В недавно опубликованном интервью газете «КоммерсантЪ-Самара» под броским заголовком «Мы должны быть впереди паровоза» губернатор Ульяновской области Сергей Морозов отвечал на вопрос журналиста, почему же его называют «бегущим впереди паровоза». Явно польщенный, Морозов обстоятельно и подробно рассказывал о коммуникациях с населением, своем особом чутье на инновации и смелости в отношении новых, необычных проектов. Почему эта характеристика, имеющая в русском языке однозначно издевательский и неодобрительный смысл, столь пришлась по душе губернатору – понять непросто. Однако его профессиональная деятельность действительно отчетливо напоминает стремительное убегание от чего-то реального, настоящего, в мир прожектов, обещаний и многочисленных красочных «пузырей»…
Для тех, кто знает об Ульяновской области из газет или телевизора, все выглядит не так уж плохо — регион называют в числе лучших по инвестиционному климату, его глава — в пятерке лидеров по информационной открытости среди губернаторов, Ульяновск презентуют как один из самых благоустроенных городов России, область объявляет о желании стать то авиационным кластером, то культурным, то антикоррупционным… паровоз все мчит и мчит вперед, силясь догнать губернатора, а он все бежит и бежит впереди, к новым обещаниям, оставляя за спиной то, на что страшно и неприятно оглядываться.
Еще в 2006 году глава региона объявил о создании в Ульяновской области мощного центра самолетостроения, где в скором времени в облака поднимутся аэростатические термобалластируемые летательные аппараты и неминуемо поднимут за собой весь регион в целом. На это благое дело Сергей Морозов выделил фирме «Локомоскай» более 2,5 миллиардов рублей инвестиций, которые и растаяли в небесной вышине, увы, без помощи летательных аппаратов — достижения советских изобретателей середины 80-х годов прошлого века не смогли обеспечить прорыв области в облака.
Однако проект «Ульяновск — авиационная столица России» продолжил свое, пусть и несколько эфемерное, существование, тем более что подпитывался реальными деньгами как мега-проект для развития области, например, для фирмы «Итарус-сервис». Насколько в Ульяновске все хорошо с самолетами, знают все, правда, с НАТОвскими, а не с отечественными суперлайнерами – вся страна с интересом наблюдала акции протеста коммунистов по поводу строительства базы для НАТО на родине основателя советского государства.
Затем решено было спуститься с небес поближе к грешной земле и заняться, к примеру, животноводством. Требовалось создать нечто грандиозное, самое-самое и так далее. Так появилась на свет мега-ферма «Октябрьская» – «самый крупный в Европе» проект, в результате которого область должна была получить животноводческий комплекс на 7800 голов дойного стада и обеспечить себе, естественно, молочные реки и прилагающиеся кисельные берега. За фермой должны были воспоследовать собственное производство кормов, учебный комплекс, научно-производственный Центр по подготовке и переподготовке кадров, новейшие разработки и т.д. и т.п… Где теперь пресловутые коровки голштино-фризской породы с генетической продуктивностью 10-12 тысяч литров от каждой ежегодно, в области хорошо известно – среди близлежащих поселений до сих пор ходят жуткие слухи о скотомогильниках, распространяющих заразу на пол-области. Кисельные берега всосали несколько миллиардов и погибли под колесами поезда, от которого все никак не убежит губернатор.
Потом был проект «Тереньга», который объявлялся локомотивом бедного дотационного Теренгульского района и всей области. В ноябре 2008 был торжественно заложен первый камень в строительство мега- добыче кварцевого песка, обогащению и подготовке сырья, производству стекольной продукции. Как водится, он не имел аналогов в мировой практике, предназначался для производства уникального флоат-стекла, сулил создание 1000 рабочих мест и строительство стеклянных замков для всей области, а в перспективе – и всей страны, как минимум. Дальше проект прошел через презентацию на куче выставок, подписание международных соглашений и тихо почил, напоминая о себе печальным звоном разбитых надежд.
Таких «прожектерских пустышек» у губернатора Морозова было немало. Он действительно мастер информационной открытости – в умении раскручивать проект, снимать имиджевые сливки, а затем, выжав идею досуха в информационном и финансовом плане, тихо ее хоронить, бросая под поезд планы и надежды людей. История продолжается, и губернатор все бежит, спасаясь от настигающего его поезда. На днях объявлено, что область опять впереди всей страны будет создавать благоприятные условия для получения земли бизнесом для строительства предприятий и прочих объектов, власти активно включились в создание инновационного электронного правительства, создают первыми в стране списки коррупционных должностей… А мы вспомним об истории с горнолыжным комплексом «Ленинские горки», некогда распиаренным губернатором как лучшая инфраструктурная инновация, который сейчас тихо «отжимают» у владельца. Или о том, что пару дней назад область «пролетела» в конкурсе Минкомсвязи на поддержку регионов, развивающих электронное правительство по причине…. несоответствия запрашиваемых размеров субсидий реальным потребностям.
Последняя инициатива ульяновского губернатора уводит нас вовсе в мир нематериального: 29 ноября 2012 года губернатор Морозов подписал «Дорожную карту по развитию социальной сплоченности Ульяновской области до 2020 года». Не сомневаемся, что этот очередной мега-проект будет призван сделать из области самый социально сплоченный регион в России, в Европе, в мире и даже, возможно, во вселенной. Безусловно, мы скоро услышим о том, как сплоченные в едином социальном порыве ульяновцы бодро бегут вместе со своим губернатором перед очередным локомотивом, пытаясь не думать о том, что им было бы достаточно, чтобы он исполнил в реальности хоть одно из своих обещаний — уйти в отставку за плохую работу по ликвидации последствий непогоды, как он когда-то, вроде бы, обещал самому Путину…
Петр Куликов