21 декабря сего года в Ульяновском отделении Союза художников России состоится событие, которое вряд ли будет интересно широкому кругу ульяновцев, — это выборы нового руководителя данной организации. Мне же это событие интересно по той причине, что работая больше 10 лет с художниками, я оказался довольно глубоко погружен в эту среду и проблематику, и у меня сформировалось собственное видение тех процессов, которые имели место в местном отделении союза художников. Им-то я и хотел поделиться с людьми, неравнодушными к вопросам культуры нашей «культурной столицы», и особенно с теми, кто за эту культуру отвечает.

Наверное, вряд ли кто удивится, если я скажу, что местное отделение союза, находится в глубоком кризисе. Подтверждением такого мнения является набирающая все большую популярность в среде художников мысль, что «так больше жить нельзя!». Конечно, сразу встает вопрос «а как нужно?». Однозначного и четкого ответа на него, боюсь, не получить, ибо здесь все мы заложники эпохи и конъюнктуры, но примерные параметры этого должного мы можем понять, отталкиваясь от ответа на вопрос «как именно нельзя жить больше?».

Что ж, посмотрим на объект нашего внимания. И внешне союз выглядит не очень хорошо – разруха, уныние и запустение. Однако эта нерадостная картина служит прекрасным фоном для демонстрации персональных успехов самого “обнагражденного” за последние годы ульяновского художника – его руководителя А.Е.Егуткина. Проявив похвальное стремление руководить довольно крупной творческой организацией, Аркадий Ефимович очень быстро перевел работу союза на службу конкретных интересов. Итог: превращение организации из «союза» свободных людей творческий профессий в аналог «совка»: ничего нового и интересного ожидать от нее не приходится, а удушающая атмосфера интриг привела к тому, что талантливые и яркие художники просто уходят во «внутреннюю эмиграцию», открещиваясь от своей организации.

Как и в позднем СССР в организации царит уравниловка и клановость, под прикрытием которых проводится политика ограничения творческой конкуренции. В частности, существует негласная практика, что работы художника Егуткина на выставках выше местного уровня не должны затмеваться работами других более ярких и талантливых ульяновских художников, а еще лучше – чтобы о таких художниках вообще никто ничего не узнал. Этой задаче подчинены и отбор работ на выставки, и ограничение доступа к информации (о выставках, творческих конкурсах и проч.), и другие способы. Те, кого не устраивает такая «селекция», фактически выживаются с «поляны» – их странным образом «обходят» случающиеся моральные и материальные стимулы. Надо заметить, что в местном союзе нет ни одного молодого художника с высшим художественным образованием, что очень сильно бросается в глаза относительно других региональных отделений, зато их отсутствие опять же служит прекрасным фоном для художника Егуткина, заочно закончившего полиграфический институт.

Конечно, можно подумать, что вся вышеописанная ситуация в местном отделении союза художников и его внутренние проблемы, имеют мало отношения к нам, жителям города. Однако это не так. Союз художников объединяет в своем составе профессионалов изобразительного искусства, которые оказывают влияние на формирование эстетики среды, в которой мы живем. Например, традиционной является практика обращения в союз с заказами на оформление общественных мест: больниц, библиотек, и прочих бюджетных учреждений. Но если мы посмотрим на образцы той продукции, которую получают заказчики, в том числе и государственные (т.е. мы с вами) – то просто волосы становятся дыбом! Неужели среди в недавнем прошлом сильнейшего в Поволжье коллектива ульяновских художников не нашлось никого, кто бы смог сделать эти вещи так, чтобы люди могли получать хотя бы минимальное удовольствие от их созерцания? Конечно, такие художники бы нашлись! Они есть. Однако союз болен теми же болезнями, что и остальное общество, но к тому же еще и отягощен мотивом недопущения творческой конкуренции. Заказы – на государственные средства или на частные, распределяются в союзе по степени согласия и поддержки политики, проводимой руководством союза. В результате получается, что деньги на выполнение творческих заказов выделяются вполне полноценные, а на выходе мы имеем обычно низкопробную продукцию уровня спившегося оформителя советского кинотеатра.

Естественно, такая политика полностью противоречит интересам самих художников. Однако принцип «разделяй и властвуй» вместе с методом «кнута и пряника» работает безотказно. Кому-то можно дать обещания «похлопотать по его вопросу», кому-то намекнуть на «перспективы заказика», кому-то можно просто «заткнуть рот». Я не знаю, смогут ли художники накануне выборов вспомнить о целях и задачах своего творческого союза, я не знаю, как давно они читали и обсуждали Устав своей организации, я не знаю, думали ли они о связи между этими вопросами и своим личным интересом. Но мне кажется, пришло время сделать это, и, воспользовавшись предстоящими выборами, в корне изменить политику управления союзом, сделав ее более динамичной, конструктивной, открытой и продуктивной.