В статье на примере Ульяновской области рассматривается роль личных блогов в формировании политического имиджа региональных лидеров

Политическим лидерам в современных условиях приходится иметь дело с технологическими вызовами, которые могут существенно повлиять на карьерный рост и публицитный капитал(1). У каждого пользователя сети Интернет появилась возможность создать личный блог – личный интернет-дневник, который, по сути, выполняет функцию персонального средства массовой информации и форума для обсуждения различных проблем, инициатив и предложений. Это является вызовом, который ставит под вопрос профессиональные компетенции политических лидеров, будь то государственные служащие исполнительного, законодательного или федерального органов государственной власти(2).
Использование компьютерных технологий рассматривается президентом России и губернатором Ульяновской обл. как необходимый элемент в работе современного госслужащего. В Ульяновской обл. работе в сети Интернет уделяется повышенное внимание. Регион является единственным в России, где с января 2011 г. все члены правительства и директора департаментов по поручению губернатора в обязательном порядке ведут свои блоги в различных социальных сетях(3). Сам губернатор Сергей Морозов ведет три блога в социальных сетях Twitter, Живой журнал и ВКонтакте. В контексте высказывания экс-президента России Дмитрия Медведева: «Я считаю, что если госслужащий не умеет пользоваться компьютером и не знаком с тем, как вести себя в интернете, он просто подлежит увольнению, потому что он профессионально непригоден»(4),–руководители Ульяновской обл. заранее получили политический иммунитет от риска увольнения. Благодаря дальновидности губернатора Ульяновской обл. С. Морозова, регион и его лидеры – чиновники высшего звена автоматически подтвердили свое лидерство в сферах Интернета и информационно-коммуникационных технологий. Несмотря на сомнения ряда экспертов и критические выступления в средствах массовой информации, уже к середине 2011 г. Личные блоги руководителей Ульяновской обл. стали одними из ключевых генераторов контента для СМИ, а руководители – продвинутыми пользователями сети Интернет через мобильные телефоны и планшетные компьютеры.
Можно сделать предположение, что создание и ведение личных блогов в столь массовом формате(5) позволило упрочить лидерские позиции как руководства Ульяновской обл. в целом, так и отдельных ее руководителей в частности. Помимо повышения открытости и доступности власти, установления новых социальных связей, блоги стали инструментами для решения прикладных политических задач и выполнения смежных функций. Во-первых, блог позволяет сделать замер общественного мнения. Он позволяет провести опрос среди его посетителей на любую тему и практически мгновенно получить ответ. Важно, что отвечать на вопросы будут люди, которые заинтересованы или имеют отношение к затрагиваемой теме, т.е. представители целевой аудитории руководителя. В данном случае блог выполняет функцию социологической службы.
Во-вторых, блог позволяет организовать выброс в публичное пространство социально значимой информации. Реалии рыночной экономики свидетельствуют о том, что для донесения информации до целевой аудитории необходимы финансовые средства. Печатная площадь, эфирное время и труд сотрудников редакций СМИ имеют свою цену. Журналист, создавая продукт, должен иметь возможность «продать» его своей редакции, а редакция – своему читателю. Однако многие социально значимые темы, имеющие большой интерес для конкретной группы населения, не представляют интереса для журналистского сообщества, т.к. не отвечают целому ряду критериев. Зачастую подобная информация сложна для восприятия, требует подробных разъяснений и на первый взгляд кажется скучной и не заслуживающей внимания, хотя в действительности она оказывает существенное влияние на образ жизни населения. К таким темам относятся: оплата жилищно-коммунальных услуг, льготы и субсидии, меры социальной поддержки и многие другие. Возможности СМИ не всегда дают возможность дать подробные разъяснения и довести информацию до конечного получателя, ведь медийные продукты имеют пространственно временные ограничения, такие как печатные площади, эфирное время на радио и ТВ и др. Личный блог дает возможность разместить информацию, дать подробные разъяснения, ответить на вопросы и, самое главное, довести информацию до конкретного человека. Таким образом, блог выполняет функцию СМИ.
В третьих, блог является еще одним инструментом поиска кадров. По действующему законодательству(6) государственные органы должны размещать объявления о вакансиях на официальных сайтах и на страницах официальных газет. Однако аудитория этих сайтов очень велика и разнообразна, а информации на официальных сайтах и в официальной прессе чрезвычайно много, поэтому объявление о приеме на работу может потеряться в потоке информации и не дойти до потенциальных кандидатов. Учитывая то, что блог руководителя читают преимущественно представители конкретной отрасли, то при размещении в блоге объявления о вакансии со ссылкой на объявление на официальном сайте возрастет число людей, который позвонят, придут лично или направят резюме(7). Блог в данном случае выполняет функцию кадрового агентства.
В четвертых, — это инструмент лобби. Большинство руководителей лидеров включены в процесс законотворчества, разработки и принятия нормативно правовых актов. Блог дает возможность произвести замер общественного мнения по отношению к законопроекту, определить его проблемные стороны еще до того, как документ начнет свой долгий путь согласования в соответствии с действующими порядками и сроками. Благодаря обратной связи, полученной через блог, лидер сможет подготовить аргументацию, внести изменения в документ либо вовсе отказаться от его разработки. Но если руководитель поймет, что политические силы используют его блог как инструмент grass roots lobbying(8), он сможет принять адекватные меры для того, чтобы его доку мент был принят.
В пятых, блог позволяет прогнозировать информационные риски. В блогах есть возможность мгновенного просмо тра ленты с записями подписчиков блога. Особенности акций протеста и голодовок 2010—2011 гг. в Ульяновской обл. показывают, что за неделю до того, как проблема появится на страницах прессы и на экранах телевидения, она появляется в блогах, на форумах и в социальных сетях. Регулярный просмотр лент записей дает возможность руководителю быть в курсе потенциальных и реальных рисков, принять адекватные меры и подготовиться к вопросам оппонентов и журналистов.
Феномен регионального политического лидерства благодаря блогам можно измерить качественно и количественно. В качественном измерении предоставляется возможность выявить силу влияния, которое лидер оказывает на аудиторию. В количественном измерении — регулярность и периодичность этого влияния, насколько оно постоянно. В рамках диалектического закона перехода количественных изменений в качественные были проведены сначала мониторинг, а затем контент-анализ официальных блогов членов правительства и директоров департаментов Ульяновской обл. Мониторинг был проведен с 1 января по 30 сентября 2011 г. Были проанализированы 74 блога, но с учетом ротации кадров руководителей к 30 сентября стало возможным учитывать лишь 65 блогов. Установлено, что по мере снижения числа записей (что отмечалось в августе 2011 г., когда блоги обновлялись в среднем 1 раз в две недели) отдельные руководители попадали «под огонь» критики со стороны губернатора на еженедельных аппаратных совещаниях. После этого обновление блогов вновь производилось 1—2 раза в неделю. Главным выводом этого мониторинга явилось утверждение, что все руководители, за исключением двоих (губернатор Ульяновской обл. С. Морозов и заместитель председателя правительства Ульяновской обл. С. Опенышева), 1—2 раза в неделю обновляли свои блоги и, следовательно, обладали примерно одинаковыми количественными показателями. Двое вышеуказанных руководителей имели на момент мониторинга по три блога в различных социальных сетях, которые они обновляли либо несколько раз в день, либо более 2 раз в неделю. По этому показателю губернатор Ульяновской обл. С. Морозов возглавил рейтинг активности губернаторов в Интернете, который составил Институт региональной политики(9). Контент-анализ проведен в сентябре 2011 г. Его целью было установить силу влияния лидеров блоггеров на общественное мнение и аудиторию. Для этого были проанализированы блоги, актуальные по состоянию на сентябрь. Была установлена прямо пропорциональная зависимость между числом записей и числом друзей и подписавшихся и числом сообществ, в которых состоит руководитель блоггер. Можно сделать вывод о том, что если руководитель проявляет активность в блоге, то она имеет не выборочный, а общий характер. Говоря о силе влияния, которое лидер блоггер оказывает на общественность, можно отметить, что оно тем больше, чем выше его показатели по контент анализу. Чем выше эти показатели, тем большее распространение получает размещаемая им информация, и, следовательно, тем большая аудитория ее читает, что говорит о степени влияния конкретного лидера.
Влияние политического лидера в блогосфере и сети Интернет являлось в 2011 г. одним из ключевых факторов, определяющих феномен политического лидерства. С большой долей уверенности можно экстраполировать лидерство в сети Интернет на лидерство в его классическом пони мании. Реальность такова, что повестка дня формируется отныне в блогах и сети Интернет, соответственно, значительная часть содержания материалов средств массовой информации формируется на основе материалов блогов.
Следовательно, лидерство в блогах влечет за собой лидерство на экранах теле видения и на страницах печатных СМИ. В связи с отсутствием эмпирического материала сложно говорить об обратном эффекте, но факт значительного влияния лидерства в сети Интернет на другие сферы жизни остается несомненным.

Ссылки:
1 Капитал публичности, который может конвертироваться в другие преимущества и выгоды, например деньги.
2 Экстраполяция и отождествление понятий «политический лидер» и «государственный гражданский служащий» в рамках данной статьи связано с общероссийской тенденцией, когда политическими лидерами, как правило, являются государственные должностные лица.
3 Список блогов руководителей размещен на официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области // http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/3494/
4http://ria.ru/society/20111109/484824350.html 17:22 09/11/2011 РИА«Новости».
5 По состоянию на 13 октября 2011 года блоги вели 65 региональных руководителей (см.­ www.ulgov.ru ).
6 Правила публикации по каждому объявлению о вакансии регулируются распоряжением
Правительства Ульяновской области по конкретной вакансии.
7 В среднем эта цифра возрастает в 2 раза по сравнению с числом кандидатов, претендующих на вакансию, прочитав о ней на официальном сайте или в официальной газете.
8.Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму в России. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2007, с. 166.
9. Комсомольская правда // http://www.kp.ru/ daily/25657/820109/ 25.03.2011.
РЯБУШКО Александр Николаевич – аспирант УлГУ, начальник информационного отдела Управления делами Ульяновской области
a_ryabushko@mail.ru

Статья опубликована в научном журнале Института социологии РАН “Власть” – №11 (ноябрь 2012 г.). – С. 35-37