12 декабря нашему земляку, первому российскому историографу Николаю Михайловичу Карамзину исполнилось 246 лет со дня рождения.
Колумб российской истории
Подобно человеку эпохи Возрождения, Карамзин был личностью многогранной: переводчик, писатель, поэт, журналист, издатель, ученый, историограф, тонкий политик…
Его «Письмами русского путешественника» зачитывалось не одно поколение образованных россиян. А сколько читательских слез было пролито над историей несчастной любви юной крестьянки и молодого дворянина из сентиментальной «Бедной Лизы»!
«Много шуму» в обществе, по выражению Александра Пушкина, наделала карамзинская «История государства Российского». Он так описал реакцию на ее выход: «Светские люди бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом».
Впрочем, первому российскому историографу за этот его 12-летний труд и досталось премного, сначала от современников, затем – от потомков. Декабристы и демократы, а за ними и большевики не могли простить Карамзину его приверженности монархии и убеждения, что наилучшим для России является не революционный, а эволюционный путь развития.
Значителен и интересен он и как человек со своей жизненной философией. Уже в наше время одной из первых исследовать живую душу Карамзина взялась наша землячка Любовь Сапченко, доктор филологических наук, профессор УлГПУ, составитель антологии «Н.М. Карамзин. Pro et contra», вышедшей в серии «Русский путь» Российской академии образования.
«В конце жизни, – утверждает Сапченко, – он понял главное в ней. В письме к другу Александру Тургеневу Николай Михайлович высказался так: «Жить есть не писать историю, не писать трагедии или комедии; а (…) любить добро, возвышаться душою к его источнику; все другое, любезный мой приятель, есть шелуха, – не исключаю и моих осьми или девяти томов. Делайте, что и как можете: только любите добро, а что есть добро, спрашивайте у совести».
Под сенью Клио
До сих пор ведутся споры, где же на самом деле родился Карамзин – в селе ли Знаменское Симбирской губернии, в селе ли Михайловка Оренбургской губернии. У самого историографа на сей счет сомнений не было. В автобиографической справке он своей рукой записал, что на свет появился в Симбирской губернии.
Ульяновский историк и краевед Жорес Трофимов в своей книге «Николай Карамзин и Симбирск» не сомневается, что произошло это даже в самом Симбирске.
За эту версию говорят факты. Именно в Симбирске по инициативе местного дворянства на общественные средства в 1845 году был установлен памятник Карамзину, а три года спустя открыта построенная в его честь общественная библиотека. Эта библиотека, а также гимназия стали инициаторами празднования 100-летия со дня рождения Карамзина в Симбирске на российском уровне.
Памятник с бюстом историографа, с горельефами и величественной фигурой музы истории Клио, которую поначалу недоумевающие простолюдины называли «чугунной бабой», пережив революцию и советскую власть, стал настоящим украшением и «визитной карточкой» города. А в библиотеке (ныне Ульяновская областная научная библиотека), в 1925 году переименованной в честь В.И. Ленина, в 2000 году открыли мемориальный музей «Карамзинская общественная библиотека».
В огромных, высотою до потолка старинных шкафах музея – свидетельствует заведующая отделом редких книг библиотеки Людмила Ивашкина – хранятся книги, а на стенах развешены портреты, которые жертвовали сюда члены семьи Карамзиных. Страницы некоторых томов имеют пометки, сделанные рукой Николая Михайловича при изучении им материалов для своей «Истории».
Началось с буквы Ё
Не обойден был Карамзин вниманием земляков и в XXI веке.
В 2005 году в городе установили памятник букве Ё, которую в свое время ввел в употребление Николай Михайлович. А в следующем году с легкой руки местных краеведов общественность Ульяновска отметила 240-й юбилей историографа.
Более основательно за, если так можно выразиться, «раскрутку» Карамзина взялись в 2009 году, когда на конкурсе «Имя Симбирского-Ульяновского края» жители области выбрали его из целого списка знаменитых земляков.
– Еще раньше, с 2008 года, 12 декабря, день рождения Карамзина, был объявлен в регионе Днем Отечественной истории, – говорит заместитель директора Ульяновской областной научной библиотеки Ольга Даранова. – В предшествующую ему декаду у нас ежегодно открываются выставки, публичные лекции читают краеведы и ученые, в музее «Карамзинская общественная библиотека» проводится день открытых дверей. По местному радио читаются отрывки из произведений Карамзина.
Была учреждена соответствующая награда – медаль имени Н.М. Карамзина. Ученые Ульяновского государственного педагогического университета проводят ежегодные всероссийские Карамзинские чтения. Ульяновские литераторы имеют возможность публиковать свои творения в литературно-художественном альманахе «Карамзинский сад». Именем историографа недавно даже назвали аэропорт.
Карамзин – бренд?
Столь мощный ульяновский «креатив» и инициатива были по достоинству оценены на самом высоком уровне. По Указу Президента РФ «О Праздновании 250-летия со дня рождения Николая Михайловича Карамзина в 2016 году» Ульяновск предполагается сделать одной из главных площадок торжеств.
Таким образом, у Ульяновской области появилась реальная возможность получить благодаря карамзинскому юбилею новые инвестиции в развитие культуры региона. По словам директора программ «Ульяновск – культурная столица» Татьяны Ившиной, на подготовку к нему планируется выделить из бюджетов федерального, Ульяновской области и других регионов 4,7 млрд. рублей.
В программу удалось включить реставрацию всех главных объектов культуры, начиная с Ленинского мемориала, заканчивая памятником Карамзину. Предусмотрено строительство зданий Историко-архивного комплекса, Театрально-исторического центра для ТЮЗа в новом городе, которые будут носить имя историографа, и даже – Троицкого собора, поддержку которому пообещала Русская православная церковь. По сохранившимся чертежам будет восстановлен симбирский дом Карамзиных, снесенный в советское время, и установлена часовня либо памятный знак в родовом имении Карамзиных Знаменское в Майнском районе.
Предстоит, по выражению Ившиной, «забрендировать» Карамзина за Ульяновской областью. Ввести в общественный, научный и культурный оборот в стране, в том числе в Интернете, тот факт, что был он уроженцем нашей земли.
Понятие «брендирование», кстати, вызывает неприятие у части культурной общественности Ульяновска. Не раз приходилось слышать от них, что Карамзин, который был умным, интеллигентным человеком, достоин того, чтобы и его «продвижение» этому соответствовало. Когда же мы пытаемся делать это методами современного маркетинга и пиара, то упрощаем его. Вместо того чтобы спешить называть его именем многочисленные учреждения, может быть, стоило сначала сделать хотя бы косметический ремонт в зале Литературного музея «Дом Языковых» с единственной экспозицией в городе, рассказывающей о Карамзине? Пока же в нем на экспонаты со стен осыпается отслаивающаяся краска…
Достойный потомок славного предка
В разговоре Татьяна Ившина посетовала на то, что нет в Ульяновске менеджера по культуре, который бы «болел» Карамзиным и встал бы в центре подготовки к его юбилею.
Между тем, таким человеком мог бы стать Федор Богородский. Потомок Карамзиных по линии Василия Михайловича, старшего брата историографа, Богородский открыл сайт, посвященный своему роду. В лице этого молодого мужчины на снимке легко узнаются фамильные карамзинские черты, полные достоинства и благородства.
Богородский занимается бизнесом в Уругвае. Человек образованный и культурный, он не увлекся чрезмерно «погоней за деньгами», а стал автором и организатором собственного проекта «Русская культура» с участием ЮНЕСКО. В результате жители Монтевидео познакомились с выставкой русских художников, посмотрели российский фильм «Три женщины Достоевского» и стали слушателями цикла концертов русской духовной и классической музыки.
Интеллигентно, без шума, избегая журналистов, Федор Богородский посетил Ульяновск в феврале этого года. Постоял у остатков надгробного памятника Василию Михайловичу Карамзину и его дочери Ольги Ниротморцевой на бывшем кладбище Покровского монастыря. Счел своим долгом побывать в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Засвияжье – при ее строительстве использовались фрагменты церкви из села Знаменское.
Не без горечи пишет он об этом исчезнувшем имении Карамзиных, которое находилось в нынешнем Майнском районе нашей области.
Федор так позиционирует себя: «В продолжение традиций, учений и наставлений поколений семьи, сделавших для российского государства много добрых дел, я ставлю в своей жизни перед собой лишь одну цель: дать людям добро, в котором они так нуждаются сегодня, как никогда в другие времена, оставив после себя пользу поколениям, не дав уйти в забытье достижения эпох».
Вполне в карамзинском духе!
Ирина Морозова