Как известно, делегация ульяновских чиновников во главе с губернатором Сергеем Морозовым прибыла в Лондон. Изучать и перенимать культурный опыт. Декларируемые цели этого понятны – Ульяновск по очередному мега-плану Морозова должен стать культурной столицей Европы, а также привлечь федеральные деньги с помощью якобы создаваемого креативного кластера.
Без международного опыта в таких сложных материях не обойтись. Это со всей очевидностью показали совещания по теме создания в области творческого кластера. Что это такое, не понял ровным счетом никто. Понятно лишь, что с помощью кластерной риторики губернатор планирует якобы привлечь в регион очередные мифические субсидии и субвенции.
Почему мифические? Ответ на этот вопрос прост – все грандиозные мега-планы последнего времени жестоко разбивались об ульяновскую реальность. Точнее, об уровень мышления властного аппарата. В общем и целом он находится на стадии типичного обывателя, мыслящего вовсе не государственными категориями, а на уровне «ковер-машина-дача». В итоге до реальной работы по обеспечению условий для субсидирования дело не доходит – мелкие частные интересы тормозят любую задумку ещё на предпроектной стадии.
Следовательно, примеры реализации хоть чего-нибудь можно найти лишь за рубежом. Мы абсолютно уверены, что именно такой логикой организаторы вояжа и оправдывали его для себя.
На деле же всё гораздо более унылее… В Лондон приезжает полтора десятка чиновников из какого-то Ульяновска (а это в Сибири, да?), с чемоданами, полными кирпичей (уверены, что без сувенирного симбирцита не обошлось), и с грандиозными притязаниями, не обеспеченными ровным счетом ничем, кроме, извините за выражение, понтов. Сразу из рукава достаётся козырь в виде сурового художественного реализма и декларируется крупнейшая в мире премия (Пластовская). Эпатаж и пафос должны, по задумке, обеспечить с делегацией диалог на равных. Но этого не происходит – серьёзные британские деятели культуры отлично понимают, что Ульяновску до Европы – как до Луны.
Причина – в совершенной отсталости культурной сферы как среды в Ульяновске по сравнению с любой европейской страной, а в особенности с Англией. Если говорить даже просто про организационно-финансовую сторону вопроса, то мы находимся на том уровне, на котором находилась Англия лет за 15 до Тэтчер. И этот разрыв за 2, 3 и даже 10 лет не преодолеть. Требуется коренная перестройка институтов, на которую, естественно, никто пойти не готов.
Для всех наших чиновников культура – это индустрия, а не среда. Причем индустрия строго вертикальная, сохранившая всю структуру с ранних советских времен. У финансируемых государством индустрий нет реального стимула, чтобы развиваться и зарабатывать самостоятельно. Не помогла и реструктуризация в разнообразные ОГУПы и автономные организации. При отсутствии культурной среды из этой модернизации получается лишь убогая ресурсная схема, при которой за содержание объекта или индустрии платит государство, а зарабатывает на халявном ресурсе свой человек. Причем зарабатывая чаще всего далеко не самым культурным способом, а примитивно сдавая в аренду площади, организуя торговлю и т.д.
За примерами далеко ходить не надо. Перед глазами у каждого Ленинский Мемориал, наполненный корпоративами и сомнительными концертами, ДК, превращенные в ярмарки, и т.д.
Помнится, что с идеи о том, что культура должна зарабатывать, начала свою карьеру в области Татьяна Ившина, ныне руководитель фонда «Культурная столица». Даже небольшое раздумье приводит к выводу, что тезис этот далеко не универсален и может быть применен лишь в отдельных случаях. Более того, он крайне мало совместим с бюджетным финансированием. Именно совмещение политики зарабатывания с ручейком из бюджета и рождает с одной стороны обнищание социально значимых культурных учреждений, а с другой – рождение паразитирующих своих.
При этом среды не получается. Остаётся всё та же индустрия, при которой стимулов создавать новые культурные смыслы и образы у институтов остаётся даже меньше, чем было в советское время.
Какой стимул есть, например, у театра бороться за серьёзный грант или заниматься фандрайзингом? При существующей региональной культурной политике – никакого. Выигранные деньги пойдут в бюджет за исключением процентов премиальных, а проведенное событие будет ассоциироваться вовсе не с организовавшими его лицами.
В итоге культурой всё так же занимаются энтузиасты, причем вопреки сохранившейся системе, а всё, что выпадает за её рамки, автоматически приобретает статус маргинальности. И, следовательно, лишается всяких шансов на поддержку.
Дошло до идиотизма. Культурная среда в глазах чиновников практически вся стала маргинальной. Для получения хоть какой-то поддержки неофициальная (то есть реальная) культура вынуждена мимикрировать под духовно-патриотическое воспитание, колобка, привязываться к авиапрому, изображать из себя модное в этом сезоне евразийство и т.д. Но всё равно в индустрию практически никто не вписывается.
В полной мере актуальность этого тезиса подтвердил «уникальный, единственный в России» креативный инкубатор «Квартал», который в результате наполнился такими же резидентами, что и любой офисный центр – редакцией свадебного журнала, типографией, кафе, пересдающими выставочный зал в аренду «галереями» и т.д. Креатива и инкубирования – ровно ноль.
Культура как среда, как всё, что нас окружает, от этих
культурных потуг весьма далека ввиду того, что в глазах чиновников это маргинальный андеграунд. Начиная от современного искусства, заканчивая граффити на заборе и изменениями в городской среде – всё это в глазах чиновников маргинально, любая живая культура – альтернативна.
Понятно, что вписать живую культуру в существующую индустрию невозможно. Для этого надо расписаться в том, что проводимая в последние годы культурная политика оказалась ошибочной. Но это означает признать свою некомпетентность. После культурных столиц, культурных форумов и многомиллионных грантов сделать это уже невозможно. Демонтаж обязательно вынесет наверх толпу обиженных. И тут могут припомнить всё. Политически сценарий для области неприятный.
Поэтому приходится до последнего делать хорошую мину при плохой игре, изображая понимание и вовлечение. Тем более, что накопленные псевдо-компетенции в виде культурного пиара и пафоса вызывают иллюзию того, что всё возможно. И кластер креативный, и инкубатор творческий, и культурная столица Европы, и звание центра культуры галактики…
Естественно, что этот пафос в Лондонах явно вызовет недоумение. Чем он обеспечен? Бизнесом от культуры? Нет. Отработанной системой финансирования культуры бизнесом и государством на паритетных началах? Нет. Честной и избыточной грантовой поддержкой? Нет. Золотым дождем от государства? Опять нет!
Загадочная русская душа – потемки. Других механизмов финансирования и развития культуры Европа не знает. Может, странные русские изобрели что-то новое, что вся Европа не смогла придумать за последние 200 лет становления институтов поддержки культуры?
Да, смогли. Сохранить и испортить оставшуюся с советских времен систему, вдобавок превратив её в очередную ресурсную кормушку. Уникальный ульяновский опыт, основанный на феодально-крепостнической психологии.
Что же смогут перенять делегированные у креативных лондонцев? Увы, ничего. Смогут с недоумением посмотреть на современное искусство в модных лофтах, с презрением оглядеть волосатых художников в наколках в творческих мастерских, походить по модным галереям, повосторгаться цифрами в отчетах о прибылях культурных центров и всё.
Перенимать нечего – к этому Европа шла лет 200, причем за счёт всего остального мира. Осторожно создавалась и развивалась среда, формировались ценности, которые приобретали цену, цена приводила капитал, капитал рождал бизнес, бизнес порождал институты, институты порождали востребованность искусства и культуры.
Ульяновской области пройти этот путь в ближайшие годы не грозит. А значит, максимум, чего можно ожидать, так это имитации. Такой же, как сумка «из 80-х» с принтом британского флага на плече худосочного хипстера, «ливерпульский саунд» из подвала или креативный инкубатор «Квартал».
Удивительно, но при этом декларируемая в последнее время культурная политика региона строится на постулате ужесточения культурной «вертикали» с целью прямого насаждения неких ценностей. Очевидно, что мы в очередной раз имеем дело с тем, что правая рука власти не знает, что делает левая, то есть с полным отсутствием реальной единой политики. Власть попросту сама себе противоречит – с одной стороны и модными хочется побыть, и в Лондон скататься, и инкубаторы пооткрывать, а с другой стороны – духовно-патриотическое воспитание в сталинском духе попродвигать.
Но противоречие это мнимое, так как креативная концепция требует понимания культуры как среды, а это, как мы указали выше, невозможно. Культура для области – это инструмент для попыток выбить денег из федералов, политический заказ, ресурс, но никак не среда.
Сильно сомневаемся, что чиновники этого не понимают. Просто очень в Лондон хочется. Там ведь сейчас модный хипстерский туман и +3. Самое время для приятных зимних экскурсий в хорошей компании за бюджетный счет под шумок оптимизации “неэффективных” учреждений культуры в области. То есть тех, которые никак нельзя сдавать под корпоративы, устраивать в них меховые ярмарки, пристраивать к ним кабаки или как-то иначе культурно зарабатывать с полученного контроля над ресурсом. Да и правда – денег-то в бюджете нет, приходится даже зарплату задерживать в культуре. Какие уж тут сельские ДК или библиотеки…