МИХАИЛ БЕЛЫЙ
Система электронной записи к врачам оставила многих россиян без медицинской помощи.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) на днях сообщила об огромном количестве жалоб от россиян: люди говорят о невозможности попасть к врачу из-за системы электронной записи. На сегодняшний день такую форму записи ввели почти четыре тысячи медучреждений, на что Минздрав за последние два года потратил 28 млрд. рублей. Однако пациенты сетуют, что вместо обещанного отсутствия очередей в регистратуру они вообще оказались отрезаны от медицинской помощи. Больше других пострадали пожилые люди, большинство из которых не пользуются Интернетом, – им попасть к докторам стало почти невозможно. Опрошенные «НИ» врачи подтверждают: электронная запись осложнила жизнь как больным, так и самим медикам.
Сервис «Запись на прием к врачу в электронном виде» заработал по всей стране с декабря прошлого года. В некоторых регионах, например в столице, на электронную запись к врачам перешли гораздо раньше. По данным Минздрава, в 2011–2012 годах на внедрение системы электронной записи из бюджетов всех уровней было потрачено 28 млрд. рублей, а записаться через установленный в медучреждении терминал или Интернет можно в 4 тыс. российских клиник. По данным Минздрава РФ, ежедневно электронной записью пользуются 60 тыс. человек.
Предполагалось, что электронная запись избавит поликлиники от очередей в регистратуру, когда за талоном к дефицитным специалистам необходимо было приходить ранним утром. Однако на практике многие граждане обнаружили, что теперь вовсе не могут попасть к нужным им докторам. «Глубина записи к таким специалистам, как хирург или эндокринолог, колоссальная. И если вам нужно срочно получить выписку из карты, например для госпитализации, то сделать это можно будет не раньше следующей недели», – говорит «НИ» руководитель специализированного интернет-сайта «Доктор на работе» Ольга Игнатьева. По ее словам, еще труднее получить талончик именно на то время, которое вам нужно, так как обычно все талоны оказываются разобраны еще в самом начале записи.
Несовершенство системы уже признали чиновники. На днях Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) сообщила о поступлении «значительного количества обращений граждан по вопросу неудовлетворительной реализации записи к врачу в электронном виде в рамках региональных программ модернизации здравоохранения». Региональным департаментам здравоохранения рекомендуется «проработать вопрос создания горячей линии для оперативного решения вопросов, связанных с осуществлением записи на прием к врачу в электронном виде», говорится в письме, подписанном временно исполняющей обязанности руководителя Росздравнадзора Еленой Тельновой.
Ольга Игнатьева отмечает, что в сложившейся ситуации виноваты не только разработчики системы электронной записи, но и сами пациенты: «Еще одна проблема, с которой сталкиваются в поликлиниках, – это неявка пациента после записи – они забывают прийти, не приходят в назначенное время, не предупреждают о том, что не придут. В результате врач ожидает пациента, записанного на определенное время, а пациент не приходит». К врачам не являются четверть записавшихся, рассказала «НИ» врач стоматологической поликлиники из города Кировочепецка Кировской области Людмила Сырчина: «Мы ведем статистику все то время, что работаем с электронной регистратурой. Каждый месяц считаем и расстраиваемся. Из 920–950 талонов, которые выкладываются ежемесячно, 200–230 – неявки».
Несмотря на потраченный на модернизацию медицины почти миллиард долларов, даже в ближнем Подмосковье остаются поликлиники, в которых компьютеров нет и в регистратурах. Все записи там ведут от руки, вынуждая пациентов выстаивать огромные очереди, пока медсестра заполняет стандартные бланки. В очереди стоят и пришедшие на платные услуги, такие, как профосмотр или шоферская комиссия. На вопрос о том, куда уходят тысячи рублей, уплаченные за весьма поверхностный медосмотр, медсестры горестно вздыхают и поднимают глаза кверху.
По словам стоматолога Людмилы Сырчиной, некоторые из записавшихся на прием через Интернет «записываются на несколько раз в день, в неделю, а приходят тогда, когда посчитают нужным, выбрав для себя удобное время из забронированного». В результате «получается, что запись вся «упакована», а пациентов на приеме нет, хотя ведь поликлиника имеет так называемый государственный заказ, годовой план на количество посещений и условных единиц трудоемкости врача».
Есть и те, кто действительно хочет попасть к доктору и в назначенное время прийти готов, но заветный талончик получить теперь не может. Это прежде всего пожилые люди, большинство из которых не пользуются Интернетом. Введение записи через Интернет или специальные автоматы фактически лишило пожилых людей возможности попасть на прием к врачу, говорит «НИ» доктор медицинских наук Алексей Тихомиров: «Некоторых пенсионеров спасают дети и внуки. А если пенсионеры одиноки, то я очень сомневаюсь, что они смогут без посторонней помощи преодолеть этот дополнительный барьер». Ольга Игнатьева отмечает, что в государственные поликлиники ходят главным образом пенсионеры, которые «зачастую не умеют пользоваться современными автоматами, а доступ в Интернет для большинства выглядит как что-то фантастическое».
К внедрению электронной записи оказались не готовы и руководители лечебных учреждений, уверена г-жа Игнатьева: «У них попросту не хватает ни сил, ни средств, чтобы обучить достаточное количество персонала, который будет вести электронную базу и поддерживать ее в рабочем состоянии. Они не заинтересованы в этом, и для них самый простой вариант – работать по старинке». В результате страдают те люди, чьих данных в этой системе в нужный момент не оказывается. Одна из таких жертв – 23-летняя менеджер из Ульяновска Алина. «Перед операцией мне срочно потребовалась консультация онколога в местном диспансере. Сначала меня попробовали записать на прием в диспансер сотрудницы женской консультации, где я наблюдаюсь, однако у них ничего не вышло – система почему-то несколько дней просто не работала. Девушки из регистратуры порекомендовали мне записаться самостоятельно – из дома. Я попробовала сделать это сама, но поскольку моей фамилии не оказалось в базе данных онкологического диспансера, то записаться я тоже не смогла», – рассказала «НИ» девушка.
Затем Алина позвонила в медучреждение и попросила записать ее к необходимому специалисту. После уговоров сотрудница регистратуры согласилась сделать это. Однако в день назначенного приема Алине заявили, что в списке пациентов ее имени нет. В итоге запись вновь была перенесена – больше чем на две недели, несмотря на то, что девушка срочно нуждалась в консультации.
Другая пациентка, успевшая столкнуться с электронной записью, – Людмила Янтушкина посетовала в беседе с «НИ» на то, что чаще всего нет свободного времени для приема на целый месяц вперед. «А за это время я могу вылечиться сама и снова заболеть», – констатирует она. В столичных поликлиниках электронная запись обычно начинается за две недели до дня предполагаемого приема. И свободных талонов ко многим врачам, как правило, нет даже в первый день записи.
Многие доктора, опрошенные «НИ», полагают, что сама идея электронной записи на прием к врачу правильная, но в современных условиях она ни к чему хорошему не приведет. В частности, врач-хирург одной из региональных больниц, пожелавший не называть своего имени, описал «НИ» ситуацию, когда человек записывается на прием к доктору на 11.00, приходит к указанному времени и на прием не попадает: «Человек сталкивается с двумя самыми распространенными проблемами поликлинических очередей. Во-первых, никто точно не может определить время, которое я потрачу на прием одного человека. Это может быть две минуты, а может и минут 40. Все болеют по-разному. Поэтому в 11.00 я могу еще принимать другого человека. Во-вторых, людям, которые берут талоны непосредственно в регистратуре, чаще всего глубоко наплевать на время, которое в этом талоне указано. Поэтому в 9.10 на пороге может появиться пациент с талоном на 13.40. Попытка же его выгнать приводит к скандалу – перспектива ждать так долго никого не устраивает». По мнению собеседника «НИ», проблему очередей и доступности медицинской помощи электронная запись не решит: «Очереди возникают из-за нехватки специалистов и исчезнут, когда решится кадровый вопрос».
Врач одной из московских районных поликлиник в свою очередь рассказала «НИ», что отдельная проблема связана с медицинскими полисами: «Люди получили полисы десять и более лет назад, после этого уже по нескольку раз переехали, а система видит старый адрес и пишет мне красным, что человек чужой, не прикреплен». По словам доктора, все чаще вызов «скорой» остается единственной возможностью получить хотя бы какую-то медпомощь для тех, кто не сумел пробиться на прием к специалисту посредством электронной записи.
Nikita
Электронная регистратура это удобный способ записаться на прием к врачу не выходя из дома но не обязательно только через интернет я просто по телефону звонил и меня включали в расписание, f специалистов с введением этой услуги и правда больше не стало – вот и очереди.
Джулия
Это – шаг к цивилизованной медицине. Лично у меня получается записаться в поликлинику по месту жительства по интернету, в женскую консультацию – почему-то нет. В любом случае, когда я 2 раза звонила и в одну, и в другую поликлинику, меня записали по телефону. Уж лучше несколько раз позвонить и помучиться в интернете, чем 1,5 часа мерзнуть перед закрытой поликлиникой (((
Роберто
И у нас в Италии почти так же хорошо как у вас. Жаль только мужиков туда не записывают.
zzz
Б.., один эндокринолог на весь Новй город -в этом электронная запись виновата. Давайте отменим ее -и все будет ништяк
Ворошиловский стрелок
Приезжайте к нам в Засвияжье, Караулова ответила, что у нас их пруд пруди.
медик-нищеброд
Очереди возникают из-за нехватки специалистов и исчезнут, когда решится кадровый вопрос.
Ключевая фраза всей статьи. Нет медиков – вы хоть как талончики раздавайте и очереди организовывайте. Толку все равно не будет.
А решится этот кадровый вопрос только тогда, когда государство повернется лицом к РЯДОВОМУ медперсоналу и умерит аппетиты управленцев в медицине.
Да-да
Да-да, надо все отменить и вернуться с живой очереди. 28 млрд ведь уже минздрав освоил, можно людей не мучать.
Анна2
Ага, давайте опять в 5 утра будем очередь за талонами занимать.
Алкоголезависимый
Нормально работает электронная регистрация, пользовался неоднократно. По пенсионерам – возможно стоит ввести дни “живой” очереди для данной категории.
Пенсионер
Надо тех, кому удобно через интернет, по интернету их и лечить.
zzz
Кому надобно через регистратуру.. ну вы поняли
Игнат
Слышал, что только в Ульяновской области электроная регистратура нормально работает. Был в Саратове – полная профанация.
Маразм крепчает
Статья односторонне негативная. А мы, с тех пор, как появилась электронная регистратура, забыли, как это – с 6 утра за талонами стоять. Записываемся сами, записываем родителей на прием. Ни разу еще накладок не было!
А проблема реальная в нехватке врачей. К детскому кардиологу месяц не могли попасть в Заволжье, постоянно слышали “перезвоните через 1-2 недели, может запись будет”. И при чем тут электронная регистратура? Прошли врача платно в другом районе.
lost
Когда заходишь на doctor73.ru, в 8 утра в пятницу, когда начинается живая запись в поликлинике – с сайта невозможно записаться, все кнопки “записаться” неактивны. ОНи открываются только в 10 часов, когда живая запись заканчивается.
Соответственно, талонов уже получить невозможно – их по-просту не остаётся.
пуцаент
Здорово отмываются деньги ! Очередей в больничках не будет тогда, когда всех уморят !
М.Шарафутдинов
Мы в Совете общественных организаций по защите прав пациентов постоянно отслеживаем ситуацию с работой электронной регистратуры, можем сказать о достаточно активной работе Министерства здравоохранения по улучшению ситуации в данном вопросе. От лица Совета пациентской организации “Движение против рака” могу сказать, что с введением электронной записи ситуация в поликлинике онкодиспансера улучшилась кардинальным образом
Олимпиада
Зачем возвращаться к прошлому??? Вы хоть раз пробовали сами то записаться и сходить к врачу…. Это уже удобство сделали специально для вас… Просто все забыли уже как это сидеть в очередях по 3 часа да и к тому же вас еще и не примут, так как у врача закончится время. И с утра не бегать не занимать очередь и не брать талон….. а Прийти за 15 минут и попасть на прием… Это экономия Вашего времени!!! Ульяновск развивается.. и это идет на благо людям… Так давайте не будем так грубо и неверно отзываться и реагировать на все. Я уже год пользуюсь данной услугой и записываю всех близких и никогда еще не возникало серьезных проблем с прохождением врача…. И записаться можно не только через интернет.. но и по телефону регистраторы записывают на прием.
Хворый.
такое ощущение, что электронная регистратура решила какие-то проблемы.
Также стоят записанные в очередях за талонами, к врачу.
Просто сейчас можно сослаться на электронную запись, а там возможность записаться к врачу через 32 дня, а к другому по иному заболеванию – через 26 дней.
И что?????? Человек просто не идёт и сам лечится!!!!!
Раньше стояли тупо в очереди и хотя бы знали, что их сегодня или завтра примут!!!!
А вы, писаки, как будто не болеете и у вас таких проблем нет.
Прошу не коментировать. Просто вырвалось.
zzz
Че,примут по живой очереди без талона?
ГУЗ МИАЦ
Добрый день!
Хочу отметить, что в Ульяновской области электронная регистратура внедрена во всех 69 лечебных учреждениях, а не частично, как в некоторых регионах. Записаться к врачу можно не только через интернет-портал Доктор 73, это один из вариантов записи на прием к врачу, остались проверенные способы записи, в том числе для пациентов «уважаемого» возраста:
при обращении непосредственно в регистратуру;
при обращении по телефону в регистратуру;
через информационные киоски (инфоматы), всего их 36 по области.
Кроме того, имеется возможность и самому врачу записывать пациента на повторный приём или записывать со своего рабочего места к другому специалисту, в том числе и в другие лечебные учреждения, но данная функция доступна только при наличии автоматизированного рабочего места (АРМ) у врача. В рамках программы модернизации закуплено более 3 400 АРМ для врачей. В г.Ульяновске участковая служба укомплектована АРМ на 100%, что делает данную функцию доступной.
В Министерстве здравоохранения Ульяновской области создан контактный центр по вопросам записи на прием к врачу и устранения нарушений порядка оказания услуги «запись на прием к врачу» со стороны лечебных учреждений на основании ваших обращений – 41-01-55 .
Также на сайте Доктор 73 не получится записаться к одному специалисту на несколько приемов в неделю. Необходимо сначала удалить предыдущую запись и записаться вновь, что исключает так называемую «запись впрок» или как у Вас «упаковку» записи.
Еще 8 лет назад наши бабушки с ужасом смотрели на сотовые телефоны, а сейчас бабушке даже в самой глубинке мы можем дозвониться на сотовый. Только общими усилиями мы сможем добиться результатов.
Изгнанница
Компьютеры нужны в регистратурах, там регистратор будет видеть когда какой врач дежурит, сколько у него свободных мест и на какие дни. А пациенты тогда не будут стоять на запись в огромных очередях и ждать когда его карточку найдут – все его данные в базе данных будут на экране регистратора. А самим пациентам нечего лезть в это дело, кроме молодых-продвинутых. Обычные люди только мучаются. Сначала надо медработников научить работать с компьютером, а потом пациентов на комп посылать. И у врача тоже должен быть компьютер с медицинским досье на каждого пациента. Тогда это будет цивилизованно.