МИХАИЛ БЕЛЫЙ
Система электронной записи к врачам оставила многих россиян без медицинской помощи.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) на днях сообщила об огромном количестве жалоб от россиян: люди говорят о невозможности попасть к врачу из-за системы электронной записи. На сегодняшний день такую форму записи ввели почти четыре тысячи медучреждений, на что Минздрав за последние два года потратил 28 млрд. рублей. Однако пациенты сетуют, что вместо обещанного отсутствия очередей в регистратуру они вообще оказались отрезаны от медицинской помощи. Больше других пострадали пожилые люди, большинство из которых не пользуются Интернетом, – им попасть к докторам стало почти невозможно. Опрошенные «НИ» врачи подтверждают: электронная запись осложнила жизнь как больным, так и самим медикам.

Сервис «Запись на прием к врачу в электронном виде» заработал по всей стране с декабря прошлого года. В некоторых регионах, например в столице, на электронную запись к врачам перешли гораздо раньше. По данным Минздрава, в 2011–2012 годах на внедрение системы электронной записи из бюджетов всех уровней было потрачено 28 млрд. рублей, а записаться через установленный в медучреждении терминал или Интернет можно в 4 тыс. российских клиник. По данным Минздрава РФ, ежедневно электронной записью пользуются 60 тыс. человек.

Предполагалось, что электронная запись избавит поликлиники от очередей в регистратуру, когда за талоном к дефицитным специалистам необходимо было приходить ранним утром. Однако на практике многие граждане обнаружили, что теперь вовсе не могут попасть к нужным им докторам. «Глубина записи к таким специалистам, как хирург или эндокринолог, колоссальная. И если вам нужно срочно получить выписку из карты, например для госпитализации, то сделать это можно будет не раньше следующей недели», – говорит «НИ» руководитель специализированного интернет-сайта «Доктор на работе» Ольга Игнатьева. По ее словам, еще труднее получить талончик именно на то время, которое вам нужно, так как обычно все талоны оказываются разобраны еще в самом начале записи.

Несовершенство системы уже признали чиновники. На днях Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) сообщила о поступлении «значительного количества обращений граждан по вопросу неудовлетворительной реализации записи к врачу в электронном виде в рамках региональных программ модернизации здравоохранения». Региональным департаментам здравоохранения рекомендуется «проработать вопрос создания горячей линии для оперативного решения вопросов, связанных с осуществлением записи на прием к врачу в электронном виде», говорится в письме, подписанном временно исполняющей обязанности руководителя Росздравнадзора Еленой Тельновой.

Ольга Игнатьева отмечает, что в сложившейся ситуации виноваты не только разработчики системы электронной записи, но и сами пациенты: «Еще одна проблема, с которой сталкиваются в поликлиниках, – это неявка пациента после записи – они забывают прийти, не приходят в назначенное время, не предупреждают о том, что не придут. В результате врач ожидает пациента, записанного на определенное время, а пациент не приходит». К врачам не являются четверть записавшихся, рассказала «НИ» врач стоматологической поликлиники из города Кировочепецка Кировской области Людмила Сырчина: «Мы ведем статистику все то время, что работаем с электронной регистратурой. Каждый месяц считаем и расстраиваемся. Из 920–950 талонов, которые выкладываются ежемесячно, 200–230 – неявки».

Несмотря на потраченный на модернизацию медицины почти миллиард долларов, даже в ближнем Подмосковье остаются поликлиники, в которых компьютеров нет и в регистратурах. Все записи там ведут от руки, вынуждая пациентов выстаивать огромные очереди, пока медсестра заполняет стандартные бланки. В очереди стоят и пришедшие на платные услуги, такие, как профосмотр или шоферская комиссия. На вопрос о том, куда уходят тысячи рублей, уплаченные за весьма поверхностный медосмотр, медсестры горестно вздыхают и поднимают глаза кверху.

По словам стоматолога Людмилы Сырчиной, некоторые из записавшихся на прием через Интернет «записываются на несколько раз в день, в неделю, а приходят тогда, когда посчитают нужным, выбрав для себя удобное время из забронированного». В результате «получается, что запись вся «упакована», а пациентов на приеме нет, хотя ведь поликлиника имеет так называемый государственный заказ, годовой план на количество посещений и условных единиц трудоемкости врача».

Есть и те, кто действительно хочет попасть к доктору и в назначенное время прийти готов, но заветный талончик получить теперь не может. Это прежде всего пожилые люди, большинство из которых не пользуются Интернетом. Введение записи через Интернет или специальные автоматы фактически лишило пожилых людей возможности попасть на прием к врачу, говорит «НИ» доктор медицинских наук Алексей Тихомиров: «Некоторых пенсионеров спасают дети и внуки. А если пенсионеры одиноки, то я очень сомневаюсь, что они смогут без посторонней помощи преодолеть этот дополнительный барьер». Ольга Игнатьева отмечает, что в государственные поликлиники ходят главным образом пенсионеры, которые «зачастую не умеют пользоваться современными автоматами, а доступ в Интернет для большинства выглядит как что-то фантастическое».

К внедрению электронной записи оказались не готовы и руководители лечебных учреждений, уверена г-жа Игнатьева: «У них попросту не хватает ни сил, ни средств, чтобы обучить достаточное количество персонала, который будет вести электронную базу и поддерживать ее в рабочем состоянии. Они не заинтересованы в этом, и для них самый простой вариант – работать по старинке». В результате страдают те люди, чьих данных в этой системе в нужный момент не оказывается. Одна из таких жертв – 23-летняя менеджер из Ульяновска Алина. «Перед операцией мне срочно потребовалась консультация онколога в местном диспансере. Сначала меня попробовали записать на прием в диспансер сотрудницы женской консультации, где я наблюдаюсь, однако у них ничего не вышло – система почему-то несколько дней просто не работала. Девушки из регистратуры порекомендовали мне записаться самостоятельно – из дома. Я попробовала сделать это сама, но поскольку моей фамилии не оказалось в базе данных онкологического диспансера, то записаться я тоже не смогла», – рассказала «НИ» девушка.

Затем Алина позвонила в медучреждение и попросила записать ее к необходимому специалисту. После уговоров сотрудница регистратуры согласилась сделать это. Однако в день назначенного приема Алине заявили, что в списке пациентов ее имени нет. В итоге запись вновь была перенесена – больше чем на две недели, несмотря на то, что девушка срочно нуждалась в консультации.

Другая пациентка, успевшая столкнуться с электронной записью, – Людмила Янтушкина посетовала в беседе с «НИ» на то, что чаще всего нет свободного времени для приема на целый месяц вперед. «А за это время я могу вылечиться сама и снова заболеть», – констатирует она. В столичных поликлиниках электронная запись обычно начинается за две недели до дня предполагаемого приема. И свободных талонов ко многим врачам, как правило, нет даже в первый день записи.

Многие доктора, опрошенные «НИ», полагают, что сама идея электронной записи на прием к врачу правильная, но в современных условиях она ни к чему хорошему не приведет. В частности, врач-хирург одной из региональных больниц, пожелавший не называть своего имени, описал «НИ» ситуацию, когда человек записывается на прием к доктору на 11.00, приходит к указанному времени и на прием не попадает: «Человек сталкивается с двумя самыми распространенными проблемами поликлинических очередей. Во-первых, никто точно не может определить время, которое я потрачу на прием одного человека. Это может быть две минуты, а может и минут 40. Все болеют по-разному. Поэтому в 11.00 я могу еще принимать другого человека. Во-вторых, людям, которые берут талоны непосредственно в регистратуре, чаще всего глубоко наплевать на время, которое в этом талоне указано. Поэтому в 9.10 на пороге может появиться пациент с талоном на 13.40. Попытка же его выгнать приводит к скандалу – перспектива ждать так долго никого не устраивает». По мнению собеседника «НИ», проблему очередей и доступности медицинской помощи электронная запись не решит: «Очереди возникают из-за нехватки специалистов и исчезнут, когда решится кадровый вопрос».

Врач одной из московских районных поликлиник в свою очередь рассказала «НИ», что отдельная проблема связана с медицинскими полисами: «Люди получили полисы десять и более лет назад, после этого уже по нескольку раз переехали, а система видит старый адрес и пишет мне красным, что человек чужой, не прикреплен». По словам доктора, все чаще вызов «скорой» остается единственной возможностью получить хотя бы какую-то медпомощь для тех, кто не сумел пробиться на прием к специалисту посредством электронной записи.