14 декабря в региональном парламенте состоялся «круглый стол» по теме «Проблемы оформления недвижимого имущества в сельской местности». Его провел депутат комитета по аграрным вопросам, природопользованию, природным ресурсам и экологии Михаил Горшков.

Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что на сегодняшний день государство создало условия для реализации доступных для граждан возможностей оформления (переоформления) земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также оформления прав на жилые дома, возведённые на таких земельных участках. Но в этом процессе есть целый ряд сложностей. Это связано с огромным количеством существующих нормативных правовых актов и постоянным внесением изменений, неоднозначностью применения законодательной базы, недостаточной разъяснительной и информационной работой со стороны органов местного самоуправления, в том числе и через средства массовой информации.

По итогам «круглого стола» были выработаны следующие рекомендации.

1. Рекомендовать органам местного самоуправления поселений организовать и обеспечить проведение среди граждан более широкой разъяснительной работы, в том числе через СМИ и сеть Интернет; оперативно информировать их о существующей практике правоприменения, делая процедуры оформления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также оформления возведённых на них жилых домов максимально прозрачными для граждан не обладающих специальными познаниями.

Рекомендовать органам местного самоуправления поселений иметь перечни и образцы документов, которые необходимо предоставить гражданину для оформления прав на земельный участок, жилой дом, а также для осуществления строительства объектов жилого назначения и вспомогательного назначения (надворных построек), а также письменные разъяснения соответствующих прав граждан и обязанности государственных органов. При этом перечень должен учитывать многообразие возможных ситуаций, которое на сегодняшний день правоприменительная практика позволяет выявить (переоформление ранее возникших прав, первичный отвод земельного участка, оформление прав, возникших до Закона СССР “О собственности” 1990 года, наследование объектов, права на которые ранее оформлены не были, случаи бесплатного предоставления земельных участков, установления границ земельных участков, права на которые зарегистрированы, случаи оформления объектов на основании декларации и (или) кадастрового паспорта и др.).

Рекомендовать органам местного самоуправления поселений осуществлять постоянный мониторинг существующей ситуации в данной сфере, отслеживать текущие изменения действующего законодательства РФ, сложившуюся правоприменительную практику и разъяснения уполномоченных органов государственной власти, оперативно доводя до граждан соответствующую информацию.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов при реализации предоставленных им полномочий в сфере оформления прав, связанных с индивидуальным жилищным строительством граждан, уделять большее внимание существующей правоприменительной и судебной практике, а также применять индивидуальных подход при рассмотрении вопросов, возникающих в данной сфере, обеспечивая соблюдение прав и законных интересов граждан в каждом конкретном случае.

3. Рекомендовать Законодательному Собранию Ульяновской области рассмотреть проблемы реализации прав граждан на индивидуальное жилищное строительство в ходе “правительственного часа” и обсудить следующие вопросы:

– снятие с кадастрового учёта (аннулирование) земельных участков (в силу ст. 24 Федерального закона “О кадастре объектов недвижимости”), которые были сформированы за счёт гражданина, и права на которые не зарегистрированы в силу отсутствия такой возможности и обязанности в силу закона (например, земельных участков, предоставленных в аренду сроком на 11 месяцев (с последующей пролонгацией), или ранее учтённых земельных участков, не прошедших государственную регистрацию);

– повторное выставление на торги земельного участка, который ранее был предоставлен гражданину для строительства на праве аренды, срок которой истёк и не продлевался, и на котором гражданином возведён жилой дом;

– практически повсеместный отказ органов местного самоуправления от реализации права, предоставленного им статьёй 30.1. Земельного кодекса Российской Федерации, в части возможности безаукционного предоставления земельного участка в аренду гражданину для индивидуального жилищного строительства (с предварительным согласованием места размещения объекта), позволяющей существенно снизить затраты гражданина на строительство в сельской местности (особенно удалённой и с низкой плотностью жилой застройки).

4. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Ульяновской области разработать систему контроля и учёта использования земель сельскохозяйственного назначения, заключающуюся в ежегодном сборе информации о культурно-техническом состоянии земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, о фактах неиспользования и нерационального использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, ухудшения экологической обстановки, снижения почвенного плодородия информировать органы государственного земельного контроля и органы местного самоуправления, в том числе через сеть Интернет, для фактического доказательства неиспользования земельных участков при ведении судебных процессов.