В ходе аппаратного совещания, состоявшегося в прошлый понедельник, был рассмотрен отчёт о работе отдела по обеспечению работы комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по бюджету, налогам и предпринимательству за 2012 год.
В течение года отделом была обеспечена подготовка 19 заседаний комитета по бюджету, налогам и предпринимательству, на которых рассмотрено 263 вопроса, 149 из вынесены на заседания Законодательного Собрания. Также была обеспечена подготовка «круглого стола» на тему «Об уплате налога на имущество организаций в связи с отменой с 1 января 2012 года льготы по данному налогу для областных бюджетных учреждений». Было подготовлено к принятию 68 законов Ульяновской области. Это составляет 30 процентов всех законов Ульяновской области, принятых на заседаниях Законодательного Собрания за 2012 год.
Специалисты отдела приняли участие в 15 заседаниях Коллегии Счётной палаты Ульяновской области, проведённых в 2012 году. В числе вопросов, рассмотренных на заседаниях Коллегии – вопросы использования средств областного бюджета. В минувшем году в комитет поступили результаты 20 отчётов Счётной палаты Ульяновской области по проверкам использования средств областного бюджета за различные периоды. Отчёты о проверках и рекомендации Счётной палаты по устранению нарушений были проанализированы специалистами отдела. Общая сумма нарушений, выявленных в ходе проверок, – 457 млн. 26 тыс. рублей.
За прошедший период отделом рассмотрено 1076 документов, включая письма от граждан и юридических организаций. По всем документам, требующим принятия решения, специалистами отдела были подготовлены соответствующие предложения по их решению.
В 2012 году при участии специалистов отдела по обеспечению работы комитета по бюджету, налогам и предпринимательству были подготовлены к принятию законопроекты Ульяновской области о внесении изменений в действующие региональные законы, направленные на поддержку предпринимательства в Ульяновской области. Так, региональный закон «Об установлении налоговой ставки налога на прибыль организаций в отношении организаций, осуществляющих производство цемента на территории Ульяновской области» предусматривает установление пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство цемента на территории Ульяновской области в части, зачисляемой в областной бюджет в размере 13,5% сроком на три года. Согласно закону «О внесении изменения в статью 1 Закона Ульяновской области «О налоговых ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на территории Ульяновской области» подлежит изменению статья 1 в части дополнения перечня видов экономической деятельности, в отношении которых применяется пониженная налоговая ставка в размере 5% при применении упрощённой системы налогообложения в области здравоохранения.
По состоянию на 1 ноября в 2012 году в Ульяновской области зарегистрировано 8 809 новых субъектов малого и среднего предпринимательства, общее количество субъектов предпринимательства зарегистрированных в Ульяновской области составило 64 099. За 10 месяцев 2012 года банками Ульяновской области по кредитным продуктам малого и среднего бизнеса предоставлено 27 421 млн. рублей.
По данным Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области в консолидированный бюджет субъекта (областной и местные бюджеты) за январь-ноябрь 2012 года поступило налогов в сумме 23 млрд. 453,1 млн. рублей, что на 15,8% или 3 млрд 197,3 млн. рублей больше, чем за аналогичный период 2011 года. Недоимка по налоговым платежам в консолидированный бюджет на 1 декабря 2012 года составила 1 млрд 219 млн. рублей или 41,5% от суммы задолженности и за 2012 год увеличилась на 66,4% или 486,5 млн. рублей.
Одним из главных направлений деятельности комитета совместно с сотрудниками отдела является работа над областным бюджетом. В течение 2012 года изменения в закон «Об областном бюджете Ульяновской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» вносились восемь раз.
Доходная часть бюджета увеличилась на 6,35 млрд. рублей (с 27,4 до 33,7 млрд. рублей). Собственные доходы (налоговые и неналоговые доходы) возросли на 1,2 млрд. рублей и составили 22,7 млрд. рублей. В текущем году произошло увеличение поступлений по основным бюджетообразующим налогам – налогу на прибыль организаций, налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, также значительно выросло поступление государственной пошлины. Сумма безвозмездных поступлений возросла на 5,2 млрд. рублей – с 5,9 млрд. рублей до 11,1 млрд. рублей.
Расходная часть областного бюджета за истекший период возросла на 8,7 млрд. рублей и составила 39,3 млрд. рублей. При этом наибольший удельный вес ассигнований направлялся на оказание мер социальной поддержки, модернизацию здравоохранения и образования, на повышение заработной платы.
Анализируя исполнение областного бюджета, специалисты отдела особое внимание уделяют освоению средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на реализацию областных целевых программ. Расчётная потребность действующих в 2012 году 43-х областных целевых программ, утверждённых Правительством Ульяновской области, составила 11,4 млрд. рублей. По 5-ти программам финансирование в 2012 году приостановлено полностью. По итогам на 1 декабря 2012 года на реализацию мероприятий 38-ми областных целевых программ в областном бюджете было предусмотрено 4,6 млрд. рублей или 40,4 процента от их расчётной стоимости в 2012 году. Исполнение областных целевых программ на 1 декабря 2012 года составляет 3,66 млрд. рублей или 79,5 % от объема финансирования.
На момент рассмотрения проекта закона об областном бюджете Ульяновской области на 2013-2015 годы утверждены постановлениями Правительства Ульяновской области 37 областных целевых программ, их общая расчётная потребность составляет 11 млрд. 891,8 млн. рублей. Из них предусмотрено финансирование 23-х областных целевых программ, из общей суммы расходов на их реализацию предусмотрено средств в сумме более 4 млрд. рублей или 33,8% от расчётной потребности. Полностью от потребности в соответствии с мероприятиями программы предусмотрено финансирование четырех ОЦП. Частично от потребности предусмотрено финансирование 19 областных целевых программ, из них более чем на 50% от потребности средства предусмотрены по четырем областным целевым программам. Ниже, чем на 50% от потребности, средства предусмотрены по 15-ти областным целевым программам. Не предусмотрено финансирование 14-ти областных целевых программ.
Специалисты комитета обратили внимание на то, что на протяжении ряда лет сохраняется тенденция утверждения областных целевых программ, не обеспеченных достаточным объёмом финансирования, что не позволяет осуществить весь комплекс программных мероприятий и достичь поставленных целей.