В 80-е годы прошлого века строительство под Ульяновском авиационного завода на Западе воспринималось как подлинная сенсация. Как вспоминал известный строитель Владимир Бочкарев, один из западных бизнесМенов заявил, что «готов на спор съесть свой галстук, если в небо над Волгой до 2000 года поднимается хоть один ульяновский самолет”. Ульяновский авиационно-промышленный комплекс строила вся страна, весь могучий СССР – и самолет взлетел!
Историю пишут люди. До сих пор, бывая в цехах самолетостроительного завода, не перестаешь удивляться грандиозным масштабам сооружения, мужеству и самоотверженности строителей. Здесь, на берегах Волги, в голой степи, за сравнительно короткий срок были возведены цеха авиазавода и построен Новый город. Тогда была совсем другая эпоха, другое столетие, другая страна, другая общественно-экономическая формация. Однако созданный уникальный самолет, ласково названный «Русланом», был наш – российский, ульяновский!
На ульяновском авиазаводе будущий «Руслан» значился под скромным грифом – «изделие 400». Работы были настолько засекреченными, что многие специалисты предприятия даже не представляли, во что превратятся многочисленные детали, которые поставлялись со всех концов СССР.
– Мы работали тогда в оперативном режиме, – рассказывал инженер Леонид Исаев. – Был разработан жесткий сетевой график, в котором четко прописали сроки сборки элементов, регулировки, контроля… Когда «вытащили» хвостовой отсек фюзеляжа и посмотрели в сетевой график – оказалось, день в день! И так было буквально по всем позициям, в каждом цехе, на каждом участке.
Первая машина уже собиралась на стапелях, а параллельно шло проектирование и строительство новых цехов и городских кварталов. К моменту первого полета «Ан-124» строители рапортовали о сдаче первой очереди УАПК.
– Перед выкаткой первого «Руслана» мы не уходили с завода три дня. Наконец, готово. Это было здорово! «Руслан» – моя любимая машина: замечательная, громадная, сильная, красивая. Это была любовь с первого взгляда, – утверждает начальник техбюро цеха №286 Марина Рябова.
– Когда громадная четырехмоторная машина, длиной 69 метров, оторвалась от земли, все испытали что-то вроде шока. Самолет, казалось бы, на несколько минут остановился в воздухе, завис над взлетной полосой и вдруг неожиданно медленно-медленно, набирая скорость, полетел!, – вспоминает заслуженный строитель России, бывший управляющий треста №2 Вячеслав Максимов.
Авиалайнер «Ан-124» – подлинное чудо авиационной техники 20 века, до сих пор не превзойден по многим параметрам. Грузоподъемность его достигает 150 тонн,дальность полета – 16500 километров при крейсерской скорости 865 километров в час. А модернизированный «Ан-124-100» превосходит и эти показатели!
Генеральный конструктор самолета Олег Антонов назвал свое гениальное творение именем благородного русского богатыря из поэмы Пушкина – «Русланом». Однако многие считают, что Олег Константинович зашифровал в названии лайнера аббревиатуру слов «Русский лайнер Антонова».