Слесарю-сборщику ульяновского авиазавода Александру Кириловскому вручили правительственную награду «За содействие донорскому движению», учрежденную Минздравом РФ и Федеральным медико-биологическим агентством. Таких медалей, отлитых из чистого серебра, в стране выпущено всего 100 штук. Кириловский стал единственным ульяновцем, ее получившим: его награда — под номером 097.

Александр Викторович — человек уникальный. Кровь редкой — второй группы с отрицательным резус-фактором — сдает уже 32 года. Донором он был почти 700 раз! Как подсчитали врачи, за все это время самолетостроитель сдал 25 ведер крови и помог как минимум тысяче человек. Сегодня он 12-кратный почетный донор (это звание дают после каждой 60-й по счету сдачи крови).

— Если честно, в первый раз я пошел сдавать кровь из интереса, проверить себя — смогу или нет, — рассказывает авиастроитель. — Ведь многие, увидев иголку, падают в обморок. Не каждому суждено стать донором. Но это, видимо не про меня. Первые ощущения после сдачи крови — как будто вышел из бани: легко, хорошо.

Будущему донору-рекордсмену на тот момент было 18 лет.

Кириловский родился в Казани, после школы устроился на местный вертолетный завод. Затем переехал в Ульяновск, пошел работать на «Авиастар». С 1986 года и по сей день он работает на строительстве (а теперь — модернизации) знаменитых воздушных гигантов — «Русланов».

Сдавать кровь целенаправленно, чтобы помочь людям, он начал именно в Ульяновске. В его личной истории были и особые случаи.

— Однажды меня попросили помочь бабушке, которая была в плохом состоянии, лежала в больнице. Обратились ее родственники. Я согласился помочь. Бабушка прожила всего неделю, но, как мне рассказали ее родные, меня благодарила, сказала, что почувствовала себя хорошо. С этими людьми мы до сих пор общаемся, они мне теперь как родственники, — говорит Кириловский.

Бывало и так, что доноров срочно увозили в больницы, в том числе и детские, чтобы они сдавали кровь прямо на месте, в лечебном учреждении. Но никого из тех, кому он помог, Александр Викторович не знает.

— Такой практики — встречаться — нет. Врачи говорят, что так положено: вдруг человек не понравится, и вы откажетесь для него сдавать кровь. А злости здесь быть не должно. Так что мы просто сдаем — неважно, для кого. Ведь наша главная цель — спасти жизнь, — считает донор.

В здание ульяновской станции переливания крови Кириловский ходит как на вторую работу — раз в неделю он сдает здесь кровь на плазму. В коридорах его узнают — как врачи, так и другие доноры. Здороваются за руку, узнают последние новости. А теперь и поздравляют с наградой.

Накануне сдачи Александр Викторович питается, по собственному утверждению, «почти как монах» — ест гречневую кашу, печенку, фрукты, пьет соки. Перед тем как сдать кровь, все доноры проходят медкомиссию: их состояние оценивает терапевт, измеряет давление, температуру. После этого определяется анализ содержания в крови гемоглобина. Предел для мужчин — 130, для женщин — 120. Если ниже, врачи отправляют отдыхать, набираться сил. И уже после этого тех, кто прошел через сито отбора, отправляют на сдачу крови.

После процедуры донорам плазмы делают специальный укол — чтобы кровь быстрее обновлялась. За раз Кириловский сдает 400 миллилитров крови.

— Плохо никогда себя не чувствовал. Наоборот, кровь обновляется. Это полезно для здоровья, — поясняет донор.

Авиастроитель признается: сначала стремился к тому, чтобы стать почетным донором. Этот статус давал определенные привилегии: например, 50-процентную скидку на квартплату (сейчас этой льготы нет), денежную выплату из федерального бюджета — 11,5 тысячи рублей в год. За одну сдачу крови донор получает 400 рублей, плазмы — 650 рублей. Пока эти деньги выдают; возможно, выплаты будут еще и в феврале. Но потом вступит в силу новый закон, по которому денежные компенсации для доноров отменяют. Сдавать кровь теперь можно будет только «за еду».

— На мой взгляд, сделано это неправильно. Многие не пойдут сдавать кровь за обед. К сожалению, положение многих людей сейчас сложное, донорам нужно помогать, и не едой, а деньгами, — считает Кириловский.

Сам же он уходить на «пенсию» пока не собирается. Сколько еще будет сдавать кровь — зависит от здоровья: «Возможно, получится сдать и 800 раз».

Родные Александра Викторовича относятся к его «рекорду» положительно — гордятся, что «поднял фамилию», прославил и себя, и завод, где работает. Две маленькие внучки радуются, когда деда показывают по телевизору. Но в семье Кириловских донор пока лишь один — по стопам главы семьи никто не пошел.

— Меня часто спрашивают — зачем мне это надо? Не ради выплат. Хочется помочь людям, которые болеют, нуждаются в нас. Ведь пока еще никто не придумал замену крови. А помогать для меня — в радость, — говорит Кириловский.

Кстати
Самой дефицитной в Ульяновской области, как и во всем Поволжье, считается вторая группа крови (именно ее имеют большинство жителей поволжских регионов), а также все группы с отрицательным резус-фактором.

— Дефицит крови и ее компонентов есть всегда, ведь мы работаем круглосуточно, не останавливаясь. Наша станция обеспечивает кровью больницы не только Ульяновской области, но и части Татарстана. В Ульяновске планируется построить новый Центр крови, на него будут выделены большие средства: 241 миллион рублей из федерального бюджета и 20 миллионов — из регионального. Но встает вопрос: кто будет в этом центре сдавать кровь? — говорит главврач Ульяновской областной станции переливания крови Марат Хапман.

Новый закон, отменивший денежную компенсацию для доноров, значительно усложнил жизнь работникам станции. Ломается система, которая выстраивалась в течение долгих лет работы. На региональном уровне ульяновские власти планируют ввести свою компенсацию — ее размер сейчас определяет специально созданная комиссия.

— Каждый донор для нас важен и нужен: человеку, в зависимости от степени тяжести его состояния, переливают кровь не от одного, а как минимум от семи-десяти человек. В ближайшее время мы хотим запустить акцию, в рамках которой сдавать кровь на безвозмездной и постоянной основе будут чиновники — как областного, так и муниципального уровня. А это 4,5 тысячи человек, — уточнил Марат Хапман.

Справка «РГ»
Более 90 тысяч доноров зарегистрировано в Ульяновской области. Реально кровь сдают 30-36 тысяч человек. За год от ульяновских доноров собирают до 20 тонн крови. Почти 10 тысяч ульяновцев являются почетными донорами.