17 декабря пресс-служба областного правительства напомнила о продолжении приема заявок на ежегодную областную премию в области журналистики. Эта премия – окончательная точка в процессе деградации в Ульяновске понятия СМИ.
Суть премии проста – разыгрывается 12 наград в 5 номинациях за «лучшее освещение деятельности губернатора и правительства Ульяновской области». И тут скрывается парадокс. Очевидно, что участие в розыгрыше премии примут те СМИ, которые весь год и получали деньги на это самое «освещение деятельности». Получается, что сам факт премии фактически окончательно приравнивает СМИ к обслуге информационной политики региона.
Это весьма грустно, но объяснимо. Ситуация в Ульяновске такова, что ни одно серьёзное СМИ в принципе не может быть окупаемым, а уж тем более прибыльным, без денег, а значит, и определенного контроля со стороны власти. Соответственно, бюджет начинает восприниматься как живительный источник. Отсюда и особенности редакционной политики – СМИ работают не на читателя, а на власть. И речь даже не о содержании оплаченных материалов, а о поиске своей ниши в дележке «пирога».
Анализ позволяет выявить несколько основных стратегий поведения ульяновских СМИ. Первая – «мочить власть, пока не дадут денег», т.е. банальный шантаж. При достижении результата наступает переход в стадию «что изволите?». СМИ, созданные властью либо приближенными к ней структурами, вообще не испытывают нужды в редакционной политике как таковой и в какой-либо стратегии. Заказчик в лице власти обеспечивает всё «под ключ». Стратегия в существующих реалиях весьма действенная, так как не требует профессионализма.
Третья стратегия – изначальное создание СМИ под конкретную задачу – продаться власти. Нюансы её воплощения в жизнь могут быть самыми разными, но дело никогда не обходится без консультаций с этой самой властью.
Страшно то, что при реализации всех этих стратегий нужды и запросы читателя – это дело второе. На первом месте стоит власть – именно на неё ориентируется содержание. Массовый читатель и массовый зритель – лишь бонусная нагрузка ради получения цифр охвата.
Власть, судя по всему, подобная ситуация полностью устраивает. Вручение премии – отличный индикатор этого. Приятно купаться в позитиве, пусть даже и оплаченном из своего кармана.
Почему же в Ульяновске сложилась такая нездоровая ситуация? Ответ простой – из-за узости рекламного рынка, что является следствием всё той же проблемы, про которую мы постоянно говорим – отсутствия серьёзного бизнеса, независимого от власти. Реально независимое СМИ в существующих реалиях в принципе не может быть бизнесом. Хотя в соседних регионах – легко! Этот унылый факт говорит о том, что в ближайшее время ничего не изменится – разве что в очередь за «лучшим освещением деятельности губернатора и правительства Ульяновской области» встанут новые СМИ, которые, несомненно, массово народятся к сезону выборов.