Вчера на открытом разговоре губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, пообещал вернуться к разговору о цели поездки в Лондон и смысле учреждения премии Аркадия Пластова.

То, что само учреждение премии вызвало резонанс и “культурный шок” у обывателей, сомневаться не приходится, да и среди федеральных журналистов резонанс приключился отрицательный. Я уже вдоволь по иронизировал над ситуацией:

1 С.Морозов: “не авиация, не автомобили, не ядерная энергетика, но культура…”; (о негативной реакции зарубежной прессы)
2 Аркадий Пластов: «В Москве правды нет!»; (штрихи к портрету самого художника)
3 Высокохудожественный п…здец! (ЖЖурналисты оценили поездку губернатора Морозова); (первая реакция акул пера)

Марат Гельман назвал сие – “пиаром” с негативным оттенком, губернатор утверждает – “узнаваемость области”,  я бы назвал – комедия ошибок, классический случай.

Реакция населения не могла быть положительной, по целому ряду причин:
а) Непопулярность министра культуры области, которая очевидна из организованной ею встречи блоггеров, которая больше напоминала встречу с МГЕР; А между тем, влиятельность и авторитет министра региона предопределяется отношением к нему блогеров, которые создают информационный фон (“шумы”) в соцсетях, и как следствие, потом и в прессе.
б) Из-за не выполненного обещания губернатора переоборудовать “оптимизированные” школы в социокультурные центры;
и деятельности “Симбирцита” превратившего подростковые клубы в фитинес-центры и “качалки”, и где дам бальзаковского возраста и “братков” встретить можно чаще чем подростков (не все разумеется, но местами – есть такое), из-за неумелого подхода к организации “культурного кластера” и “культурного-инкубатора” Т.Ившиной, идею которого встретили горячо, но потом, стали дистанцироваться от неё, как это получилось и с “бизнес-инкубатором” Гайнетдинова-Гафурова, превращенного в тусовку “для своих”.
в) Из-за неверной подачи самой идеи, ошибок в организации премии и освещении события;

В течении недели я внимательно наблюдал за полемикой между сторонниками премии и её противниками, причем в числе сторонников оказались традиционные “лояльные”, а отнюдь не мастера культуры, не представители творческой интеллигенции  не представители бизнеса. Среди противников, преобладал тезис: “есть ещё не решенные социальные проблемы!”.

Резюме, ни одного достойного довода от “сторонников” я так и не увидел, противники премии верно указали на нерешенные проблемы, но сделали неверные выводы из собственных доводов, хотя большинство даже и выводов не сделало.

Чума на оба ваших дома! Придется восполнить пробелы в полемике. Начну с ошибок.

“Премиальные” ошибки:
1. Нельзя было закладывать сумму премии в бюджет, ни частично, ни полностью. Это неизбежно вело к скандалу и давало карт-бланш в руки критиков. Нужно было изначально организовывать фонд премии, это придало бы её вес и значимость, а так, сама премия оказалась зависима от того кто руководит областью, и чей статус и будет решающим в судьбе премии – быть ей или не быть, это лишает премию значимости и “международности”.
2. Фонд премии, фонд подобных премий образуется несколькими способами, либо внесением капитала на счет (в случае с областью, почти исключено, даже 10 летний фонд – 200 миллионов); либо отчислениями от проведения культурных мероприятий (но, это не гарантия стабильности, и что-то мне подсказывает, что стоимость продаваемых билетов не составит 20 млн.рублей); либо созданием эндаумент-фонда, что более реально и правдоподобно;
3. Информационная подача материала должна была “вправить мозги” обывателям до поездки в Лондон, тут провал департамента коммуникаций и ведомств ответственных за работу с общественностью, которые даже блогеров не убедили в нужности и целесообразности премии. Запоздавшая информационная реплика, что “всё будет даваться в виде гранта и сертификата, и будет оставаться в области”, делают премию менее привлекательной, но зато генерирует мысли в головах об очередном распиле.

Ошибка критиков:

1. Социальные проблемы – вечны, это вообще-то вопрос повышения качества жизни населения, раздав каждому по рублю, жизнь не улучшишь никому и проблем столько, что 20 миллионов рублей погоды не делают, это стоимость одного детского сада, а даже их в одном Ульяновске нужно два десятка.
2. Критиковать нужно было не сам факт учреждения премии, а способ и организацию премии.

Теперь, попытаюсь выступить в роли “адвоката дьявола” (это термин такой, не пугайтесь, кто не в теме), в роли защитника самой идеи учреждения премии, о чем бы я стал в подобном случае говорить (хотя об этом должен был бы говорить министр внутренней политики, культуры, представители правительства по связям с общественностью и коммуникациям, но они предпочли “бросить губернатора под танки”, пусть сам выкручивается как умеет).

Итак, приступаю:

О значимости премии Аркадия Пластова для региона и мировой общественности.

Культурные события и проекты могут и должны  быть инструментом развития региона, более того они и формируют “бренд региона” и его статус и известность.  Именно культурные события, проекты, туристический потенциал – фундамент в формировании бренда территории, и его инвестиционной привлекательности, а следовательно и   источник наполнения бюджета для решения социально-экономических проблем.

Ошибочно культуру и искусство во всех их проявлениях принято относить к исключительно дотируемым видам деятельности, что чаще свидетельствует о плохом менеджменте и некомпетентности лиц ответственных за развитие культурного потенциала региона. Не умаляя важность и необходимость финансирования государством и регионом культуры в целом, необходимо понимать – что отдельные культурные проекты могут быть и должны быть прибыльными с точки зрения их вклада в экономику региона. Культурные проекты должны улучшать жизнь населения региона, где они проводятся. По сути, под словосочетанием “развитие культуры”  следует понимать экономическое развитие, а не культурное или духовное, что само собой разумеется.

Есть всего два пути улучшения уровня жизни людей в регионе. Первый путь – получение дотаций из федерального центра – более реалистический в краткосрочной перспективе, но в стратегической перспективе – однозначный тупик. Ну не могут 10 регионов все время финансировать остальные 73, это невозможно! Необходимо научится зарабатывать деньги и сделать это для региона может только бизнес.

Речь идет о всех видах бизнеса, но действующие внутри региона, необходимо разделять на две принципиально разные категории – перераспределяющие и экспортно-ориентированные. К перераспределяющим относятся кафе, рестораны, супермаркеты, жилищно-коммунальные службы. А к экспортно-ориентированным – все те предприятия и организации, товары и услуги которых оплачиваются потребителями из других регионов России или зарубежья. В частности, и туристический бизнес, который по данным ВТО занимает первое  место в мире по своей доле в суммарном мировом экспорте. По данным той же организации, 1 рубль, вложенный в развитие туризма, дает доход 4,8 рубля, туризм – движитель развития экономики региона.

По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия эта тенденция сохранится. Так, к 2020 году доходы от туризма должны увеличиться еще более значительно – в 4,2 раза: с $476 млрд. до $2 трлн. По оценкам международных экспертов, туристический потенциал России, а именно – наличие уникальных природных и архитектурных достопримечательностей, памятников истории, культуры и искусства, ставит нашу страну в десятку наиболее привлекательных для туризма стран. «Оценивая все страны по туристическому потенциалу, Всемирная туристическая организация ставит нашу страну только на 59-е место. Это при том, что Россия является одним из мировых лидеров по количеству объектов природного и культурного наследия. Вместо потенциальных 70 миллионов туристов страна имеет всего 37, включая всего 2 миллиона иностранцев. То есть, количество туристов в России может быть увеличено минимум в два раза» – отметил недавно Д.А. Медведев на совещании по развитию туризма в России.
Во многих регионах России есть очень большой потенциал для развития различных видов туризма, коих всего существует более шести десятков. Рлной из категорий является культурно-познавательный («музейный») туризм, этнотуризм и событийный туризм, связанный с посещением мероприятий в области культуры и искусства

Но, если город не Париж, не Лондон, не Москва или Санкт-Петербург, он не в состоянии непрерывно привлекать большой поток туристов, но вот несколько дней в году – реально. Для какой-то определенной, возможно, достаточно небольшой аудитории. Рецепт успеха прост: это событийный туризм. В том числе – основанный на посещении культурных событий и проектов. У примеру, вручение международной премии художникам.

Для не слишком большой и раскрученной территории это, возможно, единственный путь успеха в начальной стадии борьбы за долю в общем туристическом потоке. По данном пути уже прошли многие, от мифа о Лох-несском чудовище, породившем неисчерпаемый поток туристов, до хорватского Огулина с его фестивалем сказок, скорее всего, даже мало известных широкой аудитории городов, тем не менее получивших свою долю туристического пирога.

Например, есть фанаты народных промыслов, этномузыки, или археологических или палеонтологических экспедиций, можно для них организовать туры? У небольшой территории всегда невелик бюджет, поэтому нужно действовать точечно. В смысле, не размывать бюджет на продвижение культуры и туризма по всем 365 дням в году, а фокусировать его на нескольких днях – когда проводится событийный проект в области культуры. Отсюда и вывод о том, что не нужно даже пытаться понравиться всем. Чем меньше регион, чем меньше у него бюджет, тем, возможно, менее очевидными культурными проектами он должен заниматься. Для того, чтобы преуспеть, небольшие и не раскрученные регионы, как и малый бизнес, должны уходить в свои ниши.

Теперь существенный вопро, кто должен выступать организатором событий? Государство, частные меценаты или местный бизнес? В основном, местный бизнес. Правда, тут необходимо имеющийся бюджет на продвижение культурных проектов рационально разделить на гранты и поощрять ими только тех предпринимателей, которые реализуют различные культурные проекты на территории региона… приносящие доход в бюджет региона существенно выше суммы выделенного гранта. Дело непростое, но лучше помогать тем, кто уже знает, умеет, понимает – что и как нужно делать, чем думать, как освоить деньги самим.

Государство – крайне неэффективный собственник, оно способно поддержать культурный стартап, но получить доход уже вряд ли. Именно поэтому, все мероприятия, финансируемые государством, являются убыточными – это касается даже самых крупных экономических форумов. Что объясняется как неправильным маркетингом, так и, в большинстве случаев, отсутствием заинтересованности чиновников в том, чтобы сделать не убыточное, а самоокупаемое мероприятие.

Но, если присмотреться, то практически в каждом регионе всегда можно увидеть инициативных людей, проводящих фестиваль этнической музыки, художественную выставку или конкурс в области графического дизайна. Большинство этих событий тривиальны и лишены коммерческого потенциала, но среди них можно найти перспективные проекты, реализуемые командой порядочных и увлеченных людей. Вот на них и нужно делать ставку. Проекты «Рок над Волгой» и «Классика над Волгой», которые сегодня составляют предмет законной гордости Самарской области, были придуманы и реализованы исключительно бизнесом, а не государством, от государства требовалось только одно – не мешать.

А имеет ли смысл проводить убыточные мероприятия в области культуры? Да, если не часто. Это необходимо, чтобы показать рынку – мы существуем, тут кипит жизнь и мы делаем разные интересные вещи!

Правда ли, что небольшой культурный событийный проект способен привлечь поток туристов? Не всегда. Чаще – нет. Но он при этом способен решить совсем другие задачи. Например, прорыв «информационного кокона», имеющийся над регионом.

СМИ, особенно зарубежным и федеральным, интересны уникальные события, а не локальная выставка кошек или конкурс красоты. Регион – это то, что написано про него в Яндексе и Гугле. И, если повезет – в Википедии. Так вот – важно суметь сделать то, про что будет очень интересно написать московским, питерским и зарубежным журналистам и тем более блогерам!

Сегодня все субъекты федерации хотят быть инвестиционно-привлекательными, конкурируют друг с другом, а первым шагом к инвестиционной привлекательности, к доверию, является элементарная осведомленность – знание города и региона в неком исключительно положительном контексте. Вода камень точит, и тот регион, который по чуть-чуть, но целенаправленно работает на свое паблисити с имиджем, имеет больше шансов на приобретение деловой репутации.

Известно, что СМИ больше нацелены на происшествия и острый негатив (таков информационный бизнес и спрос на новости в нашем обществе), и сподвигнуть журналиста написать о городе или регионе в положительном контексте часто может только яркое, значимое или нетривиальное мероприятие… или деньги, причем не малые.

Масштаб мероприятий не обязательно должен быть соразмерен региону или городу, в котором оно проводится. Аудитория – это все страна и весь мир.

Даже небольшой культурный проект вполне может стать важной частью бренда малого города или региона, и почти ничего не дать большому. Небольшие территории с приходом в них хотя бы одного культурного проекта в год, получат глоток свежего воздуха и вполне способны показать удивительные социальные и экономические результаты.

Культура – это не столько некрасовские чтения и выступление симфонического оркестра. И это уж совсем не обязательно то, что нравится лишь интеллигентным дамам забальзаковского возраста. Фестиваль и конкурс граффити – это тоже культура.

То же самое можно сказать о новом туристическом маршруте «Сказочное кольцо России», который одновременно является успешным коммерческим проектом туристической компании «Волга-Тур», способен простимулировать экономику городов в местах своего проведения и сохранять важную часть нашего культурного наследия, погружая детей в атмосферу русских народных сказок.

Региональные культурные проекты ни в коем случае не должны быть уделом избранной, высокообразованной и утонченной в своих вкусах аудитории. Танцевальные поединки на берегу реки Томь и пермские белые ночи, зимний фестиваль впечатлений на льду Байкала – все это способно, в том числе, положительно сказаться на демографической ситуации в регионах. Можно по-разному относиться к проекту «Пермь – культурная столица России», но когда в Перми началась вызванная этим проектом «движуха» – отток образованной молодежи из города явно замедлился.

Возможно, пора понимать культуру еще шире. Ведь общение интеллигентных людей в ресторане или конференц-зале тоже может тоже быть элементом культурной жизни города. Если раньше центрами культурной жизни в городах и сёлах были дома культуры, церкви и библиотеки, то сегодня ими вполне могут являться рестораны, конференц-залы, городские парки и тем более набережные.

Ежегодная IT-конференция в рамках проекта «Касперский открывает города» c точки зрения культурной жизни мало что значила бы для Москвы с Питером, но при этом является важнейшим культурным и светским событием для таких городов до миллионников – регионам нужны положительные эмоции. Любая крупная компания, действующая в этих регионах, вполне могла бы «потянуть» проведение или спонсирование хотя бы одного культурного проекта в год, особенно это касается градообразующих предприятий.

Ведь это не столько элемент социальной ответственности, сколько и элементарная бизнес-логика – счастливые, позитивно настроеные люди лучше работают и меньше стремятся уехать из своего региона.

Несмотря на то, что культура должна финансироваться государством и поддерживаться крупным бизнесом, культурные события и проекты вполне могут и обязаны быть прибыльными. Культура должна перестать восприниматься лишь как часть необходимой обязательной социальной нагрузки. Культура – это драйвер для роста экономики региона.
Культурные события и проекты должны давать людям надежду, что жизнь непременно будет меняться к лучшему. Они снимают социальную напряженность в регионе и улучшают демографическую ситуацию.
Культурные события и проекты способны объединять людей, воспитывать и поддерживать у них любовь к родному краю и чувство законной гордости, патриотизма. Это важное условие душевного и духовного здоровья населения, формирующее здоровый образ жизни и позитивное отношение к ней.
Совместная организация властью, бизнесом и гражданскими активистами культурных событий и проектов вполне может быть формой и способом поиска лучшего взаимопонимания и установления доверия между обществом, бизнесом и властью. Ведь, в отличие от политики, культура сближает, а не разобщает людей. Единые культурные ценности являются необходимым фундаментом для взаимопонимания, мира, спокойной жизни и процветания региона.
Только культурные события и проекты могут успешно сработать на имидж и репутацию, формируя и поддерживая бренд региона, который, в свою очередь, должен являться не модным бессмысленным фантиком, а инструментом реализации реалистичной стратегии социально-экономического развития.

Бренды территорий, не в последнюю очередь, формируются брендами проходящих там культурных событий и проектов. Когда мы говорим «Великобритания», то вспоминаем Битлз. Говоря Таити мы вспоминаем Гогена, а Рио-де-Жанейро ассоциируется со знаменитым карнавалом.

Какие события и проекты в области культуры и искусства мир будет ассоциировать со словом Ульяновск-Симбирск? Будут ли наши дети вообще знать это слово, смогут ли они показать город и регион на карте и своими словами рассказать друзьям, чем именно примечательна эта земля, кому и почему сюда стоит приехать и когда это сделать лучше всего? Это зависит от нас всех, от представителей власти, общества и бизнеса.

Все мы являемся наследниками того, что нам оставили предки, далекие и не слишком отдаленные, мы не должны забывать их имен, и рачительно относиться к их славе и переданному нам наследству, не транжиря его понапрасну.  Далекие и славные предки создавали славу этого региона, и славу России, им это давалось и жилось много труднее, чем нам сегодняшним. И чтить их память, формировать позитивное отношение к краю где они родились, достойное занятие для их наследников.

Учрежденная художественная премия Аркадия Пластова, не только мемориал его памяти, но средство консолидации власти, бизнеса и общества. Успешность культурного проекта и его безубыточность для региона, зависит только от нас с вами и это дело не одного дня.

Власть работая на имидж региона, озабочена при этом привлечением инвесторов, созданием высокооплачиваемых рабочих мест, повышением качества жизни населения и разумеется его культуры. И власть региона нуждается в поддержки бизнес сообщества региона и его общественности, понимании что и как делается.

Поэтому учреждение премии художника, не только культурный проект, а ещё и социально-экономический и социально-политический, не говоря уж про известную нотку патриотичности столь важную для подрастающего поколения. Сама международная премия – культурный стартап власти, направленный на правильное восприятие значимости культуры для бизнеса и общества, для региона и его населения, для детей и взрослых.

Все мы в детстве были художниками, воспринимая непосредственно окружающий мир, многие потом утратили этот дар, и лишь одаренным удалось его сохранить и пронести по жизни, сохранив в себе кусочек детства, как это удалось нашему земляку Аркадию Пластову, поэтому учрежденная международная премия, ещё и память о детстве, об утраченном даре природы.

Но, в душе каждого человека, вне зависимости от его возраста, ребенок – живет, и помнит о том, как увлеченно рисовал мир в котором он живет. Поэтому премия так дорога, ещё и как напоминание обществу о необходимости сохранения в детях их дара, художественного, музыкального, поэтического, очень важное напоминание, берегите в детях лучшее, развивайте в них тягу к прекрасному, чистому и светлому, любите их и их таланты.

И однажды они  смогут получить свою премию, сталь лауреатами и победителями другого конкурса, и очень хочется верить, что кто-то из них обязательно заслужит и премию своего земляка Аркадия Пластова, сохранившего и приумножившего славу края, Отечества и мест где родился.