Старый вокзал Ульяновск-1 до сих пор служит железнодорожникам
За свою 60-летнюю историю вокзал был известен жителям города как его ворота, а затем стал его архитектурной достопримечательностью.
В послевоенные годы для города Ульяновска, ставшего вновь областным, решено было построить новое здание вокзала. Строительные работы по возведению вокзального комплекса начались в мае 1951 года. Автором проекта стал известный в то время архитектор М.А. Готлиб. Проект разрабатывался в центральной архитектурной мастерской Мосгипротранса с учётом стилистических особенностей сталинской эпохи. Строительный объём сооружения составил 14695 м3, площадь застройки – 2175 м2.

Альтернативный вариант
Этот вокзал и сейчас смотрится величаво. Монументальное сооружение включает в себя двухэтажный центральный корпус и два боковых одноэтажных корпуса, прилегающих к нему и соединяющихся с главным зданием колоннадами, расположенными параллельно первому пути. В длину вокзальный комплекс превышает 122 метра, ширина центральной части – 23,5 метра, боковых корпусов – 18,75 метра. Главный корпус состоит из двухэтажных крыльев и возвышенной центральной части со шпилем в центре башни. Башня со шпилем имеет высоту более 38 метров, а сам шпиль – 11 метров со звездой-наконечником. Благодаря этой архитектурной особенности место, где находится старый железнодорожный вокзал, в народе получило название «под шпилем».
Однако из-за особенности железнодорожного пути в 70-е годы был построен новый железнодорожный вокзал Ульяновск-Центральный, а старый вокзал был закрыт для работы с пассажирами. На его территории была организована пассажирская техническая станция, где в настоящее время производится подготовка вагонов в рейс. Помещения были переоборудованы, вокзал стал использоваться как административное здание. Сегодня здесь располагаются различные службы вагонного участка Ульяновск, резерв проводников и др.

По словам очевидцев
Одним из свидетелей той эпохи является бывший главный инженер станции Ульяновск-Центральный, Почётный железнодорожник Эдуард Митрофанович Ходько. После окончания Гомельского института инженеров железнодорожного транспорта он в качестве молодого специалиста был направлен в распоряжение начальника Куйбышевской железной дороги и получил назначение на станцию Ульяновск-Центральный, носившую в ту пору название Киндяковка. Тогда он ещё не знал, что с этой станцией будет связана вся его трудовая биография.
«Дорога в начале 60-х годов была, можно сказать, «деревянная»: стрелки переводили вручную, об электронном документообороте и речи не было, – вспоминает Эдуард Митрофанович. – Станция Киндяковка, на которой мне предстояло трудиться, исключением не являлась. Она состояла из двух парков: Центрального, насчитывающего 13 путей, и Казанского – из восьми путей. Все пассажирские поезда пропускались через станцию Киндяковка в тупиковую станцию Ульяновск-1 и проходили станцию Киндяковка дважды, причём один раз с обгоном локомотива, затрудняя работу станции. На станции Ульяновск-1 располагался основной вокзал, билетные кассы, багажное отделение. Производилась посадка и высадка пассажиров».
Эдуард Митрофанович прошёл все должности, связанные с организацией движения поездов, начиная с дежурного по путям. Был он дежурным по парку, по станции, маневровым и станционным диспетчером, инженером по охране труда. Везде Ходько работал вдумчиво, с полной самоотдачей, применяя на практике знания, полученные в институте.
За шесть лет Эдуард Митрофанович дослужился до главного инженера. Все приобретённые навыки, недюжинное трудолюбие, энергию он направлял на внедрение в производство последних технических новинок и передовых технологий. При нём была введена электрическая централизация стрелочных переводов, механизация на сортировочной горке, появилась пневматическая почта большого диаметра для пересылки перевозочных документов из технической конторы на 6,13 и 17-й посты. Вот один из эпизодов, рассказанный Эдуардом Митрофановичем:
«Когда дежурные по станции переехали в новое здание, было решено сделать пристрой к освободившемуся зданию поста электрической централизации и устроить бытовой блок. Вместе с начальником станции Виктором Чесноковым мы сделали проект, прошли все необходимые инстанции и написали письмо с просьбой о разрешении строительства. В Управлении дороги нам предложили вести строительство хозспособом, однако такой вариант нас не устроил. В итоге нам удалось добиться включения данного объекта в план строительства».
Для улучшения станционной работы в 1971 году станции Ульяновск-1 и Ульяновск-Центральный были объединены под единое командование начальника станции Ульяновск-Центральный. Эта мера позволила увеличить перерабатывающую способность сортировочной горки.
Автор: Александр Савенков