На прошедшей неделе политики и журналисты начали подводить итоги уходящего года. Об Ульяновске можно сказать, что за 2012-й он, если и не шагнул на более высокую ступень, то уж точно не опустился, сохраняя «столичные» претензии. Обзор итогов двенадцати месяцев мы сделаем по их завершению, а пока вспомним главные события недели.

Годовой баланс
На неделе сразу несколько сетевых обозревателей подвели итоги 2012 года для города и области.

Блогер Симбиблис провёл «разбор полётов», сравнив рабочую дневную повестку ульяновского губернатора и правительства Татарстана, а также авиационный пассажиропоток нашей авиастолицы и Казани. Он подытожил информацию не в пользу Ульяновска, назвав его «городом праздников, симпозиумов, конференций, надувных самолетов и резиновых лётчиков». «Тем, чем занимается губернатор Морозов с декабря 2004 год никто, кроме чиновников, приближенных к власти, назвать работой не могут,» – написал Иблис.

Его категоричность вызвала спор среди комментаторов. Одни посчитали блогера «злым человеком» и стали приводить доводы, говорящие об успехах губернатора Сергея Морозова. Другие стали критиковать не только итоги работы областного руководства, но и сам стиль управления, ссылаясь на растущую продолжительность совещаний и понижающуюся их эффективность. Удобным поводом для этого стал новый рекорд по продолжительности аппаратного совещания в правительстве в понедельник. Юрий Хомяченко занял нейтральную позицию, объявив «креативность» Морозова практическим применением теории решения изобретательских задач.

«Улград» в своих итогах года, как и всегда, иронизировал, назвав десять самых ярких ульяновских мемов. Хотя ко многим из них приложили руку и мы, но согласимся, что список этот можно было расширить за счёт позитива. Из десяти мемов положительной коннотацией обладает, пожалуй, только «Клюква».

Есть среди слов и выражений, представленных «Улградом», и абсолютно виртуальные явления. Так, к примеру, и не случилось «базы НАТО», о которой было столько шума, а девиз «Подпёрта честию» – это мем, специально запущенный областными властями. Сравнивая в связи с этим «креативность» ульяновских и федеральных чиновников, нужно отдать пальму первенства первым: федералы из пиара делают проблемы, а наши из ничего – пиар.

Самым позитивным обзором уходящего года стал хит-парад от Константина Салмина. Сопоставляя его номинации с теми, что были на Улпрессе 2011 года, мы пришли к выводу, что общественная жизнь Ульяновска не только заметно оживилась, но и существенно изменилась по своей сути. Количество переросло в качество. Теперь можно, к примеру, выбирать лучший торговый центр, кинотеатр или клуб. Лучший концерт, форум и медийный проект. Со многим в «Топе» Салмина можно согласиться, благо, что Улпресса и наши друзья приложили свои усилия к некоторым из отмеченных им проектов.

Беспалова отдаёт себе отчёт
Подводит итоги работы и глава города Ульяновска Марина Беспалова. Она дала развёрнутое интервью, в котором рассказала о женской душе России, об успехах и планах. В ответ она получила семь десятков злобных откликов наших читателей. Комментаторы не преминули пофилософствовать о женском начале и ссылались на плохую память, тужась вспомнить успехи мэра.

Помимо упомянутой статьи Марина Павловна провела встречи в трёх районах города, выступив с отчётом о проделанной работе. Недоброжелатели посетовали, что о месте встреч становилось известно буквально накануне, что делало присутствие на них всех заинтересованных жителей и журналистов практически невозможным.

Мы же, суммируя все отчётные тексты, честно признаем прогресс. Марина Павловна стала отчитываться за вверенную ей «грядку». Согласимся и с теми комментаторами, которые сравнивают женщину, стоящую во главе Ульяновска, с её предшественниками. Они хоть и обладали мужским достоинством, но не брали на себя ответственность за свои дела даже в форме отчётных текстов и встреч. Александр Пинков, скажем, так и не отчитался за проделанную работу по своей предвыборной программе.

Пожелаем руководителю нашего города успехов в новом году! Пусть все планы исполнятся!

Кстати, для этого неплохо было бы почитать и о планах на 2013 год. Мы, конечно, верим Беспаловой на слово, но официальная бумага – всегда надёжней, чем интервью. Пока же нам известно лишь, что город будут благоустраивать, но благоустройство находится ещё на стадии концепции. Да и та пока не разработана – на это дело заложены традиционные пять миллионов рублей. Почему все заказные концепции стоят у нас пять миллионов? Хотя это, наверняка, будет для города дешевле, чем бордюры и плитка без концепции.

Путина пугали взрывом в Димитровграде
Глава государства на неделе решил пообщаться с народом, точнее, с журналистами. Пишущая братия атаковала Владимира Путина самыми неудобными вопросами, устроив президенту «Болотную».

Мы ожидали от ульяновской делегации чуда – раньше нашим журналистам не доводилось интервьюировать президента в прямом эфире. Марина Матвеева, находившаяся на пресс-конференции, сообщала в твиттере, что, нарушая все правила, постоянно тянула руку, а женщины-журналисты вокруг просто стонали, чтобы обратить на себя внимание альфа-самца. Задать вопрос от ульяновцев смогла лишь журналистка димитровградской газеты «Большой Черемшан» Анастасия Субаева, до этого мало известная. Её вопрос касался роста оплаты за жилищно-коммунальные услуги, о котором мы писали в прошлом обзоре. Анастасия заняла позицию эмоционального предчувствия революции, описанную нами.

Владимира Путина не испугали слова о возможном общественном «взрыве» – он занял позицию рационалиста, пообещав «посмотреть», что происходит в Ульяновской области, предварительно назвав три причины роста цен, буквально повторяя наши обзоры. В беспределе, по Путину, виновны монополизм, непрозрачность и аффилированность с властью организаций в сфере ЖКХ.

Реакция губернатора Сергея Морозова и его пресс-службы оказалась незамедлительной. Встречаясь в Москве с премьер-министром Дмитрием Медведевым, он обсудил с ним возможность приостановления действия постановления №354. Новость об этом ещё до конца разговора Путина с журналистами анонсировала Марина Матвеева, а затем информация была распространена официально. Тональность сообщения указывала на то, что губернатор героически встал на защиту интересов жителей области. Роли оказались расписаны в соответствии с нашими прошлыми обзорами темы.

Какие же реальные последствия всей этой пиар-кампании? Глава администрации города Ульяновска Александр Букин дал поручение, чтобы руководители ульяновских управляющих компаний совместно с директором филиала «Регионального информационного центра» Виктором Сакуном проанализировали жалобы горожан на высокую кварплату. Они должны выверить площади мест общего пользования и произвести перерасчет за поставку тепла.

Какие кадровые и управленческие решения примет в понедельник глава региона, пока не известно. Наблюдатели прогнозируют гром и молнии для министра Сергея Гигирева, однако это было бы очень примитивным выходом из ситуации. Здесь нужна серьёзная работа со всеми участниками движения денег. Мы уверены, что вопрос Анастасии Субаевой был отработан заранее, следовательно, административные рецепты решения проблем имеются и будут применены. Посмотрим, какие.

Не взрыв, так революционная ситуация
Вместе с журналистами и чиновниками на вопрос Анастасии оживились и оппозиционеры. Ульяновские коммунисты восприняли идею «взрыва» и стали буквально призывать к активным действиям.

Депутат Заксобрания области Вячеслав Алексейчик посоветовал ульяновцам не платить за общедомовые нужды. Алексейчик считает, что нормативы на услуги по тепло- и электроснабжению мест общего пользования непомерно завышены, а сами услуги не оказываются. Депутат также советует писать письма губернатору Сергею Морозову с объяснением саботажа.

Последний раз в России подобные призывы звучали от депутатов разогнанной Госдумы в революционном 1906 году. Похоже, ульяновские коммунисты всерьёз восприняли наши исторические аналогии, и считают, что в России сложилась революционная ситуация. Об этом на днях заявил лидер местного отделения партии Александр Кругликов.

Пока доводы наследников революции не очень убедительны – не хватает ряд признаков национального кризиса, о которых писал Ленин.Тем более, что несистемная оппозиция у нас загоняется всё больше в угол, а системные политики ни на что кроме заявлений, по мнению наших комментаторов, не способны.

На этой неделе крайняя оппозиция была озабочена принятым постановлением регионального правительства об определении специально отведенных мест для митингов на территории Ульяновской области. В документе содержится список мест, где можно будет проводить массовые акции с числом участников до ста человек без предварительных согласований с органами местной власти. В первом варианте предложенный облправительством список площадок раскритиковали члены общественной палаты. Документ, как это всё чаще происходит, был скорректирован.

В Ульяновске протестующим выделили три площадки: сквер у Детского мира на улице Гончарова, площадку перед ДК УАЗа, и участок перед административным зданием на проспекте Ленинского Комсомола.

Оппозиция в лице Константина Трошина недовольна тем, что на данных площадках можно собираться, только заранее представив регламент мероприятия, что, по сути, равноценно существующей системе. Также оппозицию настораживает риторика людей, говорящих от имени власти. Если ранее они уверяли, что принятие списка мест не отменяет права собираться где-то ещё в рамках существующего законного порядка, то теперь многие из них проговариваются об установлении «разрешённых мест для митингов». Лишь автор списка мест, областной чиновник Дмитрий Абросимов, в своём комментарии подтвердил, что принятие списка никак не ограничивает ульяновцев собираться в других местах.

Предположим, что популярностью будет пользоваться только площадка в центре города, что проведение мероприятий «Единой Россией» никак не будет меняться в связи с принятием списка, а оппозиционеров будут загонять на отведённые ей места. Но, если, действительно сложится революционная ситуация, то уместиться всем митингующим на площадке у Детского мира будет очень сложно.

Ульяновск – столица России
Всякого рода революций нам придётся опасаться, если мечта губернатора Сергея Морозова сделать Ульяновск «столицей всего» осуществится.

В режиме тонкого правительственного троллинга на днях глава российского правительства Дмитрий Медведев и министр экономического развития Андрей Белоусов предложили Морозову перенести столицу России в Ульяновск. «Столица была в Ленинграде – Ульяновск тоже хорошее название», – заявил премьер на заседании правительства. Наш губернатор поблагодарил федеральных коллег и отказался: «На самом деле у нас есть ещё масса проблем, из-за которых Ульяновская область не может реально претендовать на этот замечательный статус».

Вопрос со столицей был бы исчерпан, если б после возвращения в Ульяновск глава региона не сообщил о том, что Москву необходимо разгружать от разного рода головных и руководящих учреждений. Об этом он заявил, выступая перед московскими экспертами на заседании Изборского клуба. В планах Морозова перевод в Ульяновск головных структур в сфере авиации, а также тех структур, которые связаны с евразийской интеграцией (в первую очередь культурно и научного характера). Оказывается, губернатор давно мыслит уже не масштабами России. Ульяновск – евразийская столица.

Столица евразийцев
На современном витке развития Ульяновск осилил лишь роль столицы евразийцев, которые на два дня приехали сюда, чтобы принять участие в третьем заседании Изборского клуба. Кроме основного заседания в зале Карамзинской библиотеки состоялось несколько встреч и круглых столов, которые были посвящены культуре, геополитике и созданию в Ульяновске Музея СССР. Основную заявленную тему – примирение «белых» и «красных» – судя по твитам, так никто и не прочувствовал. Комментаторам осталась непонятна цель сего представительного экспертного обсуждения.

Практическая сторона дела у происходящего всё же есть. Это проект федерального Музея СССР на базе Ленинского мемориала и других объектов существующей и планируемой туристической инфраструктуры. Губернатор поддержал обращение изборцев к Владимиру Путину с предложением создать рабочую группу по подготовке празднования 100-летия СССР. Базовым центром подготовки и празднования должен стать музей в Ульяновске. Это означает серьёзные финансовые вливания в некогда процветающую туристическую отрасль города.

Более важно заседание клуба с точки зрения метафизической. Московские гости впитали, насколько смогли, в себя ульяновскую атмосферу, в которой выросли великие люди, наши земляки. Это соединение должно мистическим образом породить расширение духовного пространства России с последующим вовлечением в этот процесс экономики, внешней политики, демографии. Для поддержания связи московских мыслителей и симбирской экосистемы создаётся региональное отделение Изборского клуба. Его работу организует политолог Дмитрий Ежов.

А самым, может быть, главным итогом стал прецедент подписания рамочного соглашения между исполнительной властью в лице ульяновского министра культуры Мурдасовой и лидерами изборцев в лице Проханова и Дугина. Соглашение предусматривает пока только намерения о сотрудничестве, но это уже шаг. В перспективе заявлено «вшивание» пропаганды традиционных для России ценностей в работу региональной культуры.

Таким образом, Ульяновск в очередной раз оперативно отреагировал на призывы Москвы: не успел Владимир Путин сформулировать очередное крылатое выражение, как мы уже пытаемся выявить и установить «духовные скрепы» для российского общества и постсоветского пространства.

О том, станет ли Ульяновск центром мира, обязательно напишет Улпресса. Читайте нас.