В субботу в Ульяновск приезжал Антон Польский (Мэйк), который является инициатором движения «Партизанинг» (интервенции в городское пространство), художником и известным деятелем велодвижения. В свой «пробный» визит он ознакомился с городом и выявил одно из направлений, по которому можно начать городское перепланирование с вовлечением в эти процессы жителей.

В креативном бизнес-пространстве «Квартал» Антон Польский встретился с ульяновскими активистами. Организаторы встречи общественная организация «Городская среда», движение ЭКА, клуб маркетологов «Марка».

Отметим, что Мэйк родился в Москве, учился в РГГУ графическому дизайну, живописи и истории искусств. Занимался граффити, создал первый в стране журнал об уличном искусстве, работал дизайнером в интернет-газете «The Village». Два года назад он стал идеологом манифеста «Москва 2020» о преобразованиях в столице, был одним из организаторов фестиваля местных сообществ «Делай Сам». Сам Антон уже несколько лет ездит по городу на велосипеде. Кстати, именно он сделал велосипедную карту Москвы «Use/Less». В прошлом году Антон с женой и другом создали сайт «Partizaning.org», посвященный подпольному перепланированию городской среды. Partizaning (партизанинг) стал новым направлением, объединяющим искусство с социальной работой.

В Ульяновске Антон рассказал о partizaning-проектах, которые были реализованы в России и других странах, а также о способах вовлечения местного сообщества в процесс перепланировки города. Например, в восьми районах Москвы были развешены специальные желтые почтовые ящики, в которые жителям предлагалось писать обо всем, что бы им хотелось улучшить в своем районе. Сообщения жителей передавались уполномоченным чиновникам и службам. Письма в ящиках были самые разные. Кстати, некоторые проблемы даже были решены. Так, была освещена аллея и заасфальтирована дорожка.

Также активисты движения сами нарисовали пешеходный переход, по которому стало удобнее переходить дорогу к детскому саду. Интересно, что акция привлекла внимание СМИ и сотрудников ГИБДД. Результат – стихийно нарисованный переход стерли и нарисовали официальный.

Еще одна акция: в лифтах ряда домов были установлены специальные доски, на которых жителям подъездов предлагалось писать все, что они думают о своих соседях, и тем самым коммуницировать друг с другом. Кстати, одной из надписей было возмущение тем, что соседи курят в лифте. Также активисты устанавливают лавочки, вешают «свои» таблички в местах, где установлены дорожные знаки, и делают много других вещей, призванных привлечь внимание к городской среде и вовлечь в это жителей.

Как рассказал Антон, эти и другие акции показали, что жителям не так безразличен свой район, как это может показаться на первый взгляд, и они очень, что называется, «в теме» его проблем. Поэтому властям, прежде чем что-то делать, все же стоит первым делом спросить, а что думают по этому поводу жители. Самим же жителям стоит активнее участвовать в изменении городской среды, чтобы сделать ее удобной для жизни.

Партизанинг в Ульяновске

В Ульяновске Мэйк посмотрел не только центр, но и Заволжский район. Именно он может стать в будущем площадкой для реализации партизанинг-проектов. В ходе общения с местными активистами, была выделена и одна из главных проблем городской среды в Ульяновске – отсутствие стабильной связи между правым и левым берегом. По мнению Антона, городу нужен транспорт, независимый от машин. Частично он, безусловно, используется в городе (трамваи, троллейбусы), но не для соединения двух берегов, поэтому половина города как бы изолирована, не говоря уже о велосипедистах, вынужденных по большей части кататься внутри района (за исключением тех, кто решается ехать по Президентскому мосту).

Между тем, у нас есть железная дорога и станции, которые не используются для перевозки городских пассажиров, что могло бы кардинально изменить городское пространство, считает Мэйк. Это стало одним из «удивлений» активиста партизанинга. К слову сказать, он подчеркнул, что транспортная проблема – одна из типичных и для других городов, и в ее решение необходимо более активно включиться самим жителям. Как отметил Антон, здорово, что в Ульяновске есть люди, которым это не безразлично, и он готов информационно помочь в продвижении идей изменения городской среды.

Другой момент, который отметил Мэйк в Ульяновске, – картинки и подписи, размещенные на светофорах и дорожных знаках и призывающие соблюдать ПДД. Что касается непосредственно развития велодвижения, то в этом отношении, по мнению Мэйка, начать следует с Нового города, где широкие дороги позволяют выделить полосы для велосипедистов. А вот на правом берегу с этим будет больше проблем.

Среди итогов встречи – идея снова собраться для обсуждения идей по перепланировке городского пространства, приспособлению города под нужды людей, улучшению коммуникаций, но уже с участием команды урбанистов, дизайнеров, художников, перепланировщиков, которые поработают в Ульяновске, а начнут с исследования потребностей самих жителей.

Ульяновская молодежь, вдохновленная идеями партизанинга, планирует провести свои мероприятия, подобные тем, о которых рассказал Мэйк, например, организовать летние кинотеатры, активности на улице для жителей окрестных домов, причем не только в центре, но в других районах.

Напоследок Ульяновск преподнес «подарок» главному партизану: самолет в Москву задержали на 10 часов, в итоге активист партизанинга улетел лишь в два часа ночи. В следующий раз он решил ехать в авиационную столицу более стабильным транспортом – поездом, что еще раз подтвердило необходимость курса на железнодорожный и электротранспорт, который он посоветовал развивать нашему городу.

Юлия Узрютова. Фото фото из архива креативного бизнес-пространства “Квартал”