Во время обсуждения в общественной палате региона судьбы горки в парке Матросова выяснилось, что парк де-юре не имеет окончательно оформленного статуса особо охраняемой природной территории местного значения. Такая же ситуация – и с другими парками Ульяновска. Как так получилось? Ответ на этот вопрос нам дал главный эколог города Рустем Богданов.

Каков правовой статус ООПТ местного значения?

Существует законодательство, регламентирующее статус ООПТ местного значения. Федеральный закон об ООПТ устанавливает, что ООПТ могут иметь федеральный, региональный и муниципальный (местный) статус. Соответственно, закон определяет, что обязанности по содержанию территорий, контролю на данных территориях осуществляют федеральные, региональные либо муниципальные органы власти. В соответствии с этим принципом строится и контроль. Самое главное – этот закон устанавливает, что ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований, регионального значения – региональной собственностью, федерального – федеральной. То есть тут все тесно смыкается с нормами гражданского законодательства.

Кроме того, существует так называемая градорегулирующая документация, которая в Ульяновске разработана и утверждена. Она определяет функциональные зоны на территории города, в том числе и ООПТ. В её основе – генеральный план, чуть пониже статусом идут правила землепользования и застройки, далее проекты районной планировки, потом проекты межевания, а в итоге доходим и до такого документа как градостроительный план земельного участка. Это документы открытые, некоторые из них должны быть доступны на официальных сайтах. Принимались они публично, были общественные слушания, там все наглядно демонстрировалось, чтобы была понятна дальнейшая судьба любой городской территории.

Так вот, есть федеральное законодательство, которое регламентирует статус ООПТ местного значения. Но этим же Федеральным законом установлено, что ООПТ местного значения определяются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. В развитие этой федеральной нормы был принят Закон Ульяновской области “О порядке определения ООПТ местного значения в городе Ульяновске”. В соответствии с этим законом статус ООПТ будет установлен тогда, когда будет принято Положение о данной ООПТ местного значения.

Разработка проектов положений по некоторым ООПТ местного значения сейчас ведется. Пока такая работа была выполнена в полном объёме только по ООПТ местного значения “Парк Юности”. Когда мы работали под руководством Андрея Салтыкова в городской экологической службе, было определенное противодействие со стороны некоторых должностных лиц. Фамилии называть не буду, тем более что многие уже и не работают на своих прежних местах. Но противодействие было существенное. Видимо, у людей были несколько иные планы по развитию данных территорий – в первую очередь планы коммерческого освоения. Насколько сейчас удастся завершить эту работу, время покажет.

Даже по ООПТ местного значения “Парк Юности”, возможно, не удалось бы принять Положение. Там нужно было строить дорожный подход к новому мосту с улицы Юности. И эту работу можно было выполнить только в условиях определённости границ этой ООПТ. В сложившихся благоприятных условиях была проделана в относительно короткие сроки титаническая работа и по определению границ и по разработке положения об ООПТ. Почему титаническая? Потому что современное нормотворчество – очень сложный и нервный процесс. Каждое слово текста приходится обосновывать и защищать в глазах придирчивых юристов, прокурорских работников, экспертирующих текст на наличие коррупциогенных факторов, а также в многочисленных согласующих инстанциях.

А по остальным территориям: к каждой из них, конечно, подход должен быть индивидуальным. Должны быть проанализированы материалы обследования, подготовленные учеными, должны быть выявлены факторы негативного воздействия, определены меры, которые необходимы для восстановления нарушенного состояния природных комплексов, а также разработаны регламенты использования территорий на будущее, когда они уже окончательно будут определены как ООПТ местного значения.

Деньги на это должен город выделять?

Да, это полномочия органов местного самоуправления и расходные обязательства муниципального бюджета. Но в деньгах мы никогда не купались. Пока бюджетом на 2013 год определено, что всего два мероприятия будут финансироваться в рамках нашей муниципальной целевой программы. Это сопутствующие расходы по расчистке русла Свияги с долей муниципального бюджета и корректировка, а, фактически, разработка новой генеральной схемы очистки территории муниципального образования «город Ульяновск», так как пятилетний расчётный срок действия старой схемы истекает в 2013 году. По итогам первого квартала нам обещают при благоприятном раскладе добавить денег еще и в том числе на защиту зеленого фонда города, на установление статуса ООПТ местного значения.

Но сейчас мы находимся на том этапе, когда дефицит финансирования ещё не является сдерживающим фактором, нужно просто разработать эти Положения. И здесь основной причиной задержки является просто дефицит времени. Я планирую этим заняться во время новогодних праздничных каникул.

Учитывая возникший интерес к экопарку «Черное озеро», где в качестве одного из вариантов предлагали создать так называемый Орлиный парк и центр реабилитации птиц, а также площади территорий ООПТ, мы решили в первоочередном порядке начать с разработки Положений об ООПТ местного значения экопарк «Черное озеро» и “Свияжкая эколого-рекреационная зона”.

А если говорить про парк семьи Ульяновых? Он же в списке ООПТ значился в 2009 году, но все равно был отдан в аренду.

Вот Правила землепользования и застройки, их последняя редакция. Список ООПТ местного значения: парк Победы, парк Юности, парк Дружбы Народов, парк Свердлова, парк Приморский, детский парк Матросова, парк Винновская роща, экопарк Черное озеро, парк Молодежный, парк семьи Ульяновых, парк Прибрежный, парк 40-летия ВЛКСМ, Свияжская эколого-рекреационная зона. Парк семьи Ульяновых – сейчас парк “Семья”. Следует уточнить, что на тот момент, когда его отдавали в аренду, многие наши контраргументы принимались в штыки. Парк не был определён в качестве ООПТ в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях, только зарезервирован под эти цели градорегулирующей документацией. Положения о нем не было и нет до сих пор, де-юре в качестве ООПТ местного значения он до конца так и не определен. Я когда выступал на общественной палате по поводу детского парка им. А. Матросова, сказал, что есть градорегулирующая документация и то, что территория в ней обозначена как ООПТ местного значения, это означает фактически, что в соответствии с градорегулирующей документацией территория зарезервирована под создание ООПТ местного значения. Режим ее использования не определен, регламент использования не определен. Просто в соответствии с Генеральным планом, Правилами землепользования и застройки и проектом районной планировки, на данном месте планируется создание ООПТ местного значения.

Чтобы узаконить эти территории, нужно принять о них Положения. Принимаются Положения Ульяновской Городской Думой, а после этого надо еще территорию включить в кадастр ООПТ. У нас ведение кадастра по ООПТ регионального и местного значений осуществляется региональными органами власти – министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии. Но чтобы ее включить в этот кадастр, нужно решение Гордумы об утверждении Положения.

А нормативы защиты у местного, регионального и федерального значения ООПТ в принципе одинаковы или нет?

Есть законодательство, устанавливающее нормы ответственности за нарушения режима ООПТ.

А у нас они не прописаны?

Единственное, где эти нормы ответственности могут быть прописаны на региональном уровне – это региональный КоАП.

Там этого нет?

Я что-то там такого не помню. Но есть нормы ответственности, предусмотренные статьёй 8.39. КоАП Российской Федерации для всех ООПТ независимо от их вида (федеральные, региональные, местные). Там штрафы для юридических лиц достигают 60 тысяч рублей.

Но пока нет Положения, режим использования не зафиксирован, можешь делать, что хочешь, оштрафовать за нарушение правил ООПТ нельзя?

Не совсем так. Не зафиксирован режим, не установлен до конца в соответствии с природоохранным законодательством и статус этой территории. По сути, под ООПТ выделено место, но статус окончательно не определён. В Правилах землепользования записано, что регламент пользования этими территориями (размещение каких-либо объектов) устанавливается на основании спецсогласования. То есть, должно быть специальное согласование с уполномоченным на то органом. У нас на территории города есть ООПТ регионального значения – они подведомственны Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области. Если же ООПТ местного значения – то за спецсогласованием надо идти в администрацию города Ульяновска. Все же отсутствие Положения не означает, что сейчас на этой территории можно делать все, что хочешь. Территория зарезервирована под конкретные цели.