Виктория Чернышева
Двое ульяновцев отправились во вторник в беспрецедентное путешествие до Антарктиды. На автомобиле, названном “Ленин”, молодые люди проедут 20 тысяч километров. Цель экспедиции – проложить туристический экстремальный маршрут для автомобилистов и снять несколько научно-популярных фильмов для федеральных телеканалов.

Путешествие из Ульяновска в Антарктиду под названием “Лед и песок” (Ice&Sand) – это первый этап автомобильной “кругосветки”, провести которую задумал журналист Даниил Николаев. Благодаря содействию Российского института Арктики и Антарктики, автопутешественники официально стали участниками 58-й антарктической экспедиции.

Маршрут

За четыре месяца пути ульяновцы планируют проехать от 17 до 20 стран и посетить до 50 крупных городов.

– К ночи среды мы планируем прибыть в Орел, где будет первая остановка. Далее перемещаемся в Брест и затем в Европу: Варшаву, Прагу. Пересечем Германию, Францию, Испанию, доберемся до Гибралтара. Через пролив на пароме нас переправят в Марокко. Там будет небольшая пауза, за которую нужно получить три визы в африканские страны, которые мы не смогли получить в России. Дальнейший наш маршрут зависит от того, разрешат ли нам проезжать через страны, где идет гражданская война, – рассказал Даниил.

По его словам, Африка оказалась “недружелюбной” в плане получения документов: попасть туда достаточно сложно (исключение – зарабатывающие на туристах Египет и Тунис). Путешественникам пришлось оформить массу документов, сделать прививки, без которых границы бы для них оказались закрытыми. Кстати, именно из-за неправильно оформленных справок пока никто из россиян, по крайней мере, официально не пересек Африку с севера на юг. У кого-то не было международных водительских прав, другие забывали про какие-то прививки, третьи не смогли получить все визы…

Категоричного “нет” из российских консульств в африканских странах ульяновцам никто не сказал. Но, например, из Конго намекнули, что там, где проходит маршрут, есть банды, которые не щадят никого.

– На этот случай есть договоренность – наймем за деньги военизированную охрану, которая будет сопровождать нас по маршруту. Ну и на всякий случай берем с собой четыре бронежилета, – говорит Даниил.

Именно африканский этап (а не холодную Антарктику) путешественник считает самым сложным. Около 1200 километров ульяновцам придется ехать по пустыне – а, значит, нужно тщательно просчитать расход топлива, запастись всем самым необходимым, в том числе, и на случай ЧП.

В Антарктиде путешественники будут двигаться вдоль побережья – параллельно с ледоколом. В определенном заранее месте они установят палаточный лагерь, который назовут “Ульяновск”.

– В Антарктиде так: если ты поставил какое-то жилище, то можешь именовать его полярной станцией. Мы укажем точные географические координаты нашего лагеря. Понятно, что на мировые карты станция не попадет, но, надеюсь, ульяновцам будет приятно, что мы “застолбили” кусочек земли, – улыбается Даниил.

Путешествие ориентировочно должно занять 130 дней. Ориентировочно в мае, ульяновцы должны вернуться на корабле в Санкт-Петербург.

Автомобиль

Внедорожник Jeep, на котором ульяновцы отправились в путь – обычный серийный автомобиль, взятый из салона.

– Его не готовили к путешествию специально. Единственное, в этой комплектации автомобиль оснащен широкими шинами, на нем стоит защита, усилены бампера и установлена лебедка, – рассказывает Даниил. – Кстати, у внедорожника есть имя – назвали его в честь первого советского ледокола, который дошел до Северного полюса – “Ленин”.

Кстати, на борту джипа есть наклейка “Музей СССР” – таким образом путешественники будут “пиарить” идею создания в Ульяновске уникального “памятника” эпохе.

В пути “Ленин” пройдет три ТО – в Марокко, Намибии и Кейптауне (здесь все летние жидкости заменят на зимние, заправят внедорожник топливом класса “арктика”). Кроме того, в каждой стране, где побывают путешественники, они смогут обратиться в техцентры, которые пообещали оказать помощь в любое время суток.

– Что будет, если автомобиль сломается в Антарктиде? Надеемся, что все же это не случится. В Антарктике сейчас лето, минимальная температура – минус 25 градусов. Но в любом случае, на ледоколе есть два вертолета, которые, в случае поломки, заберут нас на борт, – пояснил путешественник.

После кругосветки Даниил, по договоренности с производителем, хочет продать джип с аукциона. А вырученные деньги пустить на благотворительность.

Экипировка

Спонсоры снабдили экспедицию спутниковой навигацией, оборудованием, которое позволит в режиме реального времени определять, где находится экипаж, спутниковыми телефонами, при помощи которых они будут выходить в эфир на радиостанцию и подключаться к интернету. Авто ульяновцев оснащено видеорегистраторами, которых еще нет в продаже в России: с их помощью они будут делать видеозаписи, сбрасывать их на сайт экспедиции (на нем будет публиковаться дневник путешествия).

У ребят есть дорогостоящая аппаратура для фото- и видеосъемок. Кроме того, на джипе стоят камеры высокой четкости – над и под автомобилем (они могут снимать даже в воде). В Европе ульяновцы планируют приобрести квадрокоптер – для съемок с воздуха.

– В итоге мы должны будем представить для телеканала “Наша планета” три фильма – о путешествии в общем, о работе антарктической полярной станции и о жизни на ледоколе, – рассказывает Даниил. – А также несколько научно-познавательных программ для передачи “Галилео”.

В пустыне ульяновцы будут ночевать в легко собирающихся и разбирающихся палатках. В аптечке путешественников собрано 75 наименований медикаментов. Здесь есть все, вплоть до хирургического скальпеля.

– По экспедиционному опыту, лишним ничего не бывает, – утверждает Даниил. – Кроме того, часть медикаментов мы закупим в Африке – говорят, что некоторые наши препараты на местных насекомых просто не действуют.

Деньги

Готовиться к экспедиции Даниил начал 20 октября прошлого года. За короткий срок ему удалось сделать невозможное – найти тех, кто заинтересован в путешествии и готов представить экипировку и деньги. Но накануне нового года главный инвестор помогать ребятам отказался. Даниил обратился к ульяновскому губернатору Сергею Морозову, который выделил недостающие средства. Ждать дольше они бы не смогли – антарктическое лето короткое, а срок действия виз ограничен.

– Так что на родине мы нашли свой “мыс Доброй надежды”, – говорит Даниил. – Едем в путешествие под флагом Ульяновской области.

Экспедиция – удовольствие дорогое. Только на бензин до Кейптауна у путешественников уйдет около 200 тысяч рублей. 30 долларов в день для них будет стоить пребывание на ледоколе (комфортабельная каюта, пятиразовое питание). Джип поплывет на корабле бесплатно. Плюс, ульяновцы определили для себя “командировочные” – 1,5 тысячи рублей в день на человека. Сумма фиксированная, не зависящая от того, в какой стране будут находиться путешественники.

– К сожалению, в России сегодня практически полностью отсутствует меценатство, связанное с экспедиционной деятельностью. Я общался с руководителем ульяновского представительства Русского географического общества Игорем Егоровым, который очень расстроил меня информацией о том, что на нужды ульяновских путешественников в год тратится всего 150 тысяч рублей, – рассказывает Даниил.

Планы

– Цель нашего путешествия – не научная. Мы надеемся снять интересное видео, поймать кадр, который облетит весь мир. И прокладываем новый туристический экстремальный маршрут через Африку в Антарктиду – для всех, кто любит путешествовать на автомобиле. Совместно с одной из радиостанций будет выпущен путеводитель, составлена карта, которой смогут воспользоваться все, кто решится отправиться вслед за нами, или хотя бы в одну из стран, где мы побываем, – пояснил Даниил.

Если все будет хорошо, нынешним летом Даниил и его напарник планируют отправиться в путешествие по России. А затем, переправившись на Аляску, они хотят проехать по Канаде, Северной и Южной Америке, завершив “кругосветку” в Австралии, таким образом, побывав на всех материках.

Справка “РГ”
В день экспедиция планирует проезжать по дорогам – до 600 километров, по бездорожью – 200-300 километров. Средняя скорость – около 60, а по Африке – 15-20 километров в час.