Система образования в России за последние 10 лет претерпела массу изменений. Одни (очевидно, оптимисты) называют это реформой. Другая, более скептично настроенная часть общества считает процессы, происходящие в российских школах и вузах, не иначе как полным и на-меренным развалом системы образования в нашей стране. Так что на самом деле происходит с некогда лучшим образованием в мире?
РАЗРУШИЛИ И ПОСТРОИЛИ
Систему образования в нашей стране уже ломали основательно -сразу после революции 1917 года. Особенно яростно занималась строительством новой советской школы Надежда Константиновна Крупская, боевой товарищ Владимира Ленина. Сегодня о реформаторской деятельности этой женщины принято вспоминать почему-то только недобрым словом. Соратнице вождя ставят в вину то, что она вычеркнула из списка литературы, которую можно и нужно читать школьникам, множество классических произведений, запретила к чтению сказки и в пух и прах разнесла любимую всеми детьми поэму Корнея Чуковского «Крокодил».
Но вместе с тем именно Крупская составила проект реформы, согласно которой в России вводилось всеобщее обязательное и бесплатное обучение за счет государства. Учеников должны были бесплатно кормить, выдавать им учебники, в школах появились медработники, а по всей стране начали открывать приюты для беспризорников, интернаты для детей-инвалидов, десятки тысяч домов детского творчества, пионерские лагеря.
Реформа затронула и высшее образование. Уже в 1918 году в России отменили все экзамены – и выпускные, и вступительные. По новым правилам любой желающий мог стать слушателем любого высшего учебного заведения без предоставления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы.
Со временем система, разумеется, шлифовалась, в ней появлялись и плюсы, и минусы, но в целом она сформировалась в понятие, которого не было ни в одной стране мира; у нас появилось народное образование, то есть образование для народа, которое даёт право каждому человеку, независимо от его доходов и возможностей, обучаться. Много было и перегибов в советской системе образования, случались в ней и кризисы, но об этом ли сейчас вспоминать, когда в наши дни с этой сферой творится Бог знает что!
ЕСТЬ ПЛЮСЫ
О минусах и откровенных провалах реформы образования последних 10 лет поговорим чуть позже, Надо же и положительные моменты учесть. О них-то «Молодёжка» и побеседовала с директором гимназии №44 имени Деева г. Ульяновска Лидией Сергеевной Жуковской, Заслуженным учителем России, Почетным гражданином Ульяновской области. И первое, что стоит признать, говоря о достижениях в образовании последних лет, – это его куда более активное финансирование.
– Качество образования сегодня зависит от вложенного в школу капитала: педагогические коллективы теперь могут за-рабатывать деньги на своё развитие через получение грантов во всевозможных конкурсах, – отмечает Лидия Жуковская. – Школа насыщается современным оборудованием, часть выделенных средств направляется на переподготовку учителей. На эти деньги организуются конкурсы педагогов, которые позволяют талантливым учителям получить материальную поддержку. Большие средства вкладываются и в ремонт зданий школ.
Есть и, казалось бы, куда менее значимые предложения, но и они, по мнению директора гимназии №44, положительно сказались бы на обстановке в российской школе. Например, высказанное недавно новым министром образования и науки РФ Ливановым предложение ввести во всех школах ученическую форму, что снизило бы напряженность в детских коллективах из-за большой разницы в достатке семей. Словом, не так уж плохо с нашиим образованием – плюсы есть, и их не надо игнорировать. Но, похоже, минусы реформы оказались гораздо весомее.
СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ
Два самых спорных решения в системе российского образования последних лет вызвали в обществе наибольший резонанс – это введение ЕГЭ и 11-летнего обучения в школе.
Некоторые специалисты считают, что единый государственный экзамен оказался не просто пагубным для школьного образования, он обернулся настоящей катастрофой. Учителей обязывают механически натаскивать детей на заполнение тестов. А что такое тест? Это когда тебе задают вопрос и предлагают несколько вариантов ответов. То есть тебе не надо думать, размышлять, надо просто выбрать правильный вариант из предложенного. Фактически наших детей сознательно превращают в эдаких полуроботов, которые, как кофеварка, могут лишь выполнять строго определенные функции – в данном случае заполнять форму в бланке. При этом они не умеют ни размышлять, ни фантазировать, ни анализировать.
Стали даже появляться высказывания, что введение в России ЕГЭ – это происки американцев. Одним чудится, что единый госэкзамен на самом деле – один из пунктов хрестоматийно известного «плана Даллеса». Так называют план действий США против СССР, который якобы существовал в эпоху холодной войны. А заключался этот полумифический план в том, что российское общество можно уничтожить, если среди его граждан пропагандировать моральное разложение, низкокачественное образование, потерю традиций и нравственных ценностей.
Другие же всерьёз считают, что ЕГЭ – это эксперимент, который американцы давно собирались провести у себя в стране, но ре-шили подстраховаться и найти «подопытных кроликов» где-нибудь в другом государстве и там реализовать свою задумку, да посмотреть издалека, как оно всё получится. «Кроликами», как вы понимаете, выбраны российские школьники. Есть ли здравое зерно в этих гипотезах, неизвестно, но то, что ЕГЭ обернулось для всех не тем спасательным кругом, как нам его поначалу разрекламировали, – факт.
– ЕГЭ сделан пропуском в вуз, но коррупцию, как это изначально задумывалось, он не уничтожил, – считает преподаватель истории Юрий Иванович ЛАТЫШЕВ, Народный учитель России, Почетный гражданин города Ульяновска, дважды победитель конкурса «Лучший учитель». – Вводя ЕГЭ, государство, по сути, выразило недоверие учителю, доверив определять знания учеников тесту и компьютеру. Не иначе как унижением это не назовёшь.
Второй, не менее спорный пункт реформы образования 2000-х годов, – это введение 11-летнего школьного обучения. С недавних пор в российских школах вновь введён 4-й класс, и подавалось это нововведение под соусом снижения нагрузки для детей. В итоге дети как учились 6 дней в неделю, так и учатся.
– Меньше нагрузки у школьников не стало, да и возможно ли это вообще в наше время? – задается вопросом Елена МАЛЫШЕВА, председатель правления Ульяновской региональной общественной организации помощи родителям и детям «Совет родителей». – Темпы нашей жизни настолько ускорены, за ними надо поспевать. На нас обрушивается огромный поток информации, новых знаний, детям приходится успевать всё это усваивать. Это нововведение многие критикуют, забывая, что 11-летний срок обучения в школе уже был, потом 4-й класс отменили, и вот теперь снова вернули. Считаю, что у этой реформы есть свои плюсы. За счёт добавленного года обучения нагрузка снижена на первоклассников, ведь многим детям довольно сложно перестроиться после детского сада на школьные порядки. Лишний год сказался и на выпускниках: сегодня школьники оканчивают 11-й класс не как раньше, в 16 лет, а в 17-18, в более зрелом возрасте, когда они могут сделать осознанный и самостоятельный выбор будущей профессии.
Но есть на этот счёт и другое мнение в отношении тех же первоклашек. Тот самый подготовительный первый класс, по мнению многих родителей, начали заполнять массой бесполезных вещей.
– На очередном родительском собрании в 1 «А» классе одной из ульяновских гимназий, где обучается мой ребёнок, родителям было выдано два новых дневника, обязательных к заполнению, – рассказывает Наталья ТКАЧЕНКО, мама первоклассника. – О первом из них, так называемом «Портфолио ученика начальной школы», предупреждали ещё до начала учебы. На обложке этого «Портфолио» значится, что оно разработано «по новому образовательному стандарту (второго поколения)». Что это за новый образовательный стандарт, тем более второго поколения, большинство родителей слабо представляет – слишком уж много стало всяких нововведений в последнее время.
В красочной книжице написано, что «портфолио заполняется добровольно». Но речь, видимо, только о школьниках, но не об их родителях, которым велено уже начать заполнять этот своего рода дневник, отвечая на поставленные вопросы. Зачем его заполнять, многие родители так до конца и не поняли» То же касается и нововведенного «Культурного дневника первоклассника».
Видимо, на очередном родительском собрании будут подводить итоги и выяснять, кто посетил больше культурных мероприятий. Но это можно и заранее предположить: победят те, у кого больше времени и денег, либо те, у кого есть бабушки и няни на подхвате. Если же в семье нет бабушек, зато есть и другие дети, особенно младшие, то тягаться с остальными в погоне за культурностью будет очень трудно, – продолжает Наталья. И что же теперь делать? Ставить себе «приписки»? Об по уже задумались некоторые родители. Правда, они не могли не отметить, что такой подход просто научит детей врать. Так что разгрузочным первый год в школе тоже не вышел…
Словом, реформы в нашем образовании безболезненными никак не назовёшь. Более того, если раньше их непопулярность связывали с бывшим министром минобрнауки РФ Фурсенко и многие считали его чуть ли не главным разрушителем
всей системы образования, то сегодня, как мы видим, министр у нас другой, куда менее обсуждаемый, а, между тем, он тихонечко продолжает все ту же политику, что вёл его предшественник, только, может быть, ещё более лихо.