Отношение к советской эпохе во власти и обществе за последние 20 лет менялось не раз – от странной смеси советизма и антисоветчины конца 80-х, да и всех 90-х годов – к ностальгии «нулевых» и, наконец, – к сознательному, ответственному переосмыслению, созревшему в 2012 году.
Сейчас уже практически всем очевидно, что опыт СССР был пусть неоднозначным, но заслуживающим пристального изучения, а отнюдь не оголтелого отрицания. И многое, хотя и не всё, что имело место тогда, может быть с успехом востребовано сейчас.
Очередной инициативой, призванной исследовать советское наследие, стал музей СССР в Ульяновске на базе мемориального центра им В.И.Ленина, создающийся по инициативе губернатора Ульяновской области Сергея Морозова. Уже 21-22 декабря там пройдёт очередное заседание Изборского клуба, главной темой которого станет примирение красных и белых, XIX и XX веков.
Обращает на себя внимание и тот факт, что решение о создании музея СССР было принято на достаточно высоком уровне. Об этом в сентябре текущего года обмолвился во время своего визита в Ульяновск министр культуры РФ, член Изборского клуба Владимир Мединский. «Политическое решение на этот счет есть», – заявил он.
Причём, судя по всему, это будет не просто исторический музей, а нечто, имеющее свой смысл, объект, транслирующий идеи – именно «идеи», а не «идею». По имеющейся информации, к оформлению музея СССР планируется привлечь лауреата премии Кандинского художника Алексея Беляева-Гинтовта. Главной темой его оригинальных работ уже много лет является СССР будущего, советские образы, помещенные в футуристическое, сюрреалистическое пространство.
Заседание Изборского клуба не случайно пройдёт на базе нового музея. Именно этот клуб является на данный момент наиболее активным экспертным центром, занимающимся разработкой актуальных идеологических моделей. Вместе с тем, музей, задуманный губернатором Ульяновской области как объект федерального значения, по мнению Морозова, должен стать отправной точкой в проекте пилотного региона, где будет фундаментально укреплена идея российского консерватизма. Долгое время в России серьёзно идеологией никто не занимался и теперь необходимо вывести, проработать механизмы реализации медийных, культурных и молодежных программ, создать хотя бы условно рабочую модель российского консерватизма. Осмысленную модель, которая бы консолидировала российское общество.
Идею создания музея СССР также приветствует лидер Международного «Евразийского движения», член Изборского клуба Александр Дугин. По его словам, советская тематика должна идти бок о бок с консервативной: «Открыл музей Ленина – открыл там же рядом храм» . Это в данном случае особо актуально, поскольку недалеко от того места, где находится мемориальный центр им.Ленин, когда-то стоял Троицкий храм, сооруженный в честь победы в войне 1812 года и разрушенный в 1936 году. В том, что бы почти одновременно создать музей СССР и начать строительство храма, глава МЕД видит как социальную справедливость, так и обращение к религиозной идентичности.
По мнению Дугина, на базе музея СССР можно проводить не только заседания Изборского клуба, но и, в частности, встречи различных современных философов, экономистов, мыслителей с местным губернатором. Кроме того, полагает Дугин, должны проводиться «…лекции, семинары, концерты, выступления разных этнических фольклорных коллективов. Там же организовать этнографические экспедиции по области, чтобы узнать свой родной край. Это очень важно – собрать реальный фольклор, любить свою малую родину. Об ульяновском патриотизме я не слышал, но его нужно сделать. Город раньше назывался Симбирск, и патриотизм нужно сделать симбирский. Город Ульяновск, а патриотизм Симбирский».
Также необходимо, по мнению Александра Дугина, создание оригинальных объектов, таких, как, скажем, «…бар “Ленин”, ночной клуб “Сталин”. Надо делать модные вещи, например, кафе “У трех комиссаров”, которое обслуживается с тужурками, а по телевизоры зачитывают приговор и показывают пытки. Ночной клуб “Сталин” – там сталинский рэп читают. Можно для этого пригласить Кача. Мог бы выступать наш друг Александр Скляр. Он крайний патриот, и очень модный сейчас, он делает замечательные концертные программы. Он жёстко стоит на евразийских позициях, и мог бы и прочитать лекцию. Или другой современный культурный деятель – режиссёр Дима Мамулия. Он делает в московском клубе Artplay очень модные мероприятия, организовал киношколу. Дима Мамулия – очень известный режиссер, тоже наш друг. Грузин, который тяготеет к евразийству».
По мнению Дугина, в Ульяновске должен на постоянной основе действовать евразийский комитет. Аналогичную инициативу уже реализовал в Белгородской области местный губернатор Савченко, создавший солидаристские антилиберальные комитеты, которые, по словам Дугина, губернатор «…с Москвой не согласовывал, а просто рассказывал по факту. И Путин в общем “за”».
Дугин убеждён, что именно евразийские комитеты должны дать содержание населению, идеологизировать его. При этом отмечает Дугин, речь идёт именно о мирной, толерантной идеологии: «Евразийский комитет учит людей, с одной стороны, разным культурам, и своей собственной в том числе – православной, консервативной, то есть осуществляет религиозно-нравственное воспитание. С другой стороны – учит истории России и края. У нас очень плохое историческое образование и историческая идентичность. Поэтому необходим также геополитический и исторический минимум плюс знакомство с другими культурами. По сути, это комитеты адаптации русских к России, то есть нас самих к миру, в котором мы живем. Нам кажется, что мы адаптированы, а на самом деле – ничего подобного. Мы утратили советскую идеологию, не приобрели новую, либеральную отбросили, и сейчас мы в вакууме, поэтому адаптация нас согреет. Нужно произвести введение русских в свою собственную жизнь».
Евразийские комитеты должны стать чем-то вроде образовательных кружков или типа сходов. «Это не политические сборы. Туда можно пригласить левых и правых, монархистов и ЛДПР. Речь идет об организации общества», – уточняет Дугин. По его словам, такой организации обществ в России пока ещё нигде, к сожалению, нет, и было бы вполне уместно начать реализовывать нечто подобное в Ульяновске. Возможно – в форме постоянно действующего Изборского клуба.
В дальнейшем, полагает он, филиалы Изборского клуба могут быть созданы в других регионах России и за её пределами. «Все в Изборском клубе положительно относятся к евразийству, – говорит Дугин. – Евразийский союз – это сейчас бренд. Мне из Екатеринбурга звонил епископ, он тоже хочет сделать там такого рода клуб. В Воронеже хотят, в Южной Осетии. И на Кавказе есть желающие. Скоро это будет везде».
По мнению Дугина, пора начинать ликвидацию капитализма и строить «…солидарное общество», в котором нормально «помогать бедным, помогать друзьям».
И здесь музей СССР сможет сыграть особую роль. «Правильная подача Советского Союза, его образов ещё никогда никем не была сформулирована, – считает Дугин. – То есть существуют различные неверные точки зрения. Первая – все, что говорили советские люди о самих себе. Это неверно, так как они не понимали себя. И если мы будет пытаться это воспроизвести некритично, мы попадем в минус. Вторая – все либеральные идеи по разоблачению сталинских репрессий – это еще более неверная ситуация. Все, что говорит либерал об СССР, вообще не подходит. Что касается осмысления Советского периода, то его еще просто нет. Музей Советского периода должен строиться как выяснение этой идентичности. А что это значит? Первое: место Советского периода в русской истории, смысл этого периода. Надо показать, что советский период был частью русской истории. Это задача музея. Как? Вопрос уже технический. Главное, показать, что Советская история – часть русской. Соответственно, в советском было что-то русское. Что – нужно показать. Это и участие серебряного века, и Клюева, и старообрядческое осмысление революции, и Сталинская новая империя, и противостояние западу. Это некая особая модель, и нужно вписать советский период в русскую историю».
Второе, отмечает Дугин, «надо показать “непричесанный” образ советского периода, то есть вещи, которые были наиболее яркими и броскими, но взгляд на них должен быть такой, какой строят Гинтовт или Сонин… Они изображают некую идеальную форму советской истории, лишенную упаднических сторон. Эта кичевая идеализация советского – это не насмешка, а, наоборот, они видят в нем то, чем он не стал, но чем он мог стать. Это возможности, героизация советского, как воплощение идеального в истории. Этот героический образ СССР может быть очень интересным».
Это, по мнению Дугина, невозможно реализовать без привязки к истории. Например, должна быть история про ГУЛАГ, но его надо сочетать с пытками Ивана Грозного, с ужасом, с отрубленными руками армянских детей в перестройку. «Да, пытали, но вот что, когда перестали пытать. Трагическая часть – тоже наша история. Нельзя делить людей на жертв и на палачей. У нас есть кровь палачей и жертв, – констатирует Дугин. – Мы сегодня – наследники палачей и жертв, красных и белых, православных и атеистических. И это наша проблема. Весь музей обращен к нам. Нас родили советские родители. Кто они? Они сами себе не могут сказать, не знают. Почему СССР? Кто его развалил? Хорошая история есть у Кара-Мурзы – “Советская цивилизация”. Его работа может служить как введение к каталогам объектов музея. Я рекомендую взять его “Советскую цивилизацию”, и на ней построить экспозицию. У него взгляд и просоветский и в то же время с дистанции. Это народнический взгляд, хороший взгляд. Прохановские некоторые замечания можно взять. Эстетические работы Гинтовта и Сонина могут служить камертоном к этому музею».
Дугин не сомневается, что в такой музей люди будут ехать со всей России, ведь Москве и Питере много либералов и западников, которые не дадут создать нечто подобное в этих городах. «А в Ульяновске можно сделать. Нужна ликвидация либерализма», – заявляет Дугин.
И начать надо, напоминает он, с постановки в центр вопроса об идентичности – должны быть региональные программы по истории края и государства, истории разных этапов, нужно приглашать разных людей, историков, которые бы вели программы, пересказывали бы Гумилева. «У меня есть очень емкий курс по геополитике России, есть книжка, учебник, есть курсы лекций, – сказал Дугин. – Такого больше нигде нет. Это был оригинальный проект, и он воплощен. И эти знания необходимы, чтобы жить сегодня. Историю необходимо понимать. Кто мы? Какова Россия? И эта идентичность, от глобальной русской до региональной, этому надо посвящать фильмы, рекламу, лекции, сериалы, встречи с историками, с регионоведами. Но могут быть и символы. Подумать, как разбить интеллектуальный дискурс на отдельные фрагменты и превратить в клипы, в рекламный ролик».
Также Дугин предлагает реализовать проект «Кто мы – россияне?». Взять и изобразить то же, что мы говорим в текстах, изобразить с помощью серии микроклипов, мультфильмов. «Смысл либеральной идентичности в том, что каждый за себя. И все клипы, рекламные ролики говорят: будь первым, обращай внимание только на себя, ты лучший, ты молодец, успехов тебе, хорошего шанса. Это все программирование совершенно не русского сознания. Русское сознание – это любовь к другому, солидарность. Можно сделать социальную рекламу 10 заповедей. Не просто написать: не убий, а снять микроклип (не убей – убивают ребенка, не укради – чиновник идет с деньгами – вот она, борьба с коррупцией). И не укради не потому, что тебя поймают, а это вообще противно, некрасиво, не по-христиански, не по-русски. Или сейчас есть реклама? Я русский, я не пью. Кстати, действует. Русский значит трезвый. Это как-то по-дурацки звучит, но кто-то продвигает эту линию, и это действует. Например, не укради – это по-русски. Придумать социальную рекламу на региональном уровне, взять бюджет. И может эти 10 заповедей станут рекламой, которая подействует. И также брать в виде рекламных коротких серий историю России. Кто мы? Тут ничего не рекламируешь, и люди могут такой социальной рекламе начать доверять», – Дугин убеждён, что доверие к средствам массовой информации можно восстановить через рекламу хорошего.
Другое оригинальное предложение Александра Дугина – православное «За стеклом», в которое можно было бы посадить нормальных людей и послушать, о чем они говорят. «Это все будет по-другому, это взорвет все. Сейчас же отбирают для шоу кретинов, худших. Это специально делают. И вместо того, чтобы их спасать или облагораживать, их делают ещё большими свиньями. Это все искусственно. Делают мир уродов. А надо делать мир нормальных людей. И эти реалити-шоу могут быть совсем другими. Был когда-то проект «Реальная страна» как она есть. И это надо делать не в Москве, а в регионе. Сейчас двигаются процессы в Белгороде, Воронеже, на Кавказе. Постепенно мы должны все охватить. Надо найти историков, социологов, патриотов», – убеждён Александр Дугин.
Стоит обратить внимание и на то, какие символы сопутствуют новой инициативе. Немаловажно то, что именно в Ульяновске родился человек, ставший пусть неоднозначной, но всё же личностью планетарного масштаба.
Герб Ульяновска – это столб. И это можно рассматривать как идеологическую опору российской государственности.
Наталья МАКЕЕВА