На декабрьском заседании Законодательного Собрания депутаты исключили из перечня приватизируемых в 2013 году государственных предприятий Вешкаймский, Новочеремшамский, Инзенскйй, Ульяновский и Жадовский лесхозы.
Комментируя это решение, председатель комитета регионального парламента по бюджету, налогам и предпринимательству Алсу Балакишиева отметила:
– Когда мы организовывали областные государственные лесхозы, назначали их руководителей, мы подразумевали, что они будут выполнять возложенные на них функции. Очевидно, что с этими задачами они не справляются. Руководители лесхозов должны будут отчитаться перед областным парламентом о своей хозяйственной деятельности: они должны пояснить, почему лесхозы сегодня убыточны, почему происходит их неявное банкротство.
Не секрет, что в лесном хозяйстве региона не все в порядке: то тут, то там происходят самовольные вырубки деревьев. Ущерб исчисляется сотнями тысяч рублей.
Ранее в каждом районе области были лесхозы, которые занимались всем комплексом работ: лесозаготовками, уходом за лесом, посадкой деревьев, лесопереработкой, выделением делянок частным лицам, контролем за состоянием лесов, борьбой с пожарами. С принятием в 2006 году Лесного кодекса лесхозы были преобразованы в областные государственные унитарные предприятия и значительную часть лесов передали в аренду. Арендаторы-частники, которые, как правило, занимаются лесозаготовками и ни за что больше не отвечают, начали снимать «сливки» в виде прибыли. Государственным предприятиям приходится проводить затратные мероприятия по лесовосстаиовлению, уходу за лесом, платить «белые»
зарплаты, налоги в полном объеме… В итоге большинство ОГУПов стали экономически неэффективны, многие из них оказались в предбанкротном состоянии.
Контроль за ведением лесного хозяйства тоже хромает. В настоящее время в региональном Минприроды в среднем на один район области приходится 10-15 представителей, которые выполняют контрольные функции. Естественно, этого недостаточно. Как следствие – то в одном месте, то в другом обнаруживаются вырубки, и к ответственности арендаторов привлечь сложно.
С акционированием ОГУПов влиять на ведение лесного хозяйства со стороны областной власти, по мнению специалистов, станет практически невозможно, и лесной беспредел распространится еще больше. Поэтому отказ от акционирования лесхозов вполне закономерен.
Вместе с тем ситуация в лесном хозяйстве остается сложной, и
как она будет развиваться, сказать трудно. Очевидно, что лес – это стратегическое богатство страны, и у него должен быть ответственный хозяин, подотчетный государству. На сегодняшний день Россия входит в число стран-лидеров по незаконной рубке леса наряду с Бразилией, Камеруном, Габоном, Индонезией и Малайзией. Нелегальные вырубки составляют более 80 процентов всех нарушений лесного законодательства РФ.
Специалисты отмечают, что борьба с уничтожением леса должна приобрести системный характер. Она должна включать совершенствование лесного законодательства, выстраивание эффективной системы органов контроля, усиление административной и уголовной ответственности.