День 21 декабря многими ожидался как конец света. Но только не в Ульяновске (старом Симбирске). Морозным солнечным утром здесь прошло первое пленарное Изборского клуба, известного многим как сообщество интеллектуалов, приверженцев консервативной идеологии, борцов с засильем либерализма и западничества в русской политической действительности.

Тема и место проведения выездного заседания Клуба было выбрано не случайно. В повестке дня стоял вопрос поиска путей преодоления метафизического разрыва эпох – имперской России, страны советов и современной Российской Федерации. Единая историческая нить, связующая эти столь разные временные интервалы, оказалась разорванной: разные оценки, интерпретации, штампы и клише, отсутствие органической совместимости и логики повествования. Все это создавало и создает реальную проблему расчлененности нашей истории, поляризации взглядов и оценок, отсутствия основ и обоснований настоящего в прошлом.

Ульяновск же, как город, явивший миру фигуру вселенского масштаба, перевернувшую царскую Россию и построившую на ее обломках СССР, Владимира Ленина, оказался как раз тем уникальным местом, где данное противоречие эпох, исторический разрыв должен был быть преодолен, где должны были бы подысканы интеллектуальные основы и схемы «сшивки» времен. И если Изборск, давший название Клубу, призван был отображать время начала Руси, то город служивых дворян Симбирск, а впоследствии родина Ленина Ульяновск выражал скорее времена слома империи Романовых и построения новой империи социалистических республик.

День первый. Примирить красных и белых.

Открывая заседание Клуба, его председатель, известный публицист и общественный деятель Александр Проханов ясно и однозначно определил миссию возглавляемого им сообщества единомышленников – «Наша задача выработать идеологический концепт, по которому могло бы развиваться наше государство». По словам Проханова, в настоящее время мы лишены вектора собственного развития, матрицы смыслов и ценностей. Господствующая в идейной и политической жизни идеология либерализма оторвана от наших исторических корней и нашего органического начала. И не в последнюю очередь причина такового положения дел – неразрешенный конфликт красной и белой эпохи, разрыв времен.

Белая эпоха – самодержавная и православная империя, красная – советская, включающая в качестве центрального места сталинский проект возрождения этой самой же империи, но на другой идеологической основе. Но между ними, по словам Проханова, не такая уж глубокая пропасть, у них единые начала. Не прав, тот, кто видит в советской эпохе время бездуховности, отсутствие «великих идей и идеалов». Построение справедливого общества – это ли не великий проект «царства Божия на земле».

Самый трагический и мистический период советской истории – Великая Отечественная война, война, ставшая священной … а значит и победа в ней священна, и ее герои, причастны к святости. Они, пожертвовавшие жизни ради жизни других, ради своего Отечества, ради спасения – не причастны ли жертве Христа?

В конце своего выступления, Проханов привел замечательный образ, подсказанный ему одним священником – образ будущего символа, памятника примирению этих двух исторических эпох: центральная фигура женщины (девы, матери, Богородицы) и преклонившие перед ней колени двух бойцов, одного в белогвардейской форме, а второго в кителе красноармейца.

Поддержавший Проханова выступавший сразу после него владыка Иннокентий особо подчеркнул, что примирение и покаяние – одна из центральных тем церковного предания, церковной жизни. «Эта тема к небу вопиет, без осознания вины, без покаяния – невозможно и примирение, если мы понимаем, что наша совесть спит, значит, она уже просыпается», отметил священнослужитель.

Следующим слово взял профессор МГУ Александр Дугин. «История – это не набор последовательно происходящих фактов, история – это их интерпретация», отметил он. История – наука гуманитарная, она «пишется» из представлений человека, его мировоззренческих и ценностных установок. Потому, нет никакой единой истории – есть борьба интерпретаций, борьба мифов. И мы должны бороться именно за свою версию, за свою историю. Сейчас, по мнению профессора, в обществе господствует навязанные либеральными силами интерпретации нашей отечественной истории как набора недоразумений, сменяющихся друг друга «темных веков» дикости и варварства. Наше государство представляется как архаичное, которое нужно насильственно модернизировать и подтянуть к западным идеалам и лекалам.

В свою очередь «западные идеалы», признаки цивилизованного и современного общества сейчас далеко не бесспорны и однозначны. И здесь Дугин приводит в качестве примера мнение одного депутата Европарламента, считающего, что степень цивилизованности общества проявляется в его терпимости к гей-парадам. «Этого ли мы хотим, к этому ли мы стремимся», отмечает Дугин, подчеркивая, что такая парадигма зачастую является господствующей и транслируется нашем молодому поколению и детям.

Приводя образное сравнение Гуссерля истории – как музыки, где общее звучание и каждую ноту модно понять только в связи с предшествующей ей и следующей, Дугин отмечает, что мы имеем сейчас какофонию, возникшую от указанного выше разрыва нашей исторической действительности.

Как нам понимать, как интерпретировать советскую эпоху, задается вопросом Дугин. И в качестве аналогии вспоминает Вебера – если западный капитализм есть порождение протестантизма, его этики, то русский коммунизм и социализм – есть не что иное, как продукт исторического развития православия, в его поисках гармонии и вселенской справедливости, построения рая на земле, здесь и сейчас.

Советскую и предшествующую ее царскую Россию объединяет намного больше, чем кажется на первый взгляд. И главное здесь – неприятие либеральных начал, отрицание примата частного, над общим, господства индивидуализма над соборностью. В этом Дугин видит единство нашей истории. «Русский – это тот, кто любит, кто жертвует», подводит итог своему выступлению Дугин.

Известный тележурналист и публицист Максим Шевченко, в первых словах своего выступления отмечает символичность выбора места и темы заседания Клуба. «Мы – нация поэтов, для нас метафора – это главное. Весьма знаменательно, что именно Симбирск – Ульяновск – это то место, где вновь начинаются разговоры о будущем России, о путях ее преображения», отмечает журналист.

Подчеркивая актуальность темы и роль Изборского клуба в ее развитии и разрешении, Максим Шевченко указывает на то, что мы не первые, кто делает попытку найти органическую связь времен и смысл происходящих в первой середине прошлого века в России событий (веховцы, Н. Устрялов и др.).

Мир и действительность мы понимаем через человеческое. Ведь не даром человек – наместник Бога на земле. Первый человек – Адам, был наделен правом дать имена всем вещам и животным, нет человека – нет мира, нет истории. «Если нет Гамлета – то и история не нужна», образно подмечает Шевченко.

Русская революция, по его мнению, не случайное событие. Это результат проявления и усилий органических сил нашей страны и тогдашнего общества. Романовская империя была создана по западным, петровским лекалам и в сущности своей входила в противоречие с началами жизни евразийских народов, ее населявших. Отсюда и бунты, целый бунтарский век. Клятва, данная Романовым на Земском соборе его избравшем, была нарушена. Элита страны стала чужой для страны, она говорила на чужом языке, жила идеалами и ценностями, далекими от своей страны. И это не могло кончится ничем иным, как бунтом и взрывом.

Чтобы не допустить ошибок прошлого, нужно перестать стесняться быть тем, чем ты являешься на самом деле… «быть русскими татарами, чувашами, кавказцами — важно просто быть самим собой!», отметил Максим Шевченко.

В развитие поднятой темы выступали и многие другие члены Клуба. Генерал-полковник ЛеонидИвашов, обращаясь к присутствующей в зале молодежи, заметил, что именно им предстоит полностью осознать и написать историю русской революции. Чем она являлась – бунтом и военным переворотом, или исторической революцией, какова роль в этих событиях представителей определенных национальных меньшинств, заполонивших впоследствии все верховные органы революционного красного управления.

Директор Института проблем глобализации, экономист Михаил Делягин весьма удачно описал в своем кратком выступлении эволюцию идейных противников изборцев – либералов, прошедших путь от защиты свободы всех и каждого, к защите своей личной свободы и личной собственности, отступивших от идеалов равной конкуренции к управляемым монополиям транснационального бизнеса и пр.

Эмоциональным и образным получилось выступление православного священника и по совместительству ученого и преподавателя экономики Александра Меняйло. Он отметил важность духовно-нравственного начала в сфере хозяйственного, в сфере экономики. Бездушный и лишенный моральных ценностей и Бога капитализм плодит лишь конкурентов и врагов…

День второй. Ульяновск – как столица евразийского союза. Музей СССР – как проект примирения эпох.

Второй день работы Изборского клуба имел уже более практическую направленность. Настало время «ответного слова» и самого региона, принявшего гостей.

Открылся день с круглого стола, объединившего экспертов клуба и региональных представителей культуры (краеведов, руководителей культурных учреждений и др.) во главе с министром искусства и культурной политики Ульяновской области Татьяной Мурдасовой.

Темой диалога стал поиск путей сосуществования и взаимодополнения культуры и идеологии.

Ульяновская область, по словам Татьяны Мурдасовой, один из немногих регионов, где культурная политика приобрела свою особую цель и миссию – воспитание нравственных начал и любви к родному краю, пропаганде общечеловеческих ценностей, привитие культурных кодов.

Фамилии известных земляков – Карамзина, Гончарова, Пластова – стали для региона не просто «священным, но мертвым грузом», но являют собой магистральные пути и основные направления крупных и ярких культурных мероприятий и событий, теми культурно-историческими «маяками» и символами, благодаря которым регион и его население ищет свою идентичность, свою особенность и уникальность.

На повестке дня региона вопрос нового раскрытия темы Ленина и советской эпохи в целом. Материальным выражением этого проекта призван стать Музей СССР в городе Ульяновске.

«Честь вам и хвала, что бьетесь за культуру», так начал свое ответное слово профессор Дугин. По его словам, нам необходим некий культурный крестовый поход против главной угрозы нашего времени – общества победившего Хама. Под этим емким образом Дугин понимает господствующие в современном обществе либеральные установки, где во главу угла ставится индивидуальное и частное, сиюминутная выгода, личная победа за счет остальных. Мы обязаны это преодолеть.

В качестве одного из механизмов исправления ситуации Дугин видит активность на местах, самоорганизация неравнодушных людей в специальные объединения (комитеты), призванные нести в массы альтернативные точки зрения, установки, ценности – своего рода новое «хождение в народ» в целях его просвещения.

Поддерживая позицию своего коллеги, Проханов в свою очередь приводит еще более жесткие эпитеты и сравнения – «наше общество уродливо», отмечает он, мелкие ценности, мелкие устремления. При том, что в изначальном мы имели совершенно другие культурные коды, наши предки жаждали жить в справедливом обществе, построить рай на земле, сделать рывок к бесконечному, к высшему идеалу.

Другой член Клуба – директор центра геополитических экспертиз Валерий Коровин, вспоминает слова Достоевского о русском человеке – как всечеловеке, ответственном за все человечество в целом. Мы потеряли это ощущения себя, скатились к жажде личного благополучия, быстрой и не обременительной наживы.

Подводя краткий итог состоявшего обмена мнений, политолог и эксперт Дмитрий Ежов еще раз подчеркивает изначальную задачу состоявшегося круглого стола. «Мы хотели выстроить мост между федеральными идеологами и региональными экспертами и деятелями культуры и власти. Необходим взаимообмен и помощь друг другу», отмечает он.

Откликаясь на этот посыл, гости и хозяева договариваются о подписании протокола о намерениях и сотрудничестве. Изборский клуб готов выступить экспертной площадкой и мозговым центром по выработке и оценке региональных проектов культурного развития, соответствующих программ и концепций.

Последним в программе мероприятий Изборского клуба на ульяновской земле стал круглый стол (в режиме мозгового штурма), призванный начертать общие подходы к созданию на территории Ульяновской области Музея советской эпохи (Музея СССР).

Общую задачу четко формулирует в своем выступлении перед членами Изборского клуба Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов: «Мы хотим, чтобы наши жители гордились местом, где они родились и живут», подчеркивает Морозов. Наш город дал стране Ленина, сделавшего как много великого и позитивного, так и много спорного…настало время собирать камни, давать объективную и непредвзятую оценку прошедшей советской эпохе.

Ульяновская область научилась привлекать инвестиции – как залог будущего экономического благополучия, теперь – на повестке дня, по словам Губернатора, возрождать самосознание, чувство общности и величия родного края у его жителей. Для этого уже многое сделано – здесь и герб губернии (символизирующей корону, поддерживаемую колонной) и девиз региона (опора души и державы) и символ области – солнечный орел.

Взявший слово профессор Дугин особо подчеркивает, что идея создания Музея СССР уникальна и своего рода гениальна. Делится Дугин и сформулированным им концептом этого объекта. Исходя из представления, что любая история – это не набор фактов, а набор мифов, Дугин выделяет два полярных мифа-представления об ушедшей эпохе, своего рода рай и ад, черное и белое, внешнее и внутреннее. Выявляя четкую периодизацию тех времен (период Ленина – революция и создание СССР, затем сталинский проект построения новой империи и брежневский этап застоя и упадка ) Дугин предлагает разбить экспозицию этих периодов на две равновесные части (верхнюю и нижнюю). Верхняя показывает все то позитивное, что было в это время, демонстрирует достижения, победы, успехи советской эпохи, нижняя же, по сути, показывает изнанку и «цену» этих побед в виде жертв, разрушений, ГУЛАГов, притеснений свобод и т.п. Таким приемом достигается цельность понимания и оценки, достигается баланс и компромисс между полярными оценками и интерпретациями.

Заканчивая свое выступление, Дугин, останавливается и на другой возможной исторической роли Ульяновской области – стать своеобразным центром образующегося Евразийского союза. «Вы могли бы стать местом проведения основных мероприятий союза, через Ульяновск федеральная власть могла бы мягко транслировать общеобъединяющие призывы своим внешнеполитическим партнерам», подчеркнул Александр Дугин.

Заключительным аккордом заседания Изборского клуба стало утверждение итогового документа – обращения Клуба и руководства Ульяновской области на имя Президента РФ В.В. Путина с предложением поддержать идею проекта создания Музея СССР в Ульяновске как составляющего элемента празднования 100-летия со дня образования СССР в 2022 году. Члены Изборского клуба в своем обращении особо обратили внимание глав государства, что реализация указанного проекта послужит достижению общественного согласия по вопросу оценки предшествующего этапа развития нашего государства, заложит основы преемственности и стабильности в оценках нашего прошлого и настоящего, залогом устойчивого движения вперед.

Поводя итог, можно с уверенностью отметить, что второе крупное заседание Изборского клуба явилось первым успешным примером практической реализации и воплощения идей и концепций, легших в основу создания этого уникального сообщества. Клуб не стал «сборищем мыслителей, не выходящих за пределы Садового кольца», а продемонстрировал готовность и способность включаться в жизнь российских регионов, выстраивать смыслы, реализующиеся «на земле», в реальной действительности. Сила России – в ее регионах. И Изборский клуб – на правильном пути.
Фото – Ольга Куракина и портал “Ульяновск – культурная столица”.

Видео с пленарного заседания Изборского клуба (автор – Эдгар Краскаускас)
Выступление Максима Шевченко:

Выступление Александра Проханова: