассказывали председатель Дирекции сельских территорий садоводства и землепользования Агентства по развитию сельского труда Ульяновской области, председатель общероссийской общественной организации «Союз садоводов России» Наиля Амировна Федорычева, председатель городского Союза садоводов Николай Иванович Кашаев, председатель общественного Совета садоводов Заволжья Василий Никитич Терехов и начальник недавно созданной службы безопасности Рамиль Анверович Сыраев.
Наиля Амировна начала с того, что ответила на самые «горячие» вопросы о рациональном использовании имеющегося резерва земельных участков:
– Мы сегодня проводим тщательную ревизию по садовым товариществам. Это направлено на введение в оборот заброшенных земельных участков, необрабатываемых и неиспользуемых. Когда мы проводили ревизию в 2005 году, оказалось, что 30% садовых товариществ у нас вообще отсутствуют, 50%
– это крепкие, действующие товарищества, а оставшиеся 20%
– практически погибающие.
По заброшенным участкам вопрос стоит очень остро, потому что многие люди хотели бы прийти и работать. А тут ведь земля не обрабатывается, членские взносы не платятся, идет засорение сорной травой, возникают и пожароопасные ситуации.
– Мы, – продолжает Наиля Амировна, – заключили соглашение с «Россельхознадзором», с «Госэкоконтролем», администрацией города Ульяновска, с «Росреестром», с МЧС о том, что будут проводиться совместные проверки. И наказывать будут не правление садового товарищества, а тех собственников, кто запустил свой участок. Но у нас не было закона, который мог бы определить точные критерии того, что эти участки не используются. Сейчас закон такой принят. Есть государственные инспекторы, «Россельхознадзора». Вместе с ними выезжаем, вместе проверяем участки. Принимается решение, что участок заброшен, и он изымается в пользу администрации. В этом году у нас появился опыт, когда садоводческое товарищество за собой зарегистрировало свои земли. В итоге те земельные участки, которые собственники забросили, останутся в садоводческом товариществе. Правление на общем собрании будет решать судьбу таких участков.
Председатель общественного Союза садоводов Заволжья Василий Никитич Терехов дополнил:
– И обратите внимание на то, что на сегодняшний день отнять участок у его владельца никто не может, поскольку садоводы имеют их в собственности, 100% участков приватизированы. И кроме суда никто не имеет права изымать у садовода участок. Судебная практика за этот год показала, что суды не идут на это. Правление подает в суд, суд выносит решение о взыскании задолженности… И вот тут-то владелец и объявляется, оплачивает долг и даже начинает работать на участке. Если же владелец не найден – тупик. И на сегодня выхода нет. Нам говорят: ищите родственников.
Председатель городского Союза садоводов Николай Иванович Кашаев вступил в разговор:
– Мы, городской Совет садоводов, проводили расширенное совместное совещание и приняли решение: «Россельхознадзор» – структура федеральная. У нас есть участки вымершие, заброшенные. Садоводы уехали в другие города. Мы будем подавать списки таких участков в «Россельхознадзор», жаль только, процедура изъятия длительная – три года. Инспекторы работают совместно с прокуратурой, отправляют уведомления, разыскивают родственников или наследников. Если их нет, то участок переходит в муниципальную собственность. Мы предложили внести изменения в 66-й закон, к нам приезжали депутаты Госдумы, и мы на конкретных фактах убеждали их в том, чтоб закон этот о передаче участков упростил схему по изъятию таких участков и распределении их среди собственных садоводов. Кто-то захочет обрабатывать не четыре сотки, а восемь. Ради Бога, пусть он пользуется, пусть работает, пусть отдыхает с семьей. У нас имеются такие садоводческие товарищества, как, например, на волжском косогоре, – они ползут. Мы выезжали неоднократно, организовывали встречи с садоводами. Есть такие, которые с удовольствием взяли бы участки вблизи города. Тем более что у нас есть такая возможность, но от председателя нужно только подать списки и заявление. Пока у нас не все председатели идут на это.
Василий Никитич Терехов поддержал:
– У меня есть поправочка. Для председателей эти брошенные участки – просто бич. Посудите сами, земля выходит из оборота, она не работает, не приносит пользы. С этой земли не поступают взносы, с которых садовое хозяйство процветало бы и росло. А сегодня нужно долго доказывать, что участок пустует три года, и только тогда решать вопрос об изъятии. И поэтому мы сейчас, где возможно, отдаем такие участки в аренду, принимая от арендатора заявление, что в случае появления владельца он участок освобождает. Сейчас появилась и такая тенденция: умерли хозяева, наследника нет. Стоит только заселить арендатора, и появляется наследник.
Председатель городского Союза садоводов отметил, что все садовые товарищества, которые находятся вблизи города, где есть транспорт и коммуникации, живут и неплохо развиваются:
– А те, которые находятся в 20 и более километров от города, брошены. И что делать? Приведу пример: садовод написал жалобу на своего соседа, который на участке не появляется, как говорят, «разводит одуванчики». Заявление было принято в «Россельхознадзоре», они выехали, выдали предписание на штраф. Садовод быстренько прибежал, обработал свой участок. Они понимают, что земля нынче дорожает.
Наиля Федорычева полагает, что в этой ситуации очень помогли СМИ. Когда начали разъяснять, пропагандировать действующие законы, пошел процесс возврата садоводов на земельные участки.
– Да, – сказал Николай Иванович, – по нынешним временам так и должно быть. Но сегодня нам дали землю в собственность, и нести ответственность за нее мы должны на своих плечах. Ведь только там, где председатели работают, есть охрана, и она действует. Но один сторож в поле не воин, и мы пришли к выводу о создании охраны, в виде народных дружин, с удостоверением, правами предъявлять требования и хорошей работой средств связи.
Начальник службы безопасности при городском Союзе садоводов Рамиль Сыраев рассказал о том, как будет действовать дружина:
– Центральные СМИ начали говорить о том, что в Москве прорабатывается вопрос о создании казачьих патрулей и добровольных дружин. У нас система ДНД уже работает. Есть Закон Ульяновской области от 1 марта 2007 года «О добровольном участии граждан в охране общественного порядка на территории Ульяновской области». На основании этого закона городской Союз садоводов создал народную дружину по охране садоводческих товариществ. Оговорены наши права, обязанности и гарантии социальной защиты граждан, участвующих в охране общественного порядка. Продумана,создана и работает организованная система охраны. На участках установлены так называемые «тревожные кнопки», дружинники оснащены рациями, поэтому при появлении на территории посторонних лиц с явными недобрыми намерениями наши сотрудники связываются с полицией, патрульные машины прибывают в реально короткое время. Уже есть конкретные примеры. Совсем недавно задержали группу молодых людей спортивного телосложения. Приехали на машинах, с битами, разжиться металлом. Сейчас мы работаем совместно с дружинниками соседних товариществ, опять же при помощи современных средств связи. Когда надо, приходим на помощь друг другу.
– Надо обязательно отметить, что сегодня возраст садоводов значительно помолодел, – Наиля Федорычева затронула еще один важный аспект. – Молодые семьи покупают участок, строят добротный домик, облагораживают участок, не превращают его в безграничную плантацию, а разбивают альпийские лужайки, делают бассейны, сажают цветы. Все это для того, чтобы приехать с семьей, поработать и хорошо отдохнуть в нормальных условиях.
– И вот тут надо особо выделить роль председательского корпуса, – считает Василий Никитич. – Наша задача – обеспечить хозяевам участков комфортные условия. Чтобы они могли в любое время приехать на свой участок, чтобы постоянно были вода, электричество. А от них требуется регулярно оплачивать взносы.
– Тем более что сейчас администрация города и области вывела нас из зоны забвения, – сказал председатель городского Союза. – Губернатор регулярно проводит совещания с председателями садовых товариществ, вместе с членами Правительства выезжает и встречается с садоводами, на месте знакомясь с их проблемами и нуждами. Добавлю, решением администрации города нам безвозмездно сданы в аренду помещения для работы городского Союза во всех районах города. Во всех районах города мы ведем прием граждан, а каждую среду консультируем. Приходят по 30-40 человек в день. А это значит, что городские земледельцы готовы хранить и беречь землю, на которой живут, и вносить свой посильный вклад в развитие экономики региона.
В завершении «круглого стола» Наиля Федорычева обозначила еще одну главную тему:
– Нас ведь, впервые за много лет, в этом году пригласили принять участие в сельскохозяйственных ярмарках. И мы получили потрясающие результаты. Люди с удовольствием дегустировали свежие овощи и фрукты, прекрасно понимая, что выращенное «для себя» не содержит никаких химических и прочих добавок. Спрашивали даже травы, выращенные на даче. Мы поработали на ярмарках во всех районах города, кроме Засвияжского, и остались очень довольными. И, как итог окончания летне-осеннего сезона, нас пригласили в Ленинский мемориал на День работников сельского хозяйства. И тут мы немножечко схитрили и не прогадали. Солидные фирмы и организации оформили стенды с книгами и журналами, привезли образцы техники. А мы предложили участникам праздника попробовать на вкус наши заготовки на зиму. Пробовали, хвалили и тут же записывали рецепты, делились своими секретами «от прабабушек». Завязалось много интересных и полезных контактов.
Подготовила Галина Антончик