Мир, в котором мы живём, увы, не вечен. В констатации этого факта сходятся и религия, и наука. Страшный Суд и новые небеса обещает нам первая. Землю, разлетевшуюся в куски от столкновения с астероидом либо вымерзшую и мрачную вслед за погасшим Солнцем, гарантирует нам вторая.
«Се, гряду скоро!», – обещал своим последователям две тысячи лет тому назад Иисус Христос, и ожидание неминуемого конца грешного мира стало отличительной чертой религиозного сознания. И хотя Сам Иисус Христос говорил, что Сам не знает времени Своего второго появления, во все века находилась куча желающих это время конкретно определить и под него подстроиться, кто – ожидая конца в молитве и в раскаянии, а кто – желая «оторваться по полной», чтобы было не жалко помирать.
В прошлом, когда симбиряне с периодичностью в шесть-восемь лет страдали от неурожая, а холерные эпидемии выкашивали тысячи людей, то и дело возникали напряжённые ожидания скорого конца. Несомненными признаками конца света назывались бритьё бород и курение табаку при Петре, питьё чаю и «кофею» при Екатерине II, усиленное насаждение корнеплода «картофия» при Николае I в первой половине XIX века.
Но самый жуткий ужас симбирянам довелось пережить 26 июня (9 июля) 1841 года, в день, когда Симбирская губерния попала в полосу полного солнечного затмения – первый раз в охватываемый письменными источниками период истории нашего края.
«в десятом часу дня» или «около 10-ти часов утра», как отзывались старинные хроникеры (сразу видно, кто когда проснулся!), весёлое Солнце внезапно померкло, липкая тьма опустилась на землю. Месяц и звёзды «очень ярко» засверкали среди обернувшегося ночным небесного свода. Громко заблеяли мелкие рогатые скоты и мычали встревоженные коровы.
Что уж говорить о размерах паники, охватившей непросвещённое крестьянское население! В селе Голодяевка Сызранского уезда, припоминал священник-летописец, «поселяне сильно перепугались; бегали из поля, крича: «Господи, помилуй! Страшный Суд! Светопреставление!».
В селе Горюшки Сенгилеевского уезда «помрачение светила было так ощутимо, что простонародье отнесло его, к концу света – стало с воплями сбегаться к церкви, прося священника срочно отслужить молебен».
В том же уезде, в селе Новый Тукшум, «не отличавшийся особенным усердием к богослужению… народ пришел в смятение и ужас, послышался плач по улицам и в домах; и некоторые думали, не настал ли конец света».
Помрачение солнышка, сопровождавшие его вопли и паника, по общим оценкам хроникеров, продолжались «не менее 20-ти минут». Наука утверждает, что полное солнечное затмение ни при каких обстоятельствах не может продлиться более семи с половиною минут. С одной стороны, велики глаза у страха. С другой, как утверждают те же учёные, с затмениями связан поразительный феномен замедления течения времени. Так что, может быть, наблюдающие и не ошибались?..
Впрочем, страху и ужасу недолго было властвовать над переполошённой Симбирской землёю. День вернулся в свои обычные права, а козы и коровы – к пырею и клеверу.
«С появлением солнечного света смущение у крестьян стало понемногу пропадать и сменилось разнохарактерными толками».
Мол, все живы? Ну, и чё тут глазеть?! Пошли вон, а то каша скиснет!..
Ермил ЗАДОРИН