«Если вопрос поставлен неправильно, он будет долго стоять».

На «Откровенном разговоре» 14 декабря Сергей Морозов заявил: «Я – против 354-го». Пожилая чета, приглашенная на «разговор», твердила: «У нас – счетчики. Почему мы должны дополнительно сверх показаний приборов оплачивать какие-то общедомовые нужды?» Губернатор дал команду: разобраться, почему и какая в конкретном доме на улице Пушкарева доплата за ОДН. Барышня из Димитровграда по видеосвязи настойчиво требовала от губернатора отмены постановления правительства. Позже стало известно о намерении губернатора на встрече с Медведевым «поднять вопрос» ОБ ОТМЕНЕ ПП №354.
На этом же «разговоре» сообщили, что за полтора месяца в правительство поступило 146 обращений и жалоб по ЖКХ. Большое количество телерепортажей и газетных публикаций, в которых повышение квартплаты напрямую связывалось со вступлением в силу ПП №354, привело к тому, что 354-е обросло мифами…

Миф №1: в повышении квартплаты виновато 354-е
Рассмотрим два варианта: дома с общедомовыми приборами, и без таковых.
Оказывается, что дома С ПРИБОРАМИ благодаря 354-у ВЫИГРАЛИ. Почему? Потому что процесс установления новых нормативов (и нормативов на ОДН) СДЕРЖАЛ РОСТ тарифа на отопление.
Для домов с приборами важен ТАРИФ, а не норматив. Утверждая НОВЫЕ нормативы на отопление, Минэкономики, ограниченный потолком роста квартплаты в 12%, повысил ТАРИФ на отопление не на размер предельного индекса, установленного ФСТ (11,9%), а на 4 с небольшим процента.
До 1 сентября норматив на отопление был ЕДИНЫМ для всех ульяновских домов – 0,19 Гкал/кв.м. С 1 сентября норматив стал ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫМ: для домов 9 видов этажности до 1999 года постройки, и для домов 6 видов этажности после 1999 года постройки. То же касается и изменения стоимости ГВС.
Об этой, так сказать, тарифной стороне вступления в силу 354-го, не упоминают…
Второе, относительно домов БЕЗ ПРИБОРОВ учета. Введение дифференцированного норматива на отопление привело к тому, что большая часть ульяновцев (проживающая в девятиэтажных и выше домах) получила СНИЖЕНИЕ норматива на отопление более, чем на 10%. Плюс снижение норматива на ГВС на практически те же 10%.
Конечно, появилась оплата ОДН…
Есть претензии к величине нормативов на ОДН?
Обязательно есть!
Но эта задачка – уже с другими исходными данными. И решать ее надо, избегая подхода «354-е виновато в росте квартплаты!»
Например, есть такая трудная задача, как ОДН на отопление подъездов. Но и для такой, кажущейся абсурдной на первый взгляд, задачи, есть решение. Если без огульности подойти к решению, без мифов.
Не последнюю роль в ажиотаже вокруг 354-го сыграл переход в оплате отопления с одной двенадцатой на одну седьмую: платежи за отопление заметно выросли. Конечно, эту кочку можно было обойти. Но делать это было нужно в очень короткие сроки. Не сделали…

Миф №2: Ульяновская область могла отказаться от исполнения 354-го до 31 декабря 2014 года…
На совещаниях по поводу 354-го постановления часто приходилось слышать о том, что Ульяновская область побежала впереди паровоза с исполнением 354-го постановления. Что можно было ПОВРЕМЕНИТЬ, и почти два года прожить по-старому. Очень часто при этом звучал пример Ярославской области, которая якобы не перешла на 354-е постановление.
Я вам не скажу за всю Россию, но по поводу Ярославской области сообщу: 11 сентября 2012 года губернатора Ярославской области С.Ястребов подписал постановление правительства №849-п «О нормативах потребления…», которым утвердил определенные расчетным методом (как и в Ульяновске) нормативы на ХВС, ГВС, канализацию и нормативы на ОДН этих услуг. Правда, используя возможность, данную ПП №857, в Ярославле не стали менять норматив на ОТОПЛЕНИЕ, оставив его таким же, каким он был на 30 июня 2012 (а порядок расчета платы за отопление – по ПП №307).
Мнение, будто Ульяновская область до 31 декабря 2014 года могла НЕ РЕАЛИЗОВАТЬ на своей территории 354-е постановление, оказалось настолько устойчивым и популярным, что люди с подозрением и недоверием выслушивают «разоблачающие» аргументы.
Напомню, что ПП №857 от 27 августа (запоздалый, однозначно, документ, ведь ПП №354 вступало в силу уже 1 сентября) давало регионам ВОЗМОЖНОСТЬ определять с 1 сентября размер платы ЗА ОТОПЛЕНИЕ (в домах, где нет приборов) по одной из двух схем: либо равномерно за все расчетные месяцы календарного года (при этом устанавливается и норматив отопления на ОДН); либо использовать нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012г. Принять решение – применять или не применять в Ульяновской области разрешенные ПП №857 схемы, нужно было до 15 сентября. На момент выхода ПП №857 приказы Минэкономики с новыми нормативами и нормативами на ОДН ГВС, ХВС и ОТОПЛЕНИЕ уже были подписаны…
Так что, ни о каком МОРАТОРИИ действия 354-го на территории области речи быть не может.
А, почему ульяновский «орган государственной власти субъекта Российской Федерации» не воспользовался возможностями ПП №354, это уже другой вопрос…

ПРЕДСТАВИМ, ЧТО 354-Е ОТМЕНИЛИ…
Возвращаясь к «Откровенному разговору» и заявлению собственников: НЕСПРАВЕДЛИВО, когда выставляются ОДН тем, кто платит по счетчикам. Конечно, несправедливо. Что делать? Отменять 354-е?
Представим, что отменяем. Что получаем?
Получаем возвращение к ПП №307, по которому производятся ДОНАЧИСЛЕНИЯ (КОРРЕКТИРОВКИ) по всем видам коммунальных услуг…
Причина банальна: в дом заходит больше коммунальной услуги (ХВС, ГВС, электроэнергии), чем оплачивают жители по нормативам и приборам.
Есть желающие доказать, что это не так? Попытайтесь!
Тогда я продолжу перечень причин образования разницы: если на доме нет прибора учета, ресурсоснабжающая организация (РСО) может не принимать к оплате показания индивидуальных приборов учета, и выставлять к оплате сумму из расчета по нормативу всем жителям. Но жители оплатили лишь часть, а РСО должна получить сполна за отпущенные воду, тепло, электроэнергию. И поэтому появляются корректировки. И решения судов, по которым с управляющей организации (УО), посредника между жителями и РСО, взыскиваются долги в пользу РСО (такова судебная практика). И с УО в пользу РСО уходят денежки. Какие? Собранные на статье «содержание и ремонт»…
Несколько цитат из судебного решения (дело №А 72-3811/2010):
«Довод ответчика («ДК Засвияжского района №1», истец – ОАО ВоТГК, – Г.А.) о необходимости исчисления суммы задолженности за тепловую энергию, ИСХОДЯ ТОЛЬКО ИЗ ПЛОЩАДИ ЖИЛЫХ И НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ БЕЗ УЧЕТА ПЛОЩАДИ ЧЕРДАКОВ, подвалов и лестничных клеток ПРОТИВОРЕЧИТ нормам действующего законодательства.
В соответствии с приложением №2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, при расчете платы ЗА ОТОПЛЕНИЕ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ ОБЩУЮ ПЛОЩАДЬ ЖИЛЫХ ДОМОВ, подтвержденную данными технической инвентаризации.
К тому же общеизвестным является тот факт, что В МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМАХ НА ЛЕСТНИЧНЫХ КЛЕТКАХ УСТАНОВЛЕНЫ ПРИБОРЫ ОТОПЛЕНИЯ, А В ТЕХНИЧЕСКИХ ПОДВАЛАХ – ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, посредством которого осуществляется подача тепловой энергии в помещения в целях отопления.
Данная ПОЗИЦИЯ СУДА СООТВЕТСТВУЕТ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ, изложенной, в частности, в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.11.2011г. по делу №А72-2170/2010.
И еще цитата:
«Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, при отсутствии средств измерения, предусмотренных Правилами №Вк-4936, объем отпущенной горячей воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на ОСНОВАНИИ НОРМАТИВОВ потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы НЕЗАВИСИМО ОТ НАЛИЧИЯ У ИХ ЖИТЕЛЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРИБОРОВ УЧЕТА ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ (подпункт “а” пункта 5, пункт 10, подпункт “в” пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306). При установлении указанных нормативов ПОКАЗАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРИБОРОВ УЧЕТА ВОДЫ ВО ВНИМАНИЕ НЕ ПРИНИМАЮТСЯ.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по горячему водоснабжению допускает учет фактического потребления горячей воды одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем ИСХОДЯ ИЗ КОЛИЧЕСТВА ЖИТЕЛЕЙ И УТВЕРЖДЕННЫХ НОРМАТИВОВ потребления горячего водоснабжения.
АНАЛОГИЧНАЯ ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ ИЗЛОЖЕНА ВЫСШИМ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ Российской Федерации в постановлениях Президиума от 22.09.2009 №5290/09 и от 23.11.2010 №6530/10.»
Это – одна из реальных перспектив отмены 354-го…

НАМАГНИТИЛ СЧЕТЧИК?! ЗАПЛАТИ ЗА ПОЛГОДА!
Идеальный вариант оплаты ЖКУ, это когда в оприборенном доме в 100% квартир установлены индивидуальные приборы. Причем, когда 100% жителей платят честно, по реальным показаниям, не «раскручивая» и не «останавливая» счетчики.
О том, каких масштабов может достигать воровство в стопроцентно оснащенном приборами доме, на «Откровенном разговоре» рассказал председатель ТСЖ «Луч» Александр Потапов. Когда разница между показаниями общедомового прибора и показаний квартирных счетчиков достигла ДВУКРАТНОЙ (!) величины, Потапов решил найти фирму, которая определила бы: подвергался ли счетчик воды магнитному воздействию (магнитами уменьшают показания прибора). Опуская технические подробности (в следующий раз), сообщу об итоге: около 40% счетчиков оказались намагниченными сверх нормативной величины. Причем, счетчики дорогой воды – горячей.
Что в итоге? В итоге некоторые собственники в доверительной беседе признали за собой грешок, а многие установили новые приборы…
Это – к вопросу с неизвестным ответом: «У нас – счетчики. Почему мы должны дополнительно сверх показаний приборов оплачивать какие-то общедомовые нужды?»
Где председатель ТСЖ возьмет деньги для оплаты украденной горячей воды?
Конечно, он разбросает разницу НА ВСЕХ в виде ОДН. И на тех, КТО ВОРОВАЛ, кстати, тоже. Не компенсация, конечно, для добросовестных плательщиков, но, хотя бы какое-то восстановление справедливости. О результатах «воспитательных» мер Александра Потапова я непременно расскажу позднее…
В доме с общедомовым прибором, в котором не все квартиры оснащены приборами, уменьшить ОДН труднее: «приборное» воровство, проживание большего числа граждан, чем прописано, и бесконтрольный слив при оплате по нормативу дает просто НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ рост размера платы за ОДН.
Непраздные вопросы:
1. Как обнаружить, доказать и компенсировать факт «приборного» воровства? – Готовых рецептов нет. 354-е, кстати, за «несанкционированное» вмешательство в работу прибора учета позволяет производить перерасчет (например, для водоснабжения и водоотведения – ПО ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ТРУБЫ). Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, доначисление может быть начислено из расчета максимального периода – ЗА 6 МЕСЯЦЕВ. И максимальная сумма перерасчета может достичь нескольких десятков тысяч.
2. Как выявить пустующие квартиры и квартиры, сдаваемые под жилье? – Нет эффективного механизма…
3. Как выявить численность фактически проживающих в квартире граждан, чтобы выставить им счет за пользование ЖКУ (354-е позволяет это сделать)? – Нет законной схемы…
«У нас – счетчики. Почему мы должны дополнительно сверх показаний приборов оплачивать какие-то общедомовые нужды?»
Можно обвинить в этих трех бедах УО. Что и происходит в настоящее время. Но разве только УО виноваты в этом?..
И «хорошие», и «плохие» ульяновские УО работают практически в одинаковы условиях. В условиях нерешенных системных вопросов несбалансированности платежей, невыстроенных отношений с РСО и властью, несовершенного законодательства и прочая, прочая, уверенно ведущих к банкротству.
И выход УО видят в одном: переводе домов (именно в переводе, а не в сознательном переходе собственников) в НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, когда УО превращается из управляющей в обслуживающую, и тройные коммунальные отношения (собственник – УО – РСО) превращаются в непосредственные отношения между каждым собственником и РСО. «Аметист» был первыми, сейчас у них появились последователи…

МЕНЯЕМ КАПРЕМОНТ НА 100% ПРИБОРОВ!
19 декабря Совет Федерации одобрил закон, продлевающий срок работы Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонда) до 31 декабря 2015 года. Это – ПРЯНИК.
А вот и КНУТ: одно из условий предоставления финансовой поддержки региона по капремонту – наличие установленных общедомовых приборов учета потребления ресурсов (75% — до 1 июля 2013 года и 100% — после 1 июля 2013 года).

354-Е ЗАСТАВЛЯЕТ СЧИТАТЬ
При всех недостатках 354-го, на мой взгляд, у него есть плюс: оно ВСЕХ заставило считать. Именно неожиданные (а иногда ошибочные) результаты расчетов и подсчетов стали причиной столь противоречивой реакции. Тем не менее, 354-е дало возможность выстраивания сбалансированной системы расчетов за энергоресурсы. Бесспорно, неидеальный, подлежащий корректировке документ.
Приостановить, как и отменить, 354-е, теоретически, наверное, можно.
Но, какими будут ПОСЛЕДСТВИЯ приостановки или отмены, вот в чем вопрос.