Владимир Сидоров член Союза архитекторов России, член Союза художников России. По проектам Сидорова построены светские здания, возведены церкви в селе Валгуссы Инзенского района и Троицкий Сунгур Новоспасского района, отреставрированы Музей Петра Чайковского в Воткинске, здания в мемориальной зоне Ульяновска. Лилия Иванова член Союза дизайнеров России. Автор логотипов торговых марок пред приятий России, автор иллюстраций к книгам. Автор проекта реконструкции комплекса «Чувашская школа», дизайнпроекта усадьбы и интерьеров музея «Почта Симбирска». Работы супругов хранятся в частных коллекциях в России, Латвии, Украине, Канаде.
Первая совместная выставка супругов Лилии Ивановой и Владимира Сидорова стала премиальным вернисажем, посвященным 70-летию Ульяновской области. Правда, их совместный проект «Мой город. Реалии и фантазии» был задуман более полугода назад и посвящен, скорее, Ульяновску и его зданиям. Неудивительно: оба они ‘ архитекторы.
Владимир и Лилия приехали в Ульяновск в 1983 году после окончания института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в Ленинграде.
За минувшее 30-летие они узнали и полюбили город как родной. Супруги работали в Средневолжском филиале института «Спецпроектреставрация» ведущими архитекторами, и если после рождения сына Петра Лилия ушла «в свободное плавание», то Владимир продолжал работать в институте, был руководителем группы, главным архитектором проекта, главным архитектором филиала, а несколько лет назад стал преподавать в УлГТУ на кафедре архитектурного проектирования.
Муж давно уговаривал жену сделать совместную выставку, а Лилия согласилась только прошлым летом, после долгих прогулок по городу. Она очень любит старую архитектуру, по поводу которой и захотелось «высказаться» вместе с мужем: – Во многих городах искусственно создают «исторические» улицы, перенося в одно место подлинные здания. У нас сохранился целый район. Здесь каждое здание говорит не только об архитекторе, но и о бригаде, которая дом строила. Сейчас «вымирают» архитекторы, которые не только пространство организовывали, но и людей. Они мастеров лелеяли, добиваясь, чтобы те все делали качественно. Ведь в старинной архитектуре выверено все, даже самые мелкие детали. И мастеров таких сейчас тоже нет. Раньше ведь дерево кололи вдоль, чтобы не было поперечных разрезов, из-за которых сейчас все гниет. Срубы кололи топором, бревна не пилили. И эти здания обязательно нужно сохранить, чтобы в будущем без той «живой», «звучащей» архитектуры в городе не наступила «тишина».
У меня есть работа с названием «Большой пожар», она как раз о том, чего я боюсь. В то же время в центре Ульяновска, рядом с ЦУМом, есть дом «трех эпох» – само здание дореволюционное, на нем сохранилась советская мозаика, а пристрой сбоку – современный. Все это замечательно срослось.
– Ваш дом находится на территории заповедника «Родина Ленина», как живется в самом сердце старого города?
– Очень хорошо! У меня есть работа «Солнышко для каждого», и мы это солнышко видим из своего окна. Это настоящее удовольствие – выходить на улицу, а кругом деревья, старые дома.
При первом взгляде на выставку кажется, что все понятно. Реалии, о которых говорится в ее названии, – это лирические акварели Сидорова, фантазии – компьютерная графика и живопись Ивановой. Все здания, изображенные ею, посетители выставки смогут узнать, но вместе с тем они имеют некий сказочный, завораживающий облик.
Оба художника сходятся во мнении, что фантазеры в семье, безусловно, Лилия и Петр. Однако, присмотревшись, понимаешь, что не все так просто. Город в акварелях Владимира так красив и загадочен, так лиричен, что он признается: – Да уж, наверное, я лирик. Как всякий художник, я создаю некий идеал конкретного пространства. Но в искусстве должен быть отбор. Если просто копировать то, что видишь, – будет фотографично, скучно. Надо жестко выбирать, что важно, что нет. Для себя же пишешь!
Коллеги, восхищаясь акварелями Сидорова, называют его магом: он словно «договаривается» с природой, его слушаются и воздух, и вода. Говорят, однажды он даже «укротил» молнию. Сам Владимир все списывает на усидчивость: – В искусстве важно ремесло. Акварель требует усидчивости и настойчивости. Некоторые работы я написал с нескольких попыток. Например, мне долго не удавались интерьеры храма в селе Пятино. И я, скорее, фиксирую то, что вижу. Лилия как художник гораздо «больше», чем я.
И Лилия подчеркивает: «Все наши работы – это не просто «так приснилось».
Мы очень много работаем. Например, я только грифелей извела 16 штук».
Анна Школьная