Обзор событий и прессы за две декады января
Январь в России традиционно занят празднованиями. Новый год сменяется Рождеством. Вслед за ними приходят Старый Новый год и Крещение. Работа на этот период если и не прекращается, то заметно затихает. Но вот наступило время отдохнуть от праздников. 2013 год не обещает быть простым в общественной и политической жизни, поэтому пора возвращаться из забытья торжеств и заняться делами.

Душевные праздники

Праздничное настроение в Ульяновске в этом году было поддержано новой ёлкой и интересным оформлением главной площади города. Интернет-наблюдатели всё же сошлись на том, что в этот раз задумка с ледяными фигурами, горкой и проекцией на ёлку разного рода изображений оказались удачной. Новый год на площадь, как в былые времена, пришли встречать десятки тысяч горожан.

Вторым радостным событием стало открытие горнолыжного комплекса в Ундорах, который как бы должен заменить неработающий уже несколько лет в Ульяновске «памятник инвестициям» Ленинские горки. На празднике по этому случаю губернатор области Сергей Морозов появился в шапочке с синими рожками. Кому был адресован сей визуальный посыл, осталось загадкой. Возможно, таким образом глава региона поставил точку в спорах с владельцем Ленгорок: катался, как говорится, «назло врагу».

В минувшую субботу с размахом прошёл ещё один местный праздник – 70 лет Ульяновской области. Регион поздравили российский президент Владимир Путин и американский посол Майкл Макфол. Последний выразил желание посетить регион. Обещанный же в анонсах Дмитрий Медведев на юбилее так и не появился. Собственно, многие из желавших попасть на торжественное мероприятие, не смогли реализовать свои субботние планы из-за нехватки мест в Большом зале. Как пишут твиттеряне, причиной тому стала неразбериха с приглашениями и необычайный патриотизм нахлынувших в Мемцентр ульяновцев.

Концерт в целом оставил отличное впечатление. Из ярких моментов комментаторы отметили посмертное присвоение звания почётного гражданина Аркадию Пластову: в полку великих почётных усопших прибыло. Также присутствующие блогеры упомянули награждение Елены Егоровой за победу в конкурсе на лучший девиз области. Фраза «Ульяновская область – опора души и державы» стала самой заметной приметой праздника и вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Нельзя обойти также вниманием и вручение премии «Общественное признание», приуроченное к юбилею. Нина Дергунова пообещала все претензии к механизму выборов претендентов и победителей этой премии устранить, пригласив всех «критиканов» в лице, например, корреспондента Сергея Титова на обсуждение.

Вообще, как выясняется, очень много мероприятий будет проходить в этом году под знаком семидесятилетия региона, что, по идее, должно подстегнуть «идентичность». О возможности регионального успеха через общие усилия его жителей говорит выход хэштега #70летУльяновскойобласти в топ Твиттера. Конечно, это не великое дело, но сам факт говорит, что ульяновцы перестали стесняться места своего проживания. Осталось научиться, как мобилизовать регион на что-то более полезное, чем флэшмоб. А реальных дел у нас более чем достаточно.

В баню не послать – закрыта. А в суд послать – не разберёт

Главными темами в период постновогоднего трезвения стали проблемы, оставшиеся от старого года.

В связи с катастрофической ситуацией в поселке Силикатный Сенгилеевского района губернатора области почти полностью поглотила тема работы общественных бань. Из посёлка сообщали, что люди моются там в бане технической водой, замерзают в домах, потому что местные коммунальщики разворотили теплотрассы. Глава администрации Силикатненского городского поселения Юрий Горелов заявил, что все преподносимые губернатору факты есть ничто иное, как политические интриги и огрехи предыдущей администрации.

Между тем за бани от Сергея Морозова досталось не только Горелову, но, благодаря комментариям на Улпрессе, и другим руководителям. В прессе ситуацию расценили, как замалчивание проблем местными администрациями. Чтобы перепроверять доклады чиновников с мест, губернатор попросил Сергея Гигирева довести до жителей области телефон диспетчерской министерства ЖКК, куда жители могут сообщать о проблемах напрямую. Также он обратился в прокуратуру с просьбой проверить Силикатный. Будем следить за ситуацией в районе.

Жителей Ульяновска тем временем всё больше интересуют выставляемые им счета за коммунальные услуги, которых не существует. Многие получили расчётки с начисленной за несколько месяцев оплатой общедомовых нужд. Размеры этих нужд, без преувеличения, потрясли владельцев жилья. Видимо, поэтому журналистов, озвучивающих крик души народа, таких как Жан Миндубаев, обвиняют в истерии. Жители, не желая разбираться, в тонкостях постановлений и взаимосвязей между властью, монополистами и управляющими компаниями, уже готовы саботировать оплату коммуналки. Призывы «не платить» звучат всё отчётливей. Некоторые группы жильцов уже заявили о том, что не будут оплачивать те услуги, которых не существует, но которые указаны в платежках, а также нести те расходы, за которые должны отвечать коммунальщики. Геннадий Антонцев, проверив свою платёжку, обнаружил массу ошибок, и тоже задумался, а стоит ли платить.

Провластные анонимные комментаторы на всё это отвечают рационально обоснованными фразами, суть которых сводится к следующему: «платить придется» и «собственник должен начинать думать о своей собственности». Корреспондент «Симбирского курьера» добавляет, что «354 постановление правительства не совсем уж плохое» и «приостанавливать его действие, может, и не стоит – достаточно прояснить». Всё это вполне логично, но, по факту, соблюдение наших законов и правил в сфере ЖКХ оставляет жителей один на один с целой бандой монопольных продавцов услуг, которые устанавливают цены «примерно как цыгане, поймавшие человека на улице для гадания». Более того, система начислений фактически настраивает соседей друг против друга, так как безотносительно к тому, установлены у вас счётчики или нет, вы включаетесь в систему круговой поруки и платите за тех, кто ворует или обманывает. Такая система была у нас до революции 1905 года.

Кто может стать арбитром в этом противостоянии? Попытка Общественной Палаты, скажем так, не увенчалась успехом – пустые разговоры. Но, как отмечает «Симбирский курьер», беда в том, что зачастую даже и судьи не понимают норм жилищного законодательства, не говоря уж об общественниках. Запуск масштабного диалога по вопросам ЖКХ и энергетики – это одно из главных дел 2013 года для Ульяновской области. Путин нам в помощь.

Коррупция победима?
В своём интервью руководитель регионального управления Следственного комитета Алексей Евдокимов заявил, что дел, возбужденных по фактам коррупции в Ульяновской области, в 2012 году стало меньше, но они оказались более серьезными и «громкими». Случаи зарегистрированных преступлений сократились с 500 до 265 (в том числе фактов взяточничества – с 277 до 75, преступлений чиновников – с 67 до 26), а число возбужденных уголовных дел также уменьшилось с 234 до 182. Среди самых резонансных Евдокимов назвал обвинение по девяти эпизодам получения взяток, предъявленное экс-министру строительства Ульяновской области Михаилу Шканову. Он также пообещал, что прекращения дела не произойдёт.

Сокращение коррупционных дел главный следователь области оценил как свидетельство последовательности государственной политики в борьбе с коррупцией. С такой оценкой полностью согласился и главный борец с коррупцией в облправительстве Александр Павлов. «Сегодня говорить о неэффективности борьбы правоохранительных органов с самыми различными проявлениями коррупции – значит проявлять некомпетентность», – заявил уполномоченный. Наши анонимные комментаторы, напротив, уверены, что коррупционная система ежегодно только совершенствуется и разрастается.

Только за прошедшие две недели на страницах прессы появились два новых серьёзных повода засучить рукава, чтобы совершить очередной антикоррупционный подвиг. Первый эпизод пахнет школьным питанием. По всей вероятности, в этой сфере происходит передел рынка с не очень прозрачными схемами перехода питания школяров из рук одной привластной группировки к другой. Насколько оправданы с точки зрения качества все происходящие изменения и как реагировать родителям – вот вопросы, возникающие при изучении обозначенной темы. Первая реакция сводится к решению кормить своих детей дома, не подвергая их рискам неизвестности. И здесь власти придётся внести ясность в то, как работает система школьного питания в Ульяновске. Некоторые факты, например, предъявленные Игорем Корниловым, говорят, что в сфере детского питания Ульяновской области действуют коррупционные схемы.

Действия второго эпизода разворачиваются в заволжском парке. Здесь появились таблички частной собственности, железобетонные плиты и предложения о продаже земли. Об этом написал блогер Симбиблис. В министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии утверждают, что таблички размещены на лесных участках, расположенных в пределах городской черты, а не на территории лесного фонда, поэтому министерство за них не отвечает. В комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Ульяновска заявляют, что территория парка, принадлежащая городу, не продавалась в частные руки и в аренду не сдавалась. Сами таблички меж тем исчезли. Была ли это проверка бдительности или чья-то шутка, будем разбираться в 2013 году.

Министерская чехарда
Можно ли надеяться на помощь ульяновских чиновников в наших делах начавшегося года? У них первые месяцы года традиционно связаны с другим очень важным занятием – реструктуризацией и переименованием. Напомним, что с нового года появилось новое областное министерство, отвечающее за инновации, во главе с Александром Смекалиным. Также стало известно, что министр сельского хозяйства Александр Чепухин займёт ещё и кресло зампреда правительства с аналогичными функциями, сохранив министерский пост.

В начале недели интернет-портал «Диван Обломова» рассказал об очередном переименовании министерства по развитию информационных технологий и электронной демократии. Министр и зампред Светлана Опёнышева поспешила опровергнуть данную информацию, назвав «болтунами» информаторов «Дивана», правда, одновременно подтвердив, что информация портала о выплаченной чиновникам премии вопреки обещанию губернатора достоверна.

Не прошло и недели, как сам Сергей Морозов заявил о переименовании другого министра – Татьяны Кирилловой, отвечающей за открытое правительство. Теперь она будет называться министром внешних связей и общественных проектов. Причиной, побудившей губернатора на столь радикальный шаг по повышению эффективности работы министра, стал, якобы, переход власти на новый уровень открытости.

В своём интервью «Первому молодёжному» Светлана Опёнышева очень красочно рассказала о том, как усиливается открытость. Она назвала одно главное препятствие на этом пути – общество не готово к открытости власти, а все общественные активисты только и знают, что зарабатывать очки на критике власти. Возможно, наша критика постоянных реструктуризаций в исполнительной власти и необоснованна, но на эти процессы, по нашему мнению, уходят силы и время «слуг народа», которые можно потратить на решение важных для общества проблем.

Есть надежда, что экспертный совет, сформированный при правительстве области, поможет нашим чиновникам не только разработать постоянную структуру органов власти, но и подскажет, на каких актуальных вопросах им нужно сосредоточиться. Однако обнародованный список членов совета пока не подкрепляет наши надежды на то, что эксперты свяжут общество и власть. Есть вопросы и по результатам голосования за кандидатов в совет, которое проходило на сайте правительства: они не опубликованы.

Голубые, педофилы и гробокопатели
Обращаясь к общественности за помощью в общем деле, нужно иметь ввиду, что общество наше далеко не едино. Это ослабляет нас, в отстаивании своих интересов. Анализ полемики вокруг идеологических вопросов говорит об углубляющемся реальном, а не метафизическом, разрыве между «красными», «белыми», «голубыми», «оранжевыми» и «коричневыми».

Первый эпизод связан с посленовогодним обсуждением заседания Изборского клуба в Ульяновске. Члены клуба с восторгом отозвались о прошедшем в декабре мероприятии. Одним из поводов для этого стало отсутствие, по словам художника Алексея Беляева-Гинтовта, на этих встречах либералов. Негативное отношение к либералам – это один из постулатов клуба. Оно отразилось в так называемой «Ульяновской декларации», недавно опубликованной в газете «Завтра»: «В условиях острейшей политической и демографической угрозы белые и красные патриоты должны сосредоточиться на базовых опасностях. Таких как либеральная пропаганда вседозволенности…», – заявляют изборцы.

Но вскоре выяснилось, что на открытых для посещения мероприятиях клуба, всё же оказались злокозненные либералы. Мало того, они ещё написали и свои отзывы обо всём увиденном. «Как может чувствовать себя условный либерал, попавший на заседание Изборского клуба? Как махаон в термитнике. Как «враг народа» в бараке для «социально близких». Как стиляга в желтом пиджаке и с коком — на комсомольском собрании. Как Штирлиц в приемной Гиммлера… Как белый, по дурости забредший в «Макдоналдс» в черном квартале Вашингтона», – пишет журналист Сергей Гогин, отмечая степень идеологических различий в нынешней России.

В ответ на статьи Гогина участник ульяновских посиделок Артем Акопян написал: «С либеральными московскими пи… никакого примирения не будет. Никогда. А провинциальных либералов трогать не нужно. Сами все поймут…» На это товарищ Артёма Евгений Берсенев, не стесняясь, написал: «Провинциальные либералы разные есть… Так что, нех.. тут мягкотелость разводить. А Гогин этот уже на пару расстрелов напубликовался…»

Второй эпизод возник вокруг установки памятников русскому солдату Василию Кочеткову и жертвам репрессий. Уже несколько краеведов усомнились в подлинности истории Кочеткова. В числе скептиков два известных архивиста – Иван Сивопляс и Антон Шабалкин. Наши анонимные комментаторы во главе с Виктором Каменевым поспешили обвинить их в непатриотизме и гробокопательстве. Под материалом об установке памятника репрессиям либерального режима вместо памятника сталинским репрессиям разгорелась ещё более ожесточённая полемика «либералов» и «патриотов». Последние полностью присвоили себе право любить Родину, заранее объявляя либералов предателями России.

Третий эпизод более безобиден, но более приближен к реальности. В прошлые выходные вся местная твит-лента была забита сообщениями о проходившем в Москве «Марше против подлецов». При изучении твитов стало ясно, что за столичными событиями пристально следили не какие-то оппозиционеры, а представители местной «Единой России» из числа молодёжи. Антон Хащенко, например, разглядел американские флаги в оппозиционных колоннах, хотя оппозиционерами заранее была распространена информация о таких провокациях со стороны «нашистов». Эдгар Красаускас упорно писал о происходящем с хэштегом #маршПедофилов, хотя на федеральном уровне единороссами был принят более мягкий лозунг о «марше детоторговцев». О возможной политической окраске борьбы с педофилами мы уже писали. И вот это происходит в реальности. Пока противники и сторонники «закона Димы Яковлева» упражнялись в словесных уколах, в Ульяновской области появилась информация об очередных чиновничьих косяках в сфере опеки. Стало известно, что один из местных бюрократов в качестве бонуса получал зарплату педагога детдома, фактически им не являясь, то есть попросту воровал у сирот. Воинствующая идеология и обыденная реальность.

Праздники прошли. Мы возвращаемся в не очень привлекательную действительность с многочисленными социальными проблемами. 2013 год покажет, кто и чем на практике занят. Впереди выборы в Заксобрание, проблемы с возрождением авиастроения в регионе, бюджетные и экономические стрессы. Наступило время реальных общих дел. Читайте Улпрессу.